Урок ОРКСЭ. "Милосердие" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Валентина Владимировна Полякова

Предмет: ОРКСЭ.

Класс: 4 А

Тема: «Милосердие – закон.»

Цели:

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения;

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Задачи:

Предметные:

формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие;

формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

развивать творческие способности;

Воспитательные:

формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.

Тип урока: урок закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4.docx149.61 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 1 А

Тема: «Милосердие – закон.»

Цели: 

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения;

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Задачи: 

Предметные:

формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие;

формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

развивать творческие способности;

Воспитательные:

формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

- Передайте с помощью своей улыбки своё настроение.

II. Актуализация знаний.

- А сейчас послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром 

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.  – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина.  Тогда мальчик почему-то очень заволновался.  – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.  – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.  – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.  – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.  – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы  понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его  глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.  – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- О чём эта притча?

-Как назвал продавец мальчика?

- Каким качеством обладал мальчик?

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

III.            Работа по теме урока.

1.      Беседа

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.

- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?  

- Давайте запишем это слово «милосердие»  и выделим корни в нём.

 МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)https://lh4.googleusercontent.com/g7yeq1EAsAa_jjsEXH6ot1gIJqzCQWCV4ZyBZP6_gbHpIgkYVaG4Z8MifSEt7PKncgsctgtWnB7dt9SGVR84GPBvetTTERCltjS-EPYWzjDYNLFzCgvtggpZnqCm2LCkJw

-  А теперь обратимся   за помощью к словарям.

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.(Энциклопедия «Кругосвет»)

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

(Толковый словарь русского языка Ушакова)

Милосердие –  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

- Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

- Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)

- Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

- А в чём же проявляется милосердие? (дети отвечают)

- В не обижающей человека помощи.  Какой, например?  (ответы детей)

- Напишите в тетради в столбик следующие слова:

Сочувствовать

Сопереживать

Сострадать

- Есть ли между ними разница?  Какая?

- Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.

- А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях?

- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит?

- Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.

- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?

- Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?

 и напишите ответ.

- В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт?

- Хотелось бы вам его расширить и углубить этот опыт?

2. Работа в группах

 Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.

3.       Игра «Цветок милосердия» Прикрепите лепестки, которые нам нужны.

БЕСКОРЫСТИЕ      БЛАГОСТЬ    РАДОСТЬ       СОСТРАДАНИЕ

МЕСТЬ     ЗЛОРАДСТВО    ОБИДА    СЧАСТЬЕ   ДОВЕРИЕ       ЖАЛОСТЬ        ПРОЩЕНИЕ     РАВНОДУШИЕ

ДОБРОТА         ЛЮБОВЬ      ПОМОЩЬ     ЖАДНОСТЬ

 - А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

- Вспомните ситуации в своей жизни, когда по отношению к тебе проявили милосердие.

            4. Работа с учебником. (С. 91 последний абзац)

 Одно из дел милосердия - милостыня.  

– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь?

- Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.

Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.

- Согласны?

– Скажите, когда вы творите милостыню, оказываете помощь, то стремитесь привлечь внимание других людей к вашим действиям или стараетесь делать это незаметно?

5. Работа в группах

- Давайте рассмотрим, всякий ли добрый поступок, который совершается, можно считать милосердным?

Ситуация1. 
Ученик увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и помог донести сумку, хотя ему было не по пути. Только женщина хотела поблагодарить мальчика, как его уже не оказалось рядом. 

Ситуация2. 
Соседка – одинокая старая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его. 

- Какую помощь оказали ребята?

- По каким мотивам совершалось доброе дело? 

-Так все ли поступки, которые совершают люди можно назвать милосердными?

6. Беседа

- Каждый ли человек нуждается в милосердии?

- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью к кому – то и ни разу не испытав благодарности, за оказанную помощь, поддержку?

- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах ни одного учебного заведения.

- А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни? 

- Профессии, каких людей вы бы назвали?

  Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.

- Как вы думаете, должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие и выражать своё чувство признательности?

– У вас еще нет своих денег, чем вы можете пожертвовать, проявляя милосердие? Л.Н. Толстой утверждал, что милосердие начинается дома. Он говорил, что если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то едва ли есть милосердие".

– Что он хотел сказать этими словами?

– Верно, одна из заповедей христианства гласит: "Возлюби ближнего своего". Ближнего – значит того, кто близко, кто в данный момент нуждается в твоем сочувствии, помощи. Чаще всего – это наши родные, друзья, одноклассники, соседи, животные. Как вы можете проявить милосердие к ним?  

– Как вы думаете, милосердным человек рождается или становится?  

– Когда стоит начать работать над собой? В вашем возрасте? Позже?  

– С чего же начать? (быть чутким, внимательным, делать добрые дела)  

– Да, как спортсмены тренируют тело, так любому человеку нужно тренировать душу.  

-  Обратитесь мысленно к себе.  Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на ладошке. Раскрась.

 IV. Рефлексия. Итог.   

Разговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании

– Это ласка, любовь, сострадание.

Это – маме усталой помочь

Это – бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь.

И того, кто обидел – простить.

Это – птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

-Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей.

 Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое.

 Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

 

https://papik.pro/uploads/posts/2022-01/1641165726_35-papik-pro-p-detskaya-ladon-risunok-36.png

БЕСКОРЫСТИЕ     

БЛАГОСТЬ   

РАДОСТЬ      

СОСТРАДАНИЕ

МЕСТЬ     

ЗЛОРАДСТВО    

ОБИДА   

СЧАСТЬЕ   ДОВЕРИЕ      

ЖАЛОСТЬ        

ПРОЩЕНИЕ    

РАВНОДУШИЕ

ДОБРОТА        

ЛЮБОВЬ      

ПОМОЩЬ    

ЖАДНОСТЬ

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675815421_gas-kvas-com-p-lepestok-risunok-trafaret-2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...