"Кто он, герой нашего времени?"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Читатаельская конференция в 4 классе по проблеме хороших, общественно значимых посупков детей - героев литературныз произведений второй половины 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ “Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
__________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ И ОПК
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Читательская конференция
Возраст детей, на которых рассчитана данная работа: дети 10-11 лет, 4 класс
Срок реализации данной работы: 2018 г
Автор: Серегина Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
____________________________________________________________
с.Хвастовичи
2018
Цель: создание среды для критического мышления по формированию духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов.
Задачи и ожидаемые результаты:
1. Обучающие получат возможность познакомиться с произведениями детских писателей второй половины 20 в.- начала 21 в..
2. Смогут проанализировать поступки литературных героев, выделить наиболее значимые для понятия «положительный герой»
3. Научатся приводить аргументы, делать выводы, проявят творческие способности
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Стратегии: чтение с пометами, кластер, многоуровневые вопросы для совместного обсуждения, синквейн, эссе.
Оборудование: книги современных писателей, пословицы и высказывания о книге и чтении, наглядный материал, слайдовая презентация, аудио записи, раздаточный материал - разрезные карточки, таблицы, листы для работы в группе.
Подготовительный этап. После прочтения и анализа рассказа А.Гайдара «Тимур и его команда» дети получили задание найти книги, которые рассказывают о хороших поступках современных детей.
Ход занятия:
- Организационно-мотивационный этап.
Звучит песня «Тот, кто любит читать». Ребята занимают места в классе, рассаживаются по группам, в которых они готовили тексты для читательской конференции.
Приветствие учителя: Сегодня здесь собрались те, кто любит читать, размышлять, находить ответы на вопросы, задавать вопросы и задаваться вопросами. Посмотрите на слайд (изображение Ильи Муромца, Гагарина, Кутузова, Любови Егоровой) и скажите, что может объединять этих людей? (они совершали подвиги в разные времена истории) Как можно назвать их одним словом? (герои)
2. Работа с лексическим словом «герой»
На слайде выведены 3 понятия – герой. Как вы думаете, какое из этих значений мы будем использовать на сегодняшнем занятии?
1) Герой – это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиг.
2) Герой – это главное действующее лицо литературного произведения
3) Герой – это лицо, воплощающее в себе, характерные черты эпохи, среды.
3. Осмысление характерных черт человека, которого можно назвать героем:
- В какие времена совершаются подвиги?
- Каковы внешние особенности героев?
- Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем?
- Герои – это люди особой профессии или рода занятий?
- Герой появляется или растёт в каких-то особенных условиях?
- Герои живут в необычных местах?
- Какой вывод можно сделать? (Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек).
4. Самоопределение к деятельности:
Как вы узнали о таких героических человеческих поступках и о том, кто их совершил? (из газет, из рассказов людей, из теле- и радиопрограмм, из Интернета)
Найдите синоним словосочетанию «героический поступок». (подвиг)
Определение слово «подвиг» на слайде.
Помните, маленьких подвигов не бывает! Подвиг – он и есть подвиг! Не важно, кто его совершил: мужчина или женщина, а может быть мальчик или девочка, важно, что сделал этот человек великую вещь – спас чью-то жизнь, помог предотвратить несчастье.
Какие произведения о подвигах вы читали?
А возможно ли, чтобы подвиг был совершён ребёнком? Какие примеры вы можете привести? А какие литературные произведения это доказывают? («Тимур и его команда») Какой подвиг совершала команда Тимура? Какое это было время? Можно ли Тимура назвать героем своего времени? Какую эмблему выбрала команда Тимура?
Многое изменилось на земле с тех пор. Есть ли место подвигу в наше время? Отправимся в путешествие по страницам детских книг.
Охватим период послевоенных лет и до сегодняшнего дня. В конце занятия перед нами предстанет собирательный образ героя нашего времени. На доске появляется изображение человечка и надпись «Герой нашего времени». Рядом с изображением каждая группа будет прикреплять табличку с качеством, на которое обращает внимание автор выбранного ими произведения.
