ОРКСЭ «Человек - чело века»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чувилкина Елена Юрьевна

Методическая разработка урока ОРКСЭ

Тема: «Человек - чело века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_chelovek_-_chelo_veka.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ОРКСЭ

Тема: «Человек - чело века»

Цель:

  • формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

  • воспитание нравственных чувств через присвоение таких ценностей, как нравственный выбор, милосердие, сострадание, сочувствие;
  • развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Предварительная работа:

  • подготовить рассказ о родственниках, внёсших особый вклад в развитие нашей страны.

Ход урока:

1. Вступительная часть.

Самоопределение к деятельности, организационный этап.

- Утром начался новый день, сейчас начинается новый урок. Всё идёт своим чередом. Встречайте улыбкой каждый новый день, своих родных, близких и друзей! И всё получится! Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем!

Определение темы.

- Отгадайте загадку:

На земле он всех умней,

потому и всех сильней. (Человек.)

- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? (Ответы детей: он всех умней.)

- Определите тему урока. (Человек.)

- Действительно, сегодня мы продолжим говорить о человеке. В процессе прочтения книги «Основы светской этики» мы много размышляли о жизни человека, о его нравственных качествах и моральных основах. А что означает само понятие «человек»? (Ответы детей.)


2. Основная часть.

- Обратимся к этимологии слова.

«Человек. Одно из самых таинственных слов в славянских языках. Гипотез много, но все они спорные.»[1]

«Челове́к. Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение «верх»,  «высшее качество», а век — «сила», что в сумме, вероятно,  давало «обладающий полной силой»,  «взрослый».[2]

- Есть также мнение, что Человек - Чело - Век, то есть чело, живущее век.

Челове́к. Здесь бесспорного объяснения так и не найдено.

- Однако, мы понимаем, что «челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, относящийся к виду Человек разумный… Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.»[3]

- Б.Паскаль называл человека - «мыслящий тростник», Цицерон говорил: «Человек таков, как он мыслит». Получается, что главное – это мысль человека, она определяет его намерения, действия, поступки, а так же его позицию по отношению ко всему окружающему.

«Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю.»[4]

- А вот как человек это делает и для чего, зависит он его разума, от его мысли.

- На что.по-вашему, направлена мысль человека? (Ответы детей.)

- Именно мыслительный процесс связан с оцениванием окружающей жизни, с содержанием жизнедеятельности.

Ученик читает стихотворение Сергея Острового:

В жизни по-разному можно жить. 
В горе можно. И в радости, 
Вовремя есть. Вовремя пить. 
Вовремя делать гадости.

А можно так: на рассвете встать  
И, помышляя о чуде, 
Рукой, обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- Почему такое важное значение придаётся мысли? Именно она – мысль- определяет направление и содержание жизни человека.

- А какую роль играют чувства? (Ответы детей.)

- Они дают эмоциональное наполнение жизни и действиям человека. Мысль чувства помогают человеку сознавать и корректировать свои оценки и поступки с позиции отношения к окружающему миру, людям, природе и самому себе.

- В человеке проявляются самые разнообразные качества. Выберите из представленных на доске значимые для жизни, главные ценности и качества человека. (Дети выбирают и называют:доброта, гуманизм, уважение, внимание, забота, любовь, милосердие, сострадание, достоинство, честь, совесть.)

- Мы уделили основное внимание ценностям, которые составляют чело, лик, образ человека. Увидеть и понять гуманистические ценности, без которых не могут существовать человек, общество, сама жизнь,  нам помогает наука «этика».

- От видения мира человеком и себя в нём формируется внутренний мир, определяющий образ жизни и этическую культуру.

- В истории много славных имен, подающих пример высокой нравственности: Михаил Ломоносов, Александр Невский, Георгий Константинович  Жуков, Леонид Михайлович Рошаль. Этот список  можно продолжать и продолжать. И из этих отдельных имён, отдельных людей складывается наш народ – народ Российской Федерации.Народ, любящий свою страну, народ – патриот. Ведь любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что она у нас есть. Так и Родина: мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

Дети рассказывают о своих близких, внёсших большой вклад в развитие страны.

3. Рефлексия:

 -О каких качествах нравственности мы сегодня с вами говорили?

-В чём они проявляются? (В наших поступках).

- Человеку свойственно оценивать окружающих его людей: коллег по работе, соседа по парте. И каждый из нас имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств человека. Мы всегда обращаем внимание на то, как с нами обращаются люди, как они себя ведут. На эти качества люди ориентируются в процессе всей своей жизни. Нужно запомнить правило: ВСЕГДА ОБРАЩАЙСЯ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОБРАЩАЛИСЬ С ТОБОЙ.

Использованные источники:

Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург, 2008. – 427с.

https://lexicography.online/etymology/Человек

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-cheloveka

https://socratify.net/quotes/sergei-ostrovoi/129007


[1]Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург, 2008. – 427с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация ОРКСЭ "Человек рожден для добра"

Цели: дать понятие о «добре и зле»,активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями ...

Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"

Конспект предназначен для учителей, преподающих «Основы светской этики». Один из вариантов проведения урока по теме «Человек рождён для добра». Данный конспект может использоваться при подготовке к ур...

Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" -  "Человек рождён для добра"Цели: дать понятие о «добре и зле»,  активизировать познавательную деятел...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Человек и Бог в православии"

-    ознакомить  обучающихся  с  Библией  ( Священным  Писанием ) -  самой  читаемой  книгой  на  Земле;-    ознакомить...

Урок ОРКСЭ "Человек рожден для добра"

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»Зада...

ОРКСЭ 4 класс Основы светской этики Тема "Человек- чело века"

Тема "Человек-чело века" изучается в 4 классе на уроках ОРКСЭ....