Урок по ОРКСЭ "Сердце матери" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чернова Людмила Михайловна

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, работающих в 4-х классах и ведущих уроки по модулю «Основы светской этики», который является частью курса «Основы религиозных культур и светской этики». В данном модуле урок «Сердце матери» находится между темами «Семья. Семейные ценности» и «Правила твоей жизни» и логично вписывается в структуру изложения материала. На уроке «Сердце матери» у учеников 4-х классов продолжается формирование положительного, доброжелательного отношения к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. К достоинствам данного урока в ряде ближних тем необходимо отнести тот аспект, когда дети осознают и принимают для себя такие общечеловеческие истины как роль матери в семье, материнская любовь, мать и счастье – неразделимые понятия, мать – творец человека. Также данный материал может быть использован полностью или частично при проведении внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_orkse.doc54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_serdtse_materi.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа №6»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

 Урок

по предмету

Основы светской этики

Тема урока

«Сердце матери»

                                         Составила

                                                                                     Гурьянова Людмила Михайловна

                                                                           учитель начальных классов

       высшей квалификационной категории

Тема урока «Сердце матери»

Цель урока.

Способствовать формированию чувства уважения и заботы к матери.

Задачи урока

  • создать условия для ознакомления с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе;
  • раскрыть положение: «мама - Творец человека»;
  • продолжать учить детей ценить и дорожить великим даром общения; содействовать воспитанию у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме.

Оборудование: Сердце из бумаги, ватман разноцветные ладошки презентация, компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, аудиозапись песен, видеоролик.

 Планируемые образовательные результаты

Личностные: - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

Метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей по отношению к матери; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Психологический настрой на урок.

Встаньте парами, соедините ладони рук, закройте глазки. Поделитесь своими чувствами, что вы испытали? (Тепло, ласку, доброту)

     3. Введение в тему

- Сегодня у нас не просто урок, мы побываем в творческой  мастерской.

- А что это за место такое?

Мастерская это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера.

В мастерского художника рождаются (что?) – картины. (1слайд)

В мастерского гончара – различные изделия.  (2 слайд)

А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ.

Каждому мастеру нужен материал для работы.

Художнику нужны кисти и краски, гончару – глина и вода,

- А что нам нужно? (чувства, ощущения, эмоции, рассуждения, образы…)

Итак, перенесемся в нашу мастерскую. В ней тепло и уютно, светло и свежо.

-Давайте послушаем тишину…

-Что можно услышать в тишине, если хорошенько прислушаться?...

-Вы слышали, как бьется ваше сердце? …

-Это услышать просто или сложно? Почему?..

-Что говорит вам ваше сердце? …

-А как вы думаете, кто «включил» вам ваше сердечко? (ответы детей). Конечно, МАМА!

Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?

      -  Какое оно «сердце матери»? (ответы детей)

     -   Кто  для тебя «мама»?

Я приглашаю вас заглянуть в одну удивительную тайну.  

Музыка-фон. Презентация «Разговор с богом. Притча о маме»  (видеоролик)

За день до рождения Ребенок спросил у Бога:

-Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что я должен делать в этом мире?

Бог ответил:

- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его «Мама»

- Какое настроение, чувства и состояние души вызывает у вас эта притча?

-Так кто же дал возможность вашему сердечку вести вас по этой жизни?

Конечно, МАМА!

Работа с ключевым словом (актуализируем, что знаем)

Мама.… Какое маленькое слово, но, сколько в нем необъятного.

Произнесите это слово:

  • с улыбкой,
  • задумчиво,
  • шепните,
  • скажите его звонко,
  • протяните его нежно.

 - Ребята, а вы помните, когда в нашей стране отмечается «День матери»?

  • День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник призван поддерживать традиции бережного отношения главному человеку в семье – женщине-матери. (4 слайд)
  • Традиция празднования Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. В Древней Греции восхваляли жену бога Зевса – Геру, хранительницу семейного очага.

 ( 5 слайд)

В европейских странах, тоже отмечают этот праздник, приходится он на второе воскресенье мая. Весна – это начало жизни, а мама дарит жизнь.