5. Представление прочитанных произведений
Дети в группах представляют прочитанные произведения по данной проблеме:
Конструктор рассказа: Герой- его характер- его поступок- ради кого или чего совершён- вывод
На доске команда вывешивает листок с качествами, которые привлекли чтецов и эмблему этого качества.
1 группа
В.Катаев «Цветик – семицветик».
Эта сказка рассказывает о девочке Жене, которая получила возможность воспользоваться волшебством. Шесть лепестков волшебного цветка она использовала напрасно: ни ей, никому другому они не принесли никакой пользы. Последний лепесток помог вернуть здоровье мальчику – инвалиду. Женя испытала радость от исполнения этого желания, оно было полезным и нужным для больного ребёнка. Этот поступок можно назвать подвигом, во-первых, потому что Женя пожертвовала пользой для себя ради пользы для незнакомого ей человека, во-вторых, она одержала победу над своим неразумным поведением. На доске появляется первый плакат «Пожертвовать своими интересами ради пользы для другого человека»
2 группа
Г.Скребицкий «Передышка» - Если совершил ошибку- исправь её. Эмблема- берёзовый листок.
3 группа
Е.Пермяк «Надёжный человек» - Забота о слабых-превыше всего.
Эмблема- саночки.
4 группа
Николай Носов «Огородники» - Важно быть честным.
Эмблема- огурец.
5 группа
М.Пришвин «Ребята и утята» - любовь к природе. Эмблема- утёнок.
6 группа (повышенный уровень)
А.Волков «Волшебник Изумрудного города» - Стремись стать лучше и проявляй свои хорошие качества в нужную минуту. Эмблема- зеркало.
- Осмысление.
Давайте посмотрим, что у нас получилось, какими качествами обладает собирательный образ героя нашего времени?
Вывод: это добрый, честный человек, который умеет заботиться о других, стремиться стать лучше, любит природу.
Хотели бы вы оказаться именно таким человеком? Что для этого необходимо делать?
- Обобщение.
А теперь давайте установим связь представленных произведений и мировоззрение православного христианина. Есть ли между ними что-то общее?
Вывод: детские писатели ставят во внимание те же качества, что и православие.
Как мы называем эти добрые качества? (Добродетели)
- Творческое задание.
Я предлагаю вам вырезать из листка цветной бумаги свою ладошку, это будет символ нашей дружбы со всеми людьми. Подпишите свои имя в середине ладошки, а на каждом пальчике напишите свои добрые качества, которыми вы больше всего гордитесь. Прикрепим эти эмблемы-ладошки к солнышку, они станут лучиками, которые освещают наш путь в жизни.
Спасибо всем за интересную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герой нашего времени
Герой нашего времени. Это внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов....
Конкурсно-игровая программа "Последний герой нашего Романа"
Цели: развивать ловкость, быстроту; воспитывать дисциплину, сплоченность, умение выполнять команды; создать возможности для самовыражения, самопознания и саморазвития детей; вызвать положительные эмоц...
Проект "Герой Нашего Времени"
В нашей гимназии ежегодно проводятся Гимназические чтения.Тема этого года - Герой нашего времени.Мы, с моим классом, решили продолжить изучение Санкт - Петербурга. Наша гимназия расположена в При...
"Герой нашего времени"
Цель: воспитание гражданско-патриотического чувства....
Защита коллективного проекта 2 б класса "Герой нашего класса"
Пионеры - герои Кубани...
Презентация "Герой нашего времени – Крикалёв Сергей Константинович"
Сергей Константинович Крикалёв — советский и российский космонавт, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе....
Методическая разработка классного часа на тему: «Александр Прохоренко - Герой нашего времени»
Данная разработка посвящена воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов. Были поставлены задачи воспитывать у детей интерес к изучению истории на ярком приме...