Конспект по ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Интерактивные уроки, наполненные разными активностями в рамках изучаемой темы (определенной исторической эпохи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_ekskurs._istoki_nravstvennosti._urok_2.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

                ЧУОО «Классический пансион МГУ им. М.В.Ломоносова»

Проблемно – диалоговый урок

по  ОДНКНР в 4 классе по теме:

                  «Исторический экскурс: Истоки нравственности».

Номинация № 1: «Классический подход у ДНК» [ 1 ].

Подноминация : Уроки по ОДНКНР.

Автор:

Калинина Анна Вячеславовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

ЧУОО «Классический пансион МГУ им. М.В. Ломоносова»

2023

г. Москва

Проблемно – диалоговый урок по  ОДНКНР в 4 классе по теме: «Исторический экскурс: Истоки нравственности».

Цель урока: Воспитывать устойчивую нравственно – этическую  позицию и личностные установки.

Задачи урока:

  1. Формировать представление об исторических ключевых событиях, повлиявших на становление государственности и ее основополагающих духовно – нравственных ценностей.
  2. Продолжать знакомство обучающихся  с историческим фактом крещения Руси и значимыми личностями изучаемой эпохи.
  3. Формировать компетенции критического мышления позитивных преобразований государственной системы в процессе перехода от язычества в христианство.
  4.  Развивать способности к формулированию ценностных категорий и духовных установок общества в целом и отдельных его членов в частности.

 Учебно – методическое обеспечение: Презентация тематических картин: «Крещение князя Владимира» Виктор Васнецов, Лебедев «Крещение Киевлян»,"Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989г" Верещагин В. П. Великий князь Владимир избирает религию" И. Эггинк, 1822 (Приложение 1). 

Картинки и иллюстрации с изображением исторических личностей и ключевых событий для морфотаблицы, морфотаблица буквы и стрелки  для дидактической игры - упражнения, иллюстрации с изображением атрибутов разных религий (Приложение 2). Адаптивный просмотр «Рюриковичи. 3 – 4 серии».

Термины и понятия: язычество, многобожие (Перун, Дива, Дажьбог и.т.п), капища, идолы, жертвоприношение, религия (православие, ислам, буддизм, иудаиз), вера, христианство, крещение, церковь, храм, крест, икона, митра, клобук, колокола, православные праздники, библия, купель, богослужение, мученики, Владимир – Красно солнышко (Владимир – Креститель), обряды, нравственность Руси.

                                                   Ход урока:

  1. Орг.момент.(1 мин)
  2. Актуализация знаний посредством анализа домашнего задания  (5мин).

          Дети распределяются на 2 команды. Посредством командного обсуждения и коллегиального решения классифицируют карточки на 2 группы, аргументируя свой выбор.

  1. Основная часть (30 мин).
  1. Педагог поводит итог , демонстрируя полученный результат на экран (Приложение 1. Слайд 12) и предлагает проблемные вопросы для интеллектуального разбора.

Вопросы:

  • Имеет ли продолжение традиция крещения в наше время?
  • Как называется православный храм?
  • Кто построил первый храм и как он назывался? /Храм святого Василия, построенный Владимиром/ показ картины "Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989г" Верещагин В. П. (Приложение 1. Слайд 10).
  • Как вы думаете, почему, построенный князем Владимиром храм, носил не его имя?
  • Продолжают ли православные христиане следовать традиции двойного имени и в каких случаях?
  • Назовите атрибуты  обряда, которые мы можем увидеть на картине?

    2) Работа с морфотаблицей:

По горизонтали: цветовое обозначение изученных эпох.

По вертикали: событие или атрибуты эпохи.

Задача:  Заполнить оси координат историческими личностями, аргументируя свой выбор.

Выкладывание сопровождается проблемными вопросами: (Приложение 2. Слайд 15 - 19)

  •  Какой представитель этой эпохи может тоже занять эту ячейку? Почему?
  •  С чьим именем связано это ключевое событие?
  • Кто являлся сподвижником/противником/ нового течения?
  • Что появилось нового в культуре народа?

Эпоха первых животных (фиолет.)

Первые люди

(синий)

Древние цивилизации

(голубой)

Древняя Русь

(зеленый)

Папортники

Древние люди

Древний Китай

Древняя Греция

Древний Египет

Древняя Русь

Крещение Руси

Итог работы с морфотаблицей: Желающие обучающиеся выкладывают логическую цепочку «Азбука православия» с помощью карточек, находящихся в ячейке «Крещение Руси». При этом поясняют свой выбор с позиции принадлежности данного объекта к православной культуре и ее роли в укреплении государственной веры. Педагог делает вывод о необходимости замкнуть эту цепочки в понятие «НРАВСТВЕННОСТЬ РУСИ».

  1. Фронтальная рефлексия посредством словесно-дидактической игры с сигнальными карточками (5 мин):

Задача:  на правильное утверждение поднимают зеленую карточку, а на ложное- красную.

До крещения Руси славяне были язычниками, то есть верили, что богов много.

Годом крещения Руси считается 988

Десятинная церковь построена при князе Владимире

Первую славянскую азбуку составили братья Кирилл и Мефодий

В древней Руси налог в пользу церкви назывался  подушной податью (десятина)

Призвание варягов на Русь было после крещения Руси

Первой на Руси крестилась княгиня Ольга

Князь Владимир крестился в Корсуне

В святом крещении Владимир  назван Николаем (Василием)

  1. Домашнее задание ( 4мин).

      Каждому ребенку раздается индивидуальный лист- морфотаблица и текст из книги "Родная старина". Глава «Принятие христианства и распространение его на Руси», описывающий события прихода христианства на Русь. (Приложение 2.Слайд 20)

Задача: заполнить оси координат условными обозначениями "+" или "-",в зависимости от духовного роста князя  Владимира, доказывая свои предположения  фразами из текста. (Приложение 2. Слайд 21)

По горизонтали  в ячейках написано имя князя Владимира  в различных его возрастных границах. По вертикали - названия личностных качеств.

Возраст

князя

Личные качества

Владимир-

старость

Владимир-

зрелость

Владимир-

юность

Владимир-детство

Целеустремленность

Кротость

Мстительность

Мудрость

Жестокосердность

Воинственность

Милосердие

Щедрость

Доброта

Разгульность грамотность

Богобоязненность

 благодарность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

КТП по ОРКСЭ4 класс

УМК "Школа России"...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....