Многоликая России
материал по орксэ (3 класс)

Мозговая Наталья Анатольевна

 Проект по  духовно-нравственному воспитанию «Многоликая Россия»

 

Культура и традиции должны изучаться не только по книгам – они должны быть частью образа жизни человека, любовь к традициям и культуре своего народа должна прививаться с юных лет, именно в таком случае они будут иметь духовную ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogolikaya_rossiya.docx238.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МОУ «Ново-Девяткинская СОШ №1»


Проект

по духовно – нравственному воспитанию «Многоликая Россия»


3/2 класс

Мозговая Наталья Анатольевна

учитель начальных классов,

классный руководитель.

C:\Users\Teachers\Desktop\ОРКСЭ семинар 25.11.22\Россиия\WhatsApp Image 2022-11-17 at 15.09.56.jpeg



2022

«Великая держава держится на трёх "китах" - на сплочённой нации, на родной вере, на родном языке»

                                                                                                        Сергей Фетисов

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Паспорт проекта

Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию «Многоликая Россия»

Актуальность. Культура и традиции должны изучаться не только по книгам – они должны быть частью образа жизни человека, любовь к традициям и культуре своего народа должна прививаться с юных лет, именно в таком случае они будут иметь духовную ценность.

Цель проекта.  Формирование у обучающихся чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи.

•         Обобщить и расширить знания обучающихся о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России.

•        Формировать культуру межличностного взаимодействия обучающихся в школе.

•        Координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

•        Развивать творческие способности обучающихся посредством приобщения к различным видам деятельности.

•        Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.

•        Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам

•        Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

•        Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.

•        Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации;

•        Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

Ожидаемые результаты:                

•        сохранение патриотического и культурного наследия;

•        возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Принципы работы:

•        исследовательская работа по изучению культуры, обычаев   народов;

•        творческая работа;

•        поиск информации в книгах, в Интернете.

Проект  предусматривает: 

•        приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества;

•        создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

•        формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

•       формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Этапы проекта и его ожидаемые результаты.

1Этап. Организационный. Определившись с темой проекта, все ребята нашего класса увлеченно взялись за работу, используя поисковый метод. Нашей задачей на данном этапе было найти как можно больше разнообразной информации (картинки, стихи, тексты, рассказы, фотографии , пословицы, поговорки   о народах России). Посетили школьную библиотеку и выбрали книги о культуре народов России. В ходе работы над проектом мы провели классный час на данную тему. Познакомившись  и узнав много интересного, изображали национальные костюмы народов проживающих  на территории России.

 Результат: научились работать с дополнительной литературой, находить и выбирать материал по определенной теме.

2 этап. Теоретический. Работая над проектом, мы узнали:

У каждого человека на земле есть страна, которую он считает своей Родиной. Наша Родина – Россия, мы – россияне и гордимся этим.

Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…) Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков.  Россию называют «плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не   данным 2010 года в России зарегистрировано 200 различных народностей! Какие же народы населяют нашу страну?

Среди них есть широко известные народы, численность которых более миллиона, такие как татары, чуваши, башкиры, украинцы, чеченцы. Существуют также малоизвестные и малочисленные народности - манси, ханты, эвены и прочие. Наша страна включается в себя разнообразные республики, в которых народы и проживают. И ничего, что все они говорят на разных языках, имеют разные обычаи и вероисповедания. Все они – одна дружная семья, дети одной страны – России. Это национальное многообразие – настоящее богатство России.

У каждого народа – своя культура, свои традиции, свой исторический опыт.

Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов – все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира русские. Невозможно представить русскую историю без имён И.В. Мичурина, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, М.И. Кутузова, К.А. Тимирязева. С.В. Рахманинова, А.А. Ахматовой – и у всех у них татарские корни. Верой и правдой служили они России, отдавали часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значения, какой крови были эти люди. Важно, что они считали себя русскими. Вот, например, знаменитый лексикограф, автор «Толкового словаря» - Владимир Иванович Даль не имел ни капли русской крови. Отец – датчанин, мать – немка. «Я русский по духу» - всегда заявлял В. Даль.

Немка Екатерина II, правление которой – целая эпоха в истории России. Лермонтов, Фонвизин, Пушкин – потомки иностранцев, которых приютила Россия. Все они – полноправные участники многовековой и славной русской истории.

  Россия. Когда мы слышим это слово, перед глазами встает все самое важное, самое красивое, самое дорогое сердцу: бескрайние поля, душистые луга, могучие леса, самобытные города и конечно, люди – наша гордость, люди трудолюбивые, гостеприимные, талантливые, великодушные, чьи дела и подвиги прославили Россию, вознесли ее ко всему самому замечательному и светлому. Каждый человек, который живет в России, любит и уважает ее в первую очередь за то, что она существует. Ведь Родину любят не за достижения в науке и технике, а за то, что человеку посчастливилось родиться именно в этом живописном уголке России, именно в этой стране.

