Конспект по ОРКСЭ 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ, посвященный великому князю и его преобразованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimir_monomah.docx33.32 КБ
Файл prilozhenie_1._prezentatsiya.pptx1.96 МБ
PDF icon prilozhenie_2._razdatochnyy_material.pdf872.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУОО «Классический пансион МГУ им. М.В.Ломоносова»

Проблемно – диалоговый урок

по  ОДНКНР в 4 классе по теме:

«Владимир Мономах».

Номинация № 1: «Классический подход у ДНК» [ 1 ].

Подноминация : Уроки по ОДНКНР.

Автор:

Калинина Анна Вячеславовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

ЧУОО «Классический пансион МГУ им. М.В. Ломоносова»

2023

г. Москва

Проблемно – диалоговый урок по  ОДНКНР в 4 классе по теме:

                                    «Владимир Мономах».

Цель урока: 

Показать роль веры и духовности в развитии мироустройства и государственного порядка, как единственно  возможного механизма гармонизации человеческих отношений.

Задачи:

  • Дать представлении о мотивационных установках Владимира Мономаха как ключевой личности, формирующей государствоустроение.
  • Показать обучающимся его роль в миротворческой и дипломатической деятельности посредством мудрых законодательных решений и трансляции духовных ценностей.
  •  Формировать представление о личности князя как дальновидного государственного деятеля, заботящегося о благе государства, современников и потомков.
  • Познакомить с  его «Поучением детям» как первым сводом регламентированных правил подрастающему поколению.
  • Продолжать развивать умения поддерживать конструктивную душевную  беседу по характеристике  исторической действительности.
  • Воспитывать чувство гордости за  историческое прошлое своего народа, который упорным трудом добился высоких достижений.

Учебно – методическое обеспечение:

  • Презентация урока (Приложение 1). 
  • Картинки и иллюстрации с изображением исторических личностей и ключевых событий для морфотаблицы, морфотаблица буквы и стрелки  для дидактической игры - упражнения, карточки для игры – классификации. (Приложение 2).
  • Фильма Карамзина: «История государства российского».
  • Адаптивный просмотр «Рюриковичи».

 

                                            Ход урока:

  1. Орг.момент.(1 мин)
  2. Актуализация знаний(2 мин):

Наглядно-дидактическая игра: «Установи соответствие»                   Педагог предлагает детям вспомнить первых изученных русских князей  в исторической последовательности/от Олега до Владимира/ и соотнести цифру с исторической личностью по какому-то признаку (работа ведется педагогом на экране с картинками и параллельно каждым воспитанником на столе с использованием символических карточек)/буквенное обозначение имени/.(Приложение 1. Слайд 1)

     

                                            О       И        О       С        В       Я

Педагог еще раз подчеркивает, даты ключевых исторических событий, которые неразрывно связаны с какой-то исторической личностью. Предлагает детям отнести число 988 к князю и аргументировать свой выбор (988-год крещения Руси князем Владимиром Красно солнышком).

III.Введение в тему (7 мин):

     Педагог акцентирует внимание на непрерывности временных исторических событий и предлагает продолжить цепочку, выделив значимую историческую личность посредством видеопросмотра «История государства российского». Серия 25-26

/ Я предлагаю вам самостоятельно определить историческую личность, которая по праву займет достойное место в нашей с вами условной исторической цепи. Ведь время предполагает непрерывность, а значит развитие рода человеческого. Сделать правильный вывод вам поможет короткий видеофильм/

Дети  после просмотра заполняют следующее звено цепи, аргументируя логические выводы. (Владимир Мономах)

(Приложение 1. Слайд 1).

  1. Основная часть(30мин):

1) Рассказ педагога о Князе Владимире.

Умирая, Ярослав Мудрый дал детям такой наказ:

«Если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний …, сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».

      Но не выполнили дети отцовского наказа, враждовали и убивали друг друга. Русь от их вражды пришла в запустение, враги подняли головы и часто совершали набеги на сильно ослабевшую от княжеских раздоров Русь.(Приложение 1. Слайд 2).

      И вот решить эту проблему предстояло внуку Ярослава Мудрого и сыну Всеволода. Его мать была дочерью греческого императора Константина Мономаха, поэтому он и наследовал это имя. Таким образом у него было три имени: одно княжеское - Владимир, другое крестное – Василий.  Третье дедовское по матери – Мономах. (Приложение 1. Слайд 3)

2) Наш современник-поэт так написал о времени правления Мономаха:

(Приложение 1. Слайд 4)

1)Была пора: губительныйраздор
Везде летал с хоругвию кровавой;
За ним вослед бежали глад и мор;
Разбой, грабеж и мщенье были славой;

От Русских Русских кровь текла;
Губил Половчанин без страха;
Лежали грады кучей праха;
И Русь бедою поросла...
Но Русь в беде крепка была
Душой великой Мономаха.

