Пасха.Урок ОРКСЭ.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок №15, модуль «Основы православной культуры»
Тема: Пасха.
Учитель ОПК: Котельникова Наталия Ивановна, 2024 г.
Технологическая карта урока.
| ||
1.1 | Название предметного модуля Название раздела | ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры» |
1.2 | Автор УМК | Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В., Кокин И.А., Кочкина Д.Д. |
Методическая информация | ||
1. | Тема урока | Пасха. |
2. | Содержание темы урока | Великий пост, Великая суббота, икона «Сошествие Христа во ад», Вознесение Господне, 12 явлений воскресшего Иисуса, Светлое Христово Воскресение, Пасха, Спаситель, Христосование, Новозаветная Пасха, Светлая Седмица, Главное богослужение, Крестный ход, Пасхальная пища: творожные пасхи, куличи, яйца, Жёны-Мироносицы, главное приветствие Пасхи: «Христос воскресе!»- «Воистину воскресе!», пасхальный гимн. |
3. | Методы и приемы реализации содержания урока | Устный рассказ, беседа, комментированное чтение, групповая работа, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в парах, творческая работа с иллюстративным материалом |
4. | Возраст обучающихся: | 10-11 4 класс |
5. | Целевые ориентиры: | Цель: развитие духовных качеств личности ребенка через знакомство с историей празднования Светлого Христова Воскресения, пасхальными традициями, символами. Задачи: 1.Формировать бережное отношение к духовным ценностям российского народа, уважение к истории и культуре православного народа. 2.Формировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. 3.Раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи. 4.Осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни. 5.Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, интерес к духовной жизни русской нации. |
5.1 | Целевой ориентир на личностный результат: | Бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православного народа. Помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; установление взаимосвязи слова Пасха и Иисуса Христа; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций; формировать навыки творческой деятельности; приобщать к традициям празднования православного праздника Пасхи. |
5.2 | Целевой ориентир на метапредметный результат: | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы; Расширение кругозора, развитие у обучающихся речи, живого образного мышления. |
Целевой ориентир на предметный результат: | Знакомство с праздником. Узнать значение слов: Пасха, Великая суббота, крестный ход, христосование. Бережное и уважительное отношение к культуре православия. | |
6. | Планируемые результаты: | Иметь представление о празднике, его традициях. Расширение кругозора, развитие у обучающихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля. |
6.1 | Личностный результат | Воспитывать доброжелательность, милосердие, терпимость. Расширять кругозор. |
6.2 | Метапредметный результат | Формирование умения выделять главную мысль в тексте, умение выделять ключевые слова. Умение работать в группах, выполнять творческие задания. |
6.3 | Предметный результат | Познакомить с праздником Пасха. Дать представление о традициях и символах Пасхи. |
7. | Материально-техническое оснащение | Доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Пасха», карточки для групповой работы, видеофрагмент «Пасха. Воскресение Христа», аудиозаписи Гимна Пасхи «Христос воскресе», колокольный звон. |
8. | ЦОРы (цифровой образовательный ресурс) | clever-lab.pro›local/pages/?id=5 http://paskha.gatch https://foma.ru/pasxa-svetloe-xristovo-voskresenie-2014.html https://pravoslavie.ru/104469.html https://www.culture.ru/materials/50422/paskha-svetloe-khristovo-voskresenie http://linda6035.ucoz.ru/ https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-organizovat-detskiy-prazdnik-v-seme/ https://azbyka.ru/days/sv-matfij https://www.stihi.ru/avtor/mike99 http://komotoz.ru/photo/priroda/foto_prirody_vesnoyy.php |
9. | Список использованной литературы | 1.Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4 класс). М. Просвещение,2023, Васильева О.О. 2.Гончарова Т.И. Основы православной культуры. Владивосток: Издательство ПИППКРО, 2006. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | ||||||||||
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Здравствуйте! Начать наш урок мне хотелось бы словами: Когда улыбкой день освещается, Чудесным образом всё получается! (слайд 1) Давайте и мы подарим друг другу улыбки и сохраним хорошее настроение в течение всего урока. Ведь как известно, улыбка благоприятно влияет на здоровье, делает нас привлекательными и успешными. | Подготовка к работе на уроке. Эмоциональный настрой. | ||||||||||
