"ОРКСЭ"конспект "Защита Отечества"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Технологическая карта с материалами к уроку по теме "Защита Отечества" предмет ОРКСЭ модуль Основы православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_tehnologicheskaya_kartazashchita_otechestva.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Цель: создание условий для формирования представления образа защитника Отечества, понимания христианского взгляда на войну.
Задачи:
Познавательные:
- формировать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- сформировать понятие нравственного облика православного воина;
- структурировать знания.
Регулятивные:
- формировать умение ставить учебную задачу;
- формировать умение планировать последовательность действий.
Коммуникативные:
- формировать умение обосновывать свои суждения;
- осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости и свободы;
- формировать основы российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину;
- воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества;
- прививать любовь к России, к ее святым и героям.
.
Духовно-нравственное воспитание.
- Прививать понятие христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Воспитание понятия о христианском долге защиты Отечества, качествах характера Защитника Отечества.
Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» основывается на личностно ориентированной направленности современного обучения.
Данный урок по программе ОРКСЭ 30 в системе уроков по предмету, 1 час по данной теме. Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, групповая.
В технологической карте представлены формы коммуникативного взаимодействия: учащиеся: работают в группах, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. Представление полученной информации помогают детям научиться представлять аргументировано свою точку зрения.
На уроке идет большая работа по материалам учебника «Основы православной культуры.» Кураев А.В.. 4 класс В уроке используется видеосюжет «Адмирал Федор Ушаков», который помогает получить дополнительную информацию о герое России, которая не представлена в учебнике по ОПК, с учетом возрастного восприятия четвероклассников.
Весь урок построен на восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения. Прослеживается тесная связь с окружающим миром, литературным чтением и ИЗО, так как учащиеся используют знания, полученные на данных предметах.
Материал урока направлен на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. (1мин) | Приветствует учащихся. Какие качества вам понадобятся, чтобы урок прошел успешно? | Дети заходят в класс под звучание музыки М.И. Блантера «Священная война», рассаживаются по группам. На доске появляются таблички: внимательность, аккуратность, дисциплинированность, сообразительность | Личностные: осознание причастности к успеху учебной деятельности |
2. | Актуализация знаний (2 мин) | На доске: репродукции картин Илья Муромец, Дмитрий Донской, Александр Невский, портреты Ф.Ушакова , Г.К. Жукова, портрет военного российской армии. (Расположены по кругу, в центре написан знак вопроса). Посмотрите на портреты, знакомы ли вам эти люди? Назовите их имена и фамилии. (Приложение 1) Что объединяет этих людей? | Вступают в диалог с учителем, высказывают предположения. Воевали, военные, защищают Родину и т.д. | Познавательные: структурирование знаний Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
3. | Организация деятельности для выхода на тему, цель урока. Постановка учебных задач (2 мин) | На доске появляется тема «Защита Отечества». Какая цель нашего урока? Что можем узнать на уроке? Чему научимся? Давайте проверим, совпали ли наши предположения с предложенными в учебнике. Учебник с. 88 раздел «Вы узнаете». | Вступают в диалог с учителем, высказывают предположения. Читают материал учебника, сопоставляют свои предположения с материалом из учебника. | Регулятивные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
4. | Организация взаимодействия с учащимися по теме урока: (32 мин) | Как вы думаете, может ли война быть справедливой? Ребята, наши мнения разошлись. Из каких источников информации мы можем узнать ответ на этот вопрос? Обратимся к доступному нам средству информации - учебнику. Прочитайте отрывок из текста, в котором говорится, когда война бывает справедливой. А в каком случае война может быть несправедливой? Как вы думаете, как должен поступить человек, если его Отечеству, семье грозит опасность от чужеземного захватчика? Ответили ли мы на вопрос, что значит справедливая война? А кто в первую очередь вставал на защиту своей родной земли, когда враг пытался её захватить? Давайте немного отдохнем и представим, что мы славные богатыри, которые в любой момент готовы встать с оружием в руках на защиту земли русской. Физкультминутка Дружно встали раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво. И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек. И направо, и еще через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги, Точно в танце руки в боки. Наклонились влево, вправо – получается на славу. Мы с вами узнали, когда война бывает справедливой. На какой вопрос нам осталось ответить? Давайте сейчас вспомни правила работы в группе, т.