  •  - Из этого можно сделать вывод, что, «Мама – творец человека». (6 слайд)

- Вы согласны?

- Послушаем стихотворение.

(Стихотворение наизусть читает ученица)

День матери — праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно,—
Все, кто рождены под счастливой звездой,
И мамы опеки сердечной!
Мы в диких бегах суеты городской
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьез увлекаясь делами…
А мама нас ждет, и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто—
«Ах, как они там?»— и сердце болит,
И стонет, и рвется на части…

5. О материнской ласке, доброте и терпении сложено не мало песен.

Одну из них мы сейчас споём. Называется она «Мама – главное слово» (дети выходят к доске с движениями исполняют песню)

Работа в группе

Итак, я предлагаю вам поработать в группах

У каждой группы будет свое   задание.  Вам нужно нужно будет выполнить следующие задание.

1 группа: выбирает качества души, присущие   маме (пишут на лучиках   солнца, качества, присущими маме);

2 группа: на столах у вас лежат разбитые сердца  с пословицами соберите эти  пословицы о матери и объясните как вы их понимаете.

  • При солнышке светло, при матери добро.
  • Лучше матери друга не сыщешь.
  • Ради ребенка мать и в огонь бросится.
  • И беда не страшна коли рядом матушка
  • Материнский гнев что весенний снег. И много выпадает да скоро тает.
  • Сердце матери лучше солнца греет.

3 группа:  Напишите на капельках такие слова которые могли бы ранить сердце матери.

4 группа: образ матери в живописи (работает над картиной художника О.А. Кипренского «Мать с ребенком») ( 6 слайд)

5 группа: Прочитать рассказ Ю.Яковлева «Сердце матери» (с.118), ответить на вопросы. 

Проверка работы в группах

- Как, вы думаете «сердце матери»  надо беречь?  Почему ?

Ты уже в том возрасте, когда можешь понять свою маму, помочь и посочувствовать, подарить ей радость. Нужно только захотеть и не быть равнодушными. Нередко вы расстраиваете мам своими поведением, поступками, оценками, обижаете их и сами на них обижаетесь. А заслуживают ли они такого отношения, справедливы ли вы к ним?

 Предлагаю посмотреть фрагмент из сказки «Марья  - искусница» (фрагмент борьбы матери с водяным за жизнь сына)

 Беседа по содержанию фрагмента видеоролика

- Какой момент был самым напряженным?

- О чем Водяной спросил у Марьи? От куда силища такая взялась?

- Что она ответила? За сына борюсь

В заключении, мне бы хотелось вам сказать ребята,  будьте добрым сыном и доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость.

Наши ребята подготовили стихи о маме давайте их послушаем

Рефлексия.

Игра«Хорошее-плохое»
- Удивительным образом устроено человеческое сердце. Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие. На ваших столах лежат разноцветные ладошки вы напишите на них самые добрые и хорошие качества которые вы готовы впустить в свое сердце. Наклейте свои ладошки вот на эту открытку, и у нас получится букет любви и нежности.

Радость, жестокость, уважение, трудолюбие, равнодушие, любовь, доброта, милосердие, забота, грубость, лживость, трусость, храбрость, честность, верность, дружба, благородство, нежность.

Итог урока.

-Ребята, наш урок подходит к концу, поделитесь мыслями и чувствами, которые он затронул в ваших сердцах.

Что главное извлекли из урока?  (Мама творец человека) Мама – самый верный друг, который никогда не предаст своего ребенка. Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести.

Я думаю, что сегодня урок заставил вас задуматься, или навел на размышление, или дал возможность понять что-то...

Вы молодцы, спасибо вам за это урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 30.01.98 г. N 120 учрежден ежегодный российский праздник - День матери. Праздник отмечается в последнее воскресенье ноября.

Слайд 5

Гера – хранительница домашнего очага Традиция празднования Дня матер уходит своими корнями в глубину веков. В Древней Греции восхваляли жену бога Зевса – Геру, хранительницу семейного очага.

Слайд 6

Весна – это начала жизни, мама дарит жизнь. Мама – творец человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....