2)«...Опустели села наши и города наши... пожгли села и гумна, многие церкви сожгли огнем... земля замучена, одних ведут в плен, другие убиваемы бывают, горькую смерть приемля, другие трепещут, глядя на убиваемых, другие умирают от голода и жажды... города все опустели, села опустели; перейдем поля, где пасли стада коней, овец и волов, все пусто ныне; видим нивы заросшие, которые стали жилищем зверей...»

       3) Наглядно-дидактическая игра : «Уроки истории»

    Педагог предлагает вскрыть позитивные и негативные особенности правления князя.. Дети получают конверты, садятся на коврик у обручей (цвет обруча определяют по цветному кругу в правом верхнем углу конверта). Достают карточки со знаками « +» и «-», таблицу для заполнения и с их помощью  называют  прогрессивные или регрессивные явления княжеского правления  для  истории. (Приложение 2. Слайд 6). 

    Педагог кратко перечисляет исторические события – преобразования  князя Владимира, а дети помещают соответствующие карточки в таблицу.

* Мономах прощает Олега Святославовича, виновного  в смерти сына, отказывается от мести; (Приложение 1 . Слайд 5)

*Мономах принимает устав о закупах-бедняках, которые не в силах прокормить себя уходили в наемники к богатым. Мономах дозволял им жаловаться на хозяина, законом охранял их от бесчинств господ. (просит детей объяснить значение этих слов), который защищал людей, попавших в трудную ситуацию (Приложение 1. Слайд 6)

*Мономах много лет отказывался от великого княжения, чтобы сохранить мир на Руси (Приложение 1. Слайд 7)

*Мономах собрал князей на Любечский съезд, чтобы оформить соглашение о мире.(Приложение 1. Слайд 8)

     Понимая, что Русь просто погибнет под натиском врагов-половцев, Владимир Мономах собирает Любечский съезд.

     В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...»

* Мономах написал сыновьям нравственное поучение 

( Приложение 1. Слайд 9)

       Дети мои или иной кто, слушая эту грамоту, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь.

      В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, а покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, Но не давайте ей власти над собой. Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамоту, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.         Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…        

Немало, сын мой, будет в жизни сложной
Нападок разных, сплетен и интриг.
Не опускайся до людей ничтожных,
Не обращай внимания на них.
Владей собой. Укус клопа не страшен.
Неси во всём достоинство своё.
Горох на сковородке вон как пляшет,
А всё ж не сможет расколоть её.
Ещё запомни, сын, такой наказ.
Берись за дело с разумом и толком.
Услышав песню, не спеши с восторгом
Тотчас пускаться в пляс и перепляс.

* Мономах смог усмирить врагов-половцев, разорявших русскую землю ( Приложение 1. Слайд 10)

*Мономах внес изменения в законодательство «Русскую правду», (закон, принятый Ярославом Мудрым), где отменял месть за убийство, а заменял на вирные платежи. (Приложение 1. Слайд 11)

* Мономах способствовал дальнейшему расцвету культуры; строил храмы, утвердил ведение обязательной летописи, при нем переводилась на русский язык византийская литература. (Приложение 1. Слайд 12).

В суздальской летописи о смерти Владимира было написано так:

«Скончался благоверный и великий князь русский Владимир, украшенный добрыми нравами, прославленный победами. Перед его именем трепетали все страны, и по всем землям прошел слух о нем. Весь народ и все люди плакали по нему, как дети по отцу или по матери».

Прожил свою жизнь под девизом: «Жизнь—Родине, душу—Богу, а честь—никому».

4) Создание ментальной карты.(Приложение 1. Слайд 13):

    Педагог подводит детей к тому, что принципы и заветы Мономаха   сохраняют свою актуальность и в современном  мире.  Многочисленные конфликтные ситуации, возникающие в течение жизни, требуют умелого их разрешения посредством дипломатических, эмоциональных и физических  ресурсов.

Задача: Попробуйте, приняв на себя роль лидера и опираясь на пример князя, решить следующую  проблемную  ситуацию, заполняя ментальную карту. В помощь к заполнению блока «имеющиеся ресурсы», вы можете использовать предложенные образцы, из которых необходимо подобрать только подходящие.