к. ответ на этот вопрос вы будете искать совместно. У вас на столах лежат тексты. Вам необходимо за 3 минут прочитать их и определить, о каком историческом персонаже идет речь. Найти среди картинок на вашем столе портрет этого человека и приклейте его на лист к тексту. Проверьте свои предположения по материалу учебника. Давайте, рассмотрим работу, выполненную в каждой группе. О каком герое вы прочитали в учебнике, но не представили после групповой работы? Что вы знаете об этом адмирале русского флота? Давайте узнаем о биографии Фёдора Фёдоровича Ушакова более подробно. Что интересного узнали? Почему Федор Федорович Ушаков тоже причислен к лику святых? Чем похожи все эти воины? Кто из этих полководцев отличается от других героев нашего урока. Почему мы именно его тоже сегодня вспоминаем? В какое время воевал Г. К. Жуков? Когда закончилась Великая Отечественная война? Какую годовщину мы и вся наша страна будем отмечать в этом году? Почему эта дата так важна для нашего народа? Давайте расставим защитников земли русской на временном отрезке. (Отрезок с обозначенными веками начерчен на доске) Какими качествами личности должны обладать защитники Отечества? Должен ли современный солдат иметь такие же черты характера. Поменялось ли в наше время отношение к понятию справедливой и несправедливой войны? | Высказывают предположения (соглашаются или опровергают). Высказывают предположения. Книги, энциклопедии, интернет, учебник и т.д. Чтение текста учебника с 88-89 Чтение отрывка. Высказывают предположения. Когда человек сам провоцирует начало военных действий. Встать на защиту своей Родины с оружием в руках. Да, нам в этом помог учебник. Воины, богатыри, солдаты. Встают из-за парт. Приставляют ладони к глазам, ноги расставляют на ширине плеч Делают повороты Смотрят, как богатыри. Выполняют повороты. Руки на поясе, пританцовывают. Наклоны, встают по стойке «смирно» Садятся на место Кто такие защитники Отечества? Вспоминают правила работы в группе. Работа в группе. Читают тексты, соотносят информацию с портретом героев. Варианты текстов: 1. В 1380 г. войско монгольского хана Мамая пошло на Москву. Святой московский князь собрал полки из русских городов для отпора врагу. Пока дружина собиралась, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским. Сергий благословил его на битву на Куликовом поле, в которой он одержал победу. В 1988 году был причислен православной церковью к лику святых. (Святой благоверный князь Дмитрий Донской) 2. Князь, великий воин. Он одерживал победы над шведскими и немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но также был великим миротворцем. С помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В православном мире считается святым, в честь его построено много храмов, его именем названа лавра в Санкт-Петербурге. (Святой благоверный князь Александр Невский) 3. Легендарный богатырь родился в деревне Карачарово, неподалёку от Мурома. До 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов. Одерживал победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом. В русской православной церкви причислен к лику святых. (Богатырь Илья Муромец) 4. Родился 1 декабря 1896 года в деревне Стрелковка Калужской губернии. В 1915 году был призван в драгунский полк, затем поступил в унтер-офицерскую школу, которую окончил в августе 1916 года. В мае 1940 года его назначили командующим войсками военного округа и присвоили ему звание генерала армии. Битва под Москвой, оборона и прорыв фашистской блокады в Ленинграде, Сталинградская битва, взятие Берлина – это только некоторые его важнейшие победы. Соотносят полученную информацию с текстом учебника на стр.90-91 Выступление групп. Федор Ушаков. Ответы детей . Просмотр видеофрагмента. (3 минуты) «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех» Это исторические личности. Они любили свою Родину и народ. Честно выполняли свой воинский долг. Георгий Константинович Жуков, он не причислен к лику святых. В период Великой Отечественной войны под его командованием наша Армия одержала победу над фашистами. Его подвиг бережно хранится в памяти нашего народа. Известен факт, что Георгий Константинович был верующий человек. 9 мая 1945 года. 75 лет со Дня Великой Победы. Страшной ценой досталась нам Победа над врагом, более 20 миллионов погибло за 4 года войны. Это были воины и простые люди, которые встали на защиту Отечества. Наш народ выстоял, потому что верил, наша война справедливая, т.к. мы защищали свою родную землю. Располагают портреты на временном отрезке. Высказывают предположения. Да, время меняется, но понятие о чести, совести, долге, милосердии остаются неизменными. Нет. (Дети аргументируют свой ответ на основе знаний, полученных на уроке) | Познавательные: поиск и выделение информации; использование знаково- символических средств; Регулятивные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: осознание ответственности за общее дело; |