  Россия – миролюбивая страна. Народ русский с широкой, гордой, доброй душой. Россия всегда первой приходила на помощь другим народам. Она с радостью принимает гостей из других стран. В России живут люди разных национальностей, одной дружной семьёй.

Результат: Мы научились анализировать и систематизировать материал, узнали интересные факты о культуре народов России.

3  этап. Практический. На данном этапе мы занимались практической деятельностью. Изображали национальные костюмы народов проживающих  на территории России. Ребятами были подготовлены выставки книг по темам: «Культура и быт народов России», « Сказки народов России», создан уникальный сборник пословиц и поговорок народов России.

Результат: научились работать дружно, уважать чужое мнения, помогать друг другу, опираясь на помощь и поддержку товарищей и родителей.

4 этап. Итоговый. За период работы над проектом, мы многое узнали и многому научились.

Работая с дополнительным материалом, мы научились умению находить и отбирать литературу, которая знакомила нас культурой и бытом народов России. В ходе работы мы научились анализировать и систематизировать необходимый материал по теме проекта: отбирали и вырезали картинки, читали и старались понять смысл текстов, узнавали пословицы и поговорки, фотографировались. Мы старались работать вместе, дружно, сообща, применяя взаимопомощь и взаимовыручку. В итоге наша цель была достигнута. Результат: создание информационной среды в нашем классе.

Выводы.

В самом начале работы над нашим проектом, мы поставили проблему – знакомство с культурой  и бытом народов России, с их ролью и значением в жизни человека. Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися других классов и учителями нашей школы с целью ознакомления с культурой народов России. Таким образом, задачи проекта выполнены полностью, поставленная цель достигнута.

Итог проекта

•        Дефиле народных костюмов, пошитых детьми (элементов костюма).

•        Ярмарка предметов народного промысла изготовленных детьми.

Рефлексия.

Оценивание достижений:

- данная форма проекта научила детей работать вместе сообща над одной проблемой для достижения единой цели,

- познакомила детей с культурой народов России

- дети узнали о народах России интересные факты,

- научились отбирать необходимый материал, анализировать его и систематизировать.

-работа совместно с родителями помогла ощутить важность её для всей семьи.

Оценивание качества:

Материал, который дети усвоили, работая над проектом, соответствует возрастным особенностям детей и расширяет их кругозор, воспитывая интерес  к родной культуре народов России и патриотизм к Родине.

В ходе работы над проектом ребята приобрели положительный опыт поисковой деятельности, навыки самостоятельности и организованности, умения работы в паре и в коллективе.

5.Информационно – методическое обеспечение

  1.        Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.

2.        Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва. В.Степанов

3.        «Народы России», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994

4.        «Народонаселение» - энциклопедический словарь,1994

5.         «Россия:  Физическая  и  экономическая  география»  -  энциклопедия  для  детей,

6.        А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова  Окружающий мир – « Просвещение»- 2013

7.        Википедияhttp://ru.wikipedia.org/

8.        Карты России http://euro-map.com/karty-rossii/

9.        Факты о России http://rufact.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

10.         Население России http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation#population_2014

11.        Народности России http://www.kuljturastran.ru/?p=1566

12.        Русская кухня http://www.gotovim.ru/national/russian/

13.        Национальные костюмы http://www.lib05.ru/virtual_exhibition/kostyum-narodov-rossii

14.        Украинская кухня http://www.gotovim.ru/national/ukrain/

15.        Башкирская кухня http://www.bashkirskayakuhnya.com/about/

16.        Религии России http://www.advantour.com/rus/russia/religion/orthodoxy

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Многоликая ложка" 3 класс

Тема  мероприятия «Многоликая ложка». Вы узнаете о многоликости, т.е. о разнообразии ложек, приметах, связанных с ложкой.Данное мероприятие поможет ответить на вопрос :  Почему л...

Исследовательская работа ученика "Многоликая загадка - плесень"

Исследовательская работа содержит вопросы возникновения, развития, вреда, пользы плесневых грибов, проведено 3 эксперимента....

"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры

Цели:    - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...

Игра брейн-ринг "Многоликая Россия"

Игра является итоговым делом тематического периода "Откуда пошла земля русская". При подготовке к игре классы изучают следующий материал: 1. народные промыслы (гжель, жостово, дымка, палех, хохлома), ...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

«Путешествие в страну многоликого мяча»

Разработка  урока   по физической  культуре 2  класс. Раздел программы: «Подвижные игры с элементами баскетбола»....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Многоликая Россия"

Конспект урока по теме "Многоликая Россия" для 3 класса. К учебнику: Мир и человек. Живые обитатели планеты. 3 класс. В 2 ч. Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. М.: 2009. &md...