Тема родительского собрания: «Выбор модуля комплексного курса основы религиозных культур и светской этики»
статья
Родительское собрание
ФИО разработчика: Данчинова Ангелина Евгеньевна
Учебный предмет: ОРКСЭ
Класс: 3
Тема родительского собрания: «Выбор модуля комплексного курса основы религиозных культур и светской этики»
Цель: познакомиться с комплексным учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики», который будет изучаться в 4 классе, и сделать выбор одного из модулей курса.
Задачи:
Познакомить родителей (законных представителей) с нормативно-правовой основой введения комплексного курса ОРКСЭ.
Познакомить родителей с целями и задачами курса ОРКСЭ;
Информировать родителей, обучающихся о содержании данного курса.
Подготовить родителей к осознанному выбору модуля курса ОРКСЭ.
Провести процедуру уточнения выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) для своего ребёнка.
Познакомить с некоторыми практическими советами, которые могут пригодиться родителям в ходе реализации курса.
Присутствуют: родители учащихся 3-х классов, заместитель директора школы, учитель 3 класса, педагог, который будет вести курс ОРКСЭ, представитель родительского комитета школы, Совета школы.
Ресурсы: мультимедийная презентация; заявления; протокол родительского собрания.
Предварительная работа: раздать информацию о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
ФИО разработчика: Данчинова Ангелина Евгеньевна
Учебный предмет: ОРКСЭ
Класс: 3
Тема родительского собрания: «Выбор модуля комплексного курса основы религиозных культур и светской этики»
Цель: познакомиться с комплексным учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики», который будет изучаться в 4 классе, и сделать выбор одного из модулей курса.
Задачи:
Познакомить родителей (законных представителей) с нормативно-правовой основой введения комплексного курса ОРКСЭ.
Познакомить родителей с целями и задачами курса ОРКСЭ;
Информировать родителей, обучающихся о содержании данного курса.
Подготовить родителей к осознанному выбору модуля курса ОРКСЭ.
Провести процедуру уточнения выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) для своего ребёнка.
Познакомить с некоторыми практическими советами, которые могут пригодиться родителям в ходе реализации курса.
Присутствуют: родители учащихся 3-х классов, заместитель директора школы, учитель 3 класса, педагог, который будет вести курс ОРКСЭ, представитель родительского комитета школы, Совета школы.
Ресурсы: мультимедийная презентация; заявления; протокол родительского собрания.
Предварительная работа: раздать информацию о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Ход собрания:
Деятельность учителя | Деятельность родителей | Время |
I. Самоопределение | ||
Добрый вечер, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть вас на родительском собрании. Спасибо, что вы нашли время и, отложив все свои важные дела, не пропустили эту встречу. Родители, которые дарят своим детям добро, получат от них в стократ больше. | Добрый вечер! | 30 сек |
II. Вводная часть | ||
Сегодня мы собрались для того, чтобы познакомиться с новым предметом, который наши дети будут изучать в следующем учебном году. Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с его согласия по выбору его родителей (законных представителей). Может быть, кто-то из вас знает о каком предмете идет речь? Называется этот предмет или курс «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». (Слайд 2) Этот курс включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе (Слайд 3):
Сегодня я вас познакомлю с целями, задачами и содержанием этого предмета. Если сейчас вам сложно сделать выбор модуля, то к концу собрания, думаю, вам будет это сделать легче, и вы будете уверены в выборе. | «Основы религиозных культур и светской этики». | 1 мин |
III. Основная часть | ||
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». Нормативно-правовая основа преподавания. (Слайд 4) Преподавание курса ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:
С 2012 года исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.) Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. (Слайд 5) Задачи учебного курса ОРКСЭ: (Слайд 6)
Как же будет проходить обучение курсу ОРКСЭ? На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34 (1 час в неделю). Как я уже говорила, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. (Слайд 7) Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках тематических разделов. Прошу обратить ваше внимание на слайды и более подробно познакомиться с модулями курса ОРКСЭ. Обратите внимание, что первый и последний раздел в модулях одинаковы. Они являются общими для всех модулей. Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего один урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они – один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна – Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, что при явном различии наших взглядов на мир, при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля. Второй урок – вводный для каждого модуля. Его тема – «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура – важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры. На последующих уроках учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий – Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, – «Основы светской этики» – учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса. Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. На нескольких последних уроках курса учащиеся класса будут работать вместе. На них ребята поделятся своими знаниями, полученными в ходе изучения выбранного модуля, представят свои творческие проекты на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех шести модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Преподавать новый курс будут учителя начальных классов нашей школы, имеющие свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе. Предмет безотметочный, по этому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным. Если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте их. Я думаю, вы уже готовы сделать свой выбор, поэтому приступим к заполнению заявлений. Анастасия Дмитриевна, заполните, пожалуйста, протокол. | «Основы православной культуры» (Слайд 8) Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. «Основы исламской культуры» (Слайд 9) Россия — наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. «Основы буддийской культуры» (Слайд 10) Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. «Основы иудейской культуры» (Слайд 11) Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. «Основы мировых религиозных культур» (Слайд 12) Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. «Основы светской этики» (Слайд 13) Россия — наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Вопросы. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений. Заполнение протокола родительского собрания. | 20 мин |
IV. Рефлексия | ||
В заключении нашей встречи я хочу прочитать для вас пожелание от поэта Юрия Левитанского: Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Мера окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже — как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. Спасибо за внимание. До новых встреч! | Слушают пожелание. До свидания! | 1 мин |
Информация
о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители!
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
- «Основы православной культуры»;
- «Основы исламской культуры»;
- «Основы буддийской культуры»;
- «Основы иудейской культуры»;
- «Основы мировых религиозных культур»;
- «Основы светской этики».
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.
Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Дата, время, место проведения родительского собрания:
__________________________________________________________________________
С уважением, администрация ________________________________________________
(наименование, место нахождения образовательной организации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации....
План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"
План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"...
О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Сообщение для родителей 3 класса о модуле "Светская этика" комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"....
Родительское собрание в 3-ем классе по ОРКСЭ. Тема: «Знакомство с содержанием и особенностями преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля».
В разработке подробно изложены особенности и содержание 6 модулей в курсе ОРКСЭ....
КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением П...
Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»
Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы б...
Родительское собрание. Выбор модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Родительское собрание-выбор модуля ОРКСЭ....