Проблемная ситуация: В классе планируется коллективное мероприятие – поход на Оленье озеро. Подготовка вызвала ряд спорных вопросов по времени проведения, месту, продолжительности мероприятия.

1. Имеющиеся ресурсы:

  • Народная мудрость ( пословицы, поговорки, т.д.) о порядочности, добродетелях, дружбе и т.п.;

Например:

1.Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

2.Большая заслуга – выручить в беде друга.

3.Где дружба, там и согласие.

4.Новых друзей наживай, а старых не забывай.

6. Подал ручку, да подставил ножку

7. Клеветник подлостью велик

8. Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.

 9. Договорись на берегу, тогда и поезжай за реку.

10. Лучше хорошо поступить, чем говорить.

11. С совестью не разминуться.

12. Где чтут богатство, там презирают все честное: верность, порядочность, стыд.

  • Опыт предыдущих поколений (изречения мыслителей, писателей…).

Например:

Конфуций. Справедливость есть право слабого.

Марк Туллий Цицерон. Справедливость – это единственное служение.

 Роберт Грин Ингерсолл. Справедливо ли будет, если каждый потребует своё? .

А. Сент-Экзюпери. Если человек предал кого-то из-за тебя, не стоит связывать с ним жизнь, рано или поздно он предаст тебя из-за кого-то.

Э. Бронте. Предательство и насилие – это копья, заостренные с обоих концов: того, кто пускает их в дело, они ранят больней, чем его противника

О. Хайям. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, что этой ложью сам себя ты предаёшь.

  • Мнение профессионалов (советы биолога, географа и т.д.);
  • Личность, умеющая выстраивать дипломатические отношения (представитель из класса).

2. Ограничения:

  • Бескомпромиссность;
  • Упрямство;

  • Расхождения во мнении;
  • Негативизм;
  • Желание настаивать на своем и т.д.

   3. Дополнительные факторы реализации:

  • Привлечение родительского ресурса;
  • Мотивационные вещи;
  • Формы поощрения за нравственные проявления;
  • Создание календаря исполнения желаний с конкретными датами (Правило работы с календарем предполагает реализацию запросов каждого члена команды. Дети заносят в этот календарь пожелание каждого ребенка, чей запрос не удалось исполнить в конкретной ситуации, и выставляют дату его реализации, для того ,чтобы пожелание каждого ребенка не осталось без внимания);
  • Экипировка (дети записывают самостоятельно).

   4. Создание конечного результата:

  • Определение очередности желаний каждого (см. календарь исполнения желаний)

  1. Рефлексия (3 мин). 

Данный этап урока предлагается провести в виде игры – классификации или словесно – дидактической с сигнальными карточками. Выбор игры осуществляет  педагог.

1)Игра-классификация. Дети получают игровое поле – таблицу с изображением исторических событий. Педагог предлагает  разделиться на две команды.  Дети первой команды закрывают  картинки, не имеющие отношения к Владимиру – Красно солнышку, а дети второй команды  закрывают картинки, не имеющие отношение к Владимиру Мономаху (Приложение 2. Слайды 8 - 9). Команды проверяют правильность выполненного задания посредством самопроверки.

2) Словесно-дидактическая игра с сигнальными карточками:

Дети на правильное утверждение поднимают зеленую карточку, а на ложное – красную.

Владимир Мономах был язычником, то есть верил, что богов много.

Владимир Мономах написал «духовную»,т.е. поучение детям

Владимир Мономах созвал Любеческий съезд для подписания мирного договора между князьями

Владимир Мономах был сыном князя Владимира красно солнышко

В святом крещении Владимир Мономах  назван Георгием  (Василием)

Мономах смог усмирить врагов-половцев, разорявших русскую землю

Мономах утвердил ведение обязательной летописи.

  1. Домашнее задание (2 мин):

Детям предлагается текст поучения(Приложение 2. Слайд 10), из которого они должны выписать в столбик словосочетания духовно – нравственного завета, которые по их мнению сохраняют свою актуальность и в настоящее время.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О И О С В Я В

Слайд 2

Ярослав Мудрый «Если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний …, сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому».

Слайд 3

Владимир Мономах

Слайд 4

Вражда князей и набеги половцев

Слайд 7

Многолетний отказ о великого княжения

Слайд 8

Любечский съезд

Слайд 9

«Поучение детям»

Слайд 10

Усмирение врагов - половцев

Слайд 11

Изменения в законодательстве «Русская правда»

Слайд 12

Ведение обязательной летописи


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

КТП по ОРКСЭ4 класс

УМК "Школа России"...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....