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. | - Отгадайте загадку, ведь речь в ней пойдёт о дне, способном несомненно вызвать улыбку на ваших лицах: (слайд 2) День рожденья, юбилей, Новый год и новоселье, Торжество, когда вокруг Царит радость и веселье. - Это праздник. (слайд 3) -Правильно! О празднике. - Какие ассоциации возникают у вас при упоминании данного слова? (радость, торт, торжество, наряды, песни, хлопушка, подарок, сюрприз, поздравления и др.) - Какие виды праздников вам известны? (Государственные, в том числе профессиональные и связанные с памятными датами в истории России; семейные и церковные) Приведите примеры праздников каждой группы. (Ответы детей) (слайд 4 - В поле нашего исследования будет церковный праздник, его название – первые буквы следующих понятий, изученных нами на предыдущих уроках. 1. Это слово, однокоренное со словами «милость», «миловать», «милостыня». Помилуй. (слайд 5) 2. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют … «Аллилуйя!» (слайд 6) 3. Как называются люди, которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. Святые (слайд 7) 4. Человек, который принял учение Иисуса Христа. Христианин (слайд 8) 5. Ученик Христа, распространитель его учения, буквально, посланник. Апостол (слайд 9) - Какое слово у вас получилось? Пасха (слайд 10) - Что о празднике Пасха вам уже известно? Что хотелось бы узнать? - Определите тему и цель нашего урока: узнать, что такое Пасха, что воскресенье не только день недели, как празднуют Пасху. | Отгадывают загадку, называют отгадку. Формулируют с помощью учителя тему и цели урока. Отвечают на вопросы. Рассказывают, что знают о пройденном материале, опираясь на ранее полученные знания. Составляют план учебной деятельности. Рассказывают, что знают уже о Пасхе. | ||||||||||
4. Усвоение новых знаний | Рассказ учителя – дискуссия. Пасха, Светлое Христово Воскресение – главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, учреждённый апостолами, его ещё называют «праздник праздников» и «торжеством из торжеств». Дата православной Пасхи устанавливается по движению луны. Согласно древнему правилу, она празднуется в первое воскресенье по первом весеннем полнолунии (после 21 марта – дня весеннего равноденствия) и обязательно после иудейской Пасхи. Таким образом, Пасха отмечается в разные даты в один из 35 дней – с 4 апреля по 8 мая по новому стилю (по григорианскому календарю). - Обратимся к Евангелию, вспомним, что история Иисуса Христа не заканчивается его казнью, ибо он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять свою жизнь, поэтому после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Первыми о Воскресении Христа узнали жёны-мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу Господню и увидели, что огромный камень отвален от входа в пещеру. Войдя внутрь, они увидели ангела, сидящего у гроба. Этот момент запечатлел на своей картине «Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа» художник эпохи Возрождения Аннибале Каррачи. (слайд 11) Ангел возвестил Марии Магдалине и жёнам-мироносицам о совершившемся Воскресении Христа: «Христос Воскрес! Идите, поспешите в Иерусалим сказать ученикам Его об этом». День наступил, зажглась денница, Лик мертвой степи заалел; Заснул шакал, проснулась птица… Пришли взглянуть – гроб опустел!.. И мироносицы бежали Поведать чудо из чудес: Что нет Его, чтобы искали! Сказал: «Воскресну!» – и Воскрес! - Просмотр видео «Воскресение Христово». https://www.youtube.com/watch?v=6xFWbCZYKts Воскресение для христиан означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос. В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе (слайд 12), например, 4 времени года последовательно сменяют друг друга. Деревья возрождаются во всей своей красоте весной, которой были лишены зимой; поля снова одеваются зеленью, семена, истлевшие в недрах земли, прорастают, и прорастают, не иначе как истлев. «Весна есть образ и знамение Воскресения мертвых. Что происходит во время весны, то будет и в Воскресение мертвых, как видим в Святом Писании и веруем. Во время весны вся земля обновляется, так во время Воскресения все обновится, по неложному обещанию Божию: "Се, творю всё новое", глаголет Господь (Апок. 21, 5). "Я творю новое небо и новую землю" (Ис. 65, 17), "Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3, 