5. | Рефлексия деятельности (итог урока) (4мин) | Почему воин –христианин может исполнять воинский долг не боясь смерти? Проиллюстрируйте свои слова фрагментом текста из учебника. Что значит оставаться на войне человеком? Какие законы должны прийти на смену законам войны? Подтвердите словами из учебника. | Зачитывают отрывок из учебника. Читают стр. 90-91 Высказывают свои предположения. Зачитывают отрывок из учебника на стр. 90-91 | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: стремятся к приобретению новых знаний |
6 | Итог урока (4 мин) | Достигли ли мы цели урока? Что нового вы узнали? Что расскажите дома? Какие выводы вы для себя сделали? | Высказывают предположения Ответы учащихся. Встают под песню «День Победы» муз. Д. Тухманова , сл.В.Харитонова, поют все хором вместе с учителем. |
Используемая литература:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Кураев А.В.. 4 класс.2014г.
2. Энциклопедия для школьников. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., М., 2005
3. Школьная энциклопедия. История России XX век., М., 2003
Интернетресурсы
URL: sway.office.com (Дата обращения: 17.01.2020)
stihi.ru (Дата обращения: 17.01.2020)
pinterest.com.au (Дата обращения: 17.01.2020)
goodfon.ru (Дата обращения: 17.01.2020)
bfnk.ru (Дата обращения: 21.01.2020)
Приложение 2.
Варианты текстов:
1. В 1380 г. войско монгольского хана Мамая пошло на Москву. Святой московский князь собрал полки из русских городов для отпора врагу. Пока дружина собиралась, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским. Сергий благословил его на битву на Куликовом поле, в которой он одержал победу. В 1988 году был причислен православной церковью к лику святых. (Святой благоверный князь Дмитрий Донской)
2. Князь, великий воин. Он одерживал победы над шведскими и немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но также был великим миротворцем. С помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В православном мире считается святым, в честь его построено много храмов, его именем названа лавра в Санкт-Петербурге. (Святой благоверный князь Александр Невский)
3. Легендарный богатырь родился в деревне Карачарово, неподалёку от Мурома. До 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов. Одерживал победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом. В русской православной церкви причислен к лику святых.
(Богатырь Илья Муромец)
4. Родился 1 декабря 1896 года в деревне Стрелковка Калужской губернии. В 1915 году был призван в драгунский полк, затем поступил в унтер-офицерскую школу, которую окончил в августе 1916 года. В мае 1940 года его назначили командующим войсками военного округа и присвоили ему звание генерала армии. Битва под Москвой, оборона и прорыв фашистской блокады в Ленинграде, Сталинградская битва, взятие Берлина – это только некоторые его важнейшие победы. За годы войны стал трижды Героем Советского Союза. (Г.К.Жуков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"
Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...
Открытый урок по ОРКСЭ "Защита Отечества"
Конспект урока + презентация, которые познакомят учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми. Подходят как для урока, так и для внеурочной рабо...
Конспект урока по ОРКСЭ "Защита Отечества", 4 класс.
Цель: привить чувство патриотизма и гордость за свою РодинуПланируемые результаты: Предметные:Иметь представление о святых защитниках Родины.Иметь представление о справедливых войнах.Уметь п...
Элемент урока ОРКСЭ. Защитники Отечества.
Материал для уроков ОРКСЭ....
Открытый урок по ОРКСЭ- Защита Отечества
Цель урока:- образовательная: формировать знания учащихся о житии святых-защитниках Отечества;- развивающая: способствовать развитию аналитических, логических, хронологических, коммуни...
Урок ОРКСЭ "Защитники отечества"
Защита Отечества во все времена считалась высшей обязанностью и священным долгом каждого христианина. Обращение к народному идеалу защитника Родины, выявление непреходящей силы этого образа, в центре ...
План урока по ОРКСЭ "Защитники отечества"
Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости, развитие и углубление пон...