13). Во время весны всё творение, как видим, оживает; так в Воскресение мертвых все человеческое естество, оживет. Во время весны всякая трава и злаки исходят из недр земли и являются в своем виде; так в последний день умершие люди выйдут из гробов, и явится каждый в своем образе» (Святитель Тихон Задонский). Попробуйте и вы привести примеры воскрешения в природе, (ответы детей). - Как вы думаете, почему нерабочий день недели называется «воскресенье»? Данное слово связано с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает «огонь, жить, ободрять, сверкать, сиять, искриться» (слайд 13). Воскресение – день возобновления жизни (восстание из мёртвых, оживотворение). - А знаете ли вы, как православные поздравляют друг друга на Пасху? («Христос воскресе! Воистину воскресе!») Как вы думаете, почему христиане используют именно эти слова? (Они верят, что после мученической казни на кресте, Иисус Христос воскрес, т.е. снова ожил) Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. (слайд 14) Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны. Главный пасхальный гимн звучит так: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!». Прослушивание аудиозаписей с пасхальными песнопениями. https://www.youtube.com/watch?v=P9Hres93mBs Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам, причём и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни: они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.(слайд 15) Прослушивание пасхального звона колоколов. https://www.youtube.com/watch?v=zjKX-foubBg После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во время поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам. Зато на Пасху - пир горой! (слайды 16 – 18) На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха. - Почему, по-вашему мнению на Пасху принято дарить яйцо? Откуда появилась эта традиция? Поздравляя друг друга: «Христос воскресе!» - верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот связан с именем Марии Магдалины. По преданию, после воскресения Иисуса Христа Мария Магдалена отправилась в Рим. Представ перед императором Тиберием, она воскликнула: «Христос воскресе!» - и поднесла ему в дар белое яйцо. (слайд 19) Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым. (слайд 20) Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира. | Слушание рассказа и ответы на вопросы. Работа в группах. Высказывают свои предположения. Самостоятельно придумывают и записывают предложение. Делают вывод с помощью учителя. Дети рассматривают иллюстрации. Работают с первоисточником по группам. Изучают содержание, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения На доску дополняется словарик новых слов: Пасха Плащаница Великий пост Воскрешение Христосование Светлая Седмица Крестный ход | ||||||||||
5. Первичное закрепление знаний | Работа с учебником. Работа по вопросам: 1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей). 2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус). 4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев) 5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл? (Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь). Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.
| Работа в парах с текстом учебника. Работают в малых группах. Отвечают на вопросы. Работа в командах. Объясняют смысл известных пасхальных фраз. Оценивают работы товарищей. | ||||||||||
6. Итог урока. Рефлексия | На сегодняшнем уроке вы много узнали о празднике Пасха. Попробуйте составить синквейн на тему «Пасха». Дети зачитывают составленные синквейны. Правила: 1строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы. 4строка – фраза, несущая определённый смысл. 5строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), фразы Пасха. Светлая, радостная Любить, смеяться, верить Утверждает веру в Христа Радость. -Молодцы! Вы справились с заданиями. -У вас на партах лежат красные, жёлтые и зелёные кружки- смайлики, выберите кружок, определяющий ваше настроение в конце урока. -Спасибо! Мне бы хотелось закончить наш урок под колокольный звон, так как на Руси в праздничную неделю повсюду слышен колокольный звон - Спасибо за работу на уроке! Поделитесь с родителями своими знаниями. | Коллективная работа. Составляют синквейн и записывают его на доске. Подводят итог урока. Оценивают свою работу и работу товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
«Пасха» Урок ОРКСЭ
Материал содержит технологическую карту урока...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...