Технологическая карта урока. Предмет Православная культура. Урок Икона
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

 Федотова Ольга Александровна

Федотова О.А.,

МБОУ «СОШ №6»

                   Задания и вопросы для обсуждения к теме «Организация образовательной деятельности на уроках «ОРКСЭ», «ОДНКНР» и «Православная   

                    культура» с использованием цифровых образовательных платформ»*:

 

                  1.Изучите предложенный материал.

                  2. Разработайте карту урока по предложенному образцу с обязательными ссылками на цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.

                  3. Карту урока сохраните в формате PDF и прикрепите к ответу.

Технологическая карта урока

УМК

Авторская программа Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.

Предмет

Православная  культура

4 класс

Тема урока

Икона

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

- Расширить представление о ценностях Христианского искусства; объяснить смысл иконы.

познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;

- воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.

Задачи

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 Познакомить учащихся с православной иконой;

Познакомить с особенностями иконописного изображения;

Понять, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 познавательные - умение осуществлять информационный поиск, сбор информации; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; формирование навыков смыслового чтения; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; умение формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Задачи, направленные на достижение личностных  результатов обучения:

Понять различия в написании иконы и картины.

Формировать положительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ознакомить с особенностями отличия икон от картин; ознакомить с творчеством русских иконописцев; мотивировать на приобретение навыков ознакомления с православными иконами; мотивировать на понимание взаимосвязи иконы и молитвы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Усваивать основы работы с текстами по теме «Икона»; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Умение отличать иконы от картин; стремление к осознанию уважительного отношения иконам.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, молитва перед иконой.

Требования СанПиН 2.4.1.2660-10

Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий

Класс

Максимальная длительность в минутах

3-4

20 минут

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

 

 

учителя

учащихся

1

Организационный

Личностные УУД: формирование положительного отношения к процессу познания.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку, использует метод рефлексивной технологии «солнышко, тучка».

Прозвенел звонок веселый!

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем!

Мы работать начинаем!

 

 

 

 

 

Учащиеся настраиваются на работу, показывают своё настроение с помощью улыбок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

2

Мотивационный

 

Личностные УУД: умение выражать свои мысли

Подведение к осознанию целей и задач: послушайте музыкальный фрагмент и дате характеристику, какая это музыка, где её можно услышать

Слушают фрагмент «AveMaria» в исполнении Robertino Loreti обсуждают в группах, высказывают свои мнения

https://youtu.be/dWF4IsicSuM

2 минуты

3

Актуализация знаний и формулирование темы и задач урока

Личностные УУД:

-осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

- формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Учитель подводит к теме урока через отрывок из произведения, который описывает внутреннее убранство храма.

Включаются в мыслительную деятельность:

формулируют тему урока, понравившуюся записывают в тетрадь;

ставят задачи;

прогнозируют ожидаемые результаты.

https://youtu.be/KdeK45w4-jw

4 минуты

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Личностные УУД:

-развивать интерес к изучению предмета.

Регулятивные УУД:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 

Познавательные УУД:

-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Ставит проблемный вопрос и создает условия для поиска решения проблемы.

Что такое икона?

Какие толкования можно найти в словаре?

Чем икона отличается от обычной живописной картины?

Пытаются дать ответы.

Ответы детей.

Видеозапись «Что такое икона».

Работа со словарями.

https://youtu.be/5lCO7GnoNnY

6 минут

5

Этап первичного закрепления новых знаний

Личностные УУД:

-анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-осуществлять самооценку при выполнении учебного задания;

Познавательные УУД:

-составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

- адекватно взаимодействовать друг с другом при выполнении учебного задания в паре.

- Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.

Предлагает самостоятельную работу в группах.

( группы создаются по силам и способностям учащихся).

Работа в группах

Делятся на группы, знакомятся с заданиями, при необходимости задают вопросы, распределяют роли; планируют работу.

Выполняют задания, работая с различными источниками информации: учебником – 1 группа, раздаточным материалом – 2 группа.

Делают записи на предложенных цветных листах бумаги.

 

10 минут

6

Перенос полученных знаний в новые условия.

Личностные УУД:

-понять различия в написании иконы и картины.

-формировать положительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Регулятивные УУД:

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

-первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения,

Познавательные УУД:

-извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

-строить речевое высказывание в устной форме.

-делать выводы на основе анализа объектов

Коммуникативные УУД

-слушать и понимать других.

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предлагает проверить выполненное задание, сделать выводы и  подвести итоги.

Дополнительная информация по каждой группе исследования.

Знакомство со значением цветов на иконе

Каждая группа прикрепляет к большой таблице на доске свои листы с выполненным заданием, дают объяснения. Получается сравнительная таблица.

Делают выводы.

В итоге эксперты оценивают работу групп

 

5 минут

7

Работа в группах

Личностные УУД:

-умение отличать иконы от картин;

-стремление к осознанию уважительного отношения иконам

Регулятивные УУД:

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

-первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения,

Познавательные УУД:

- представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные УУД

-слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
-отстаивать свою точку зрения, аргументирую её и уважая мнение других..

Предлагает посмотреть объемную презентацию и ответить на проблемный вопрос: - Имеют ли иконы особое значение  для христианина.

Предлагает самостоятельную работу в тетрадях: составить словарик урока.

Работа с иллюстративным материалом (демонстрируется презентация

Вопросы к учащимся

- Какие цвета преобладают на иконах?

- Что окружает голову святого?

- Как называют этот круг?

- Какое настроение (спокойное, умиротворенное, светлое, грустное) возникает у вас, когда вы смотрите на икону?

Учитель обобщает результаты беседы.

Смотрят презентацию.

 

Отвечают на поставленный вопрос, доказывая свою точку зрения.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Общее обсуждение вопросов. Учащиеся высказывают  своё понимание.

 

 

 

 

https://youtu.be/RSz5TO6uTnE

12 минут

8

Рефлексия

Личностные УУД:

- осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

Регулятивные УУД:

 -умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

-первоначальные навыки

Коммуникативные УУД

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- умение формулировать собственное мнение и позицию; -участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Предлагает сопоставить поставленные в начале урока задачи с уровнем своих достижений.

Вновь оценить настроение.

Закончите предложения:

1. Я сегодня узнал…

2. Самым сложным для меня было…

3. На уроке мне понравилось…

4.На уроке мне не понравилось…

Оценивают результаты деятельности.

Оценивают настроение.

 

4 минуты

 

9

Домашнее задание

Личностные УУД:

-умение  контролировать и оценивать свои действия.

Регулятивные УУД:

-первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения

По выбору:

1.символика цвета в иконе

2.какие бывают иконы

3.рассказ про любую икону (где, история, чем интересна)

4. «Икона и молитва» читать, пересказ

Учащиеся дают оценку

собственной деятельности;

Учащиеся дают оценку

собственной деятельности;

Учащиеся дают оценку собственной деятельности:

-обсуждение и запись домашнего задания

домашнего задания.

домашнего задания.

 

1 минута

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_pravoslavnaya_kultura_urok_ikona.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Федотова О.А.,

МБОУ «СОШ №6»

                   Задания и вопросы для обсуждения к теме «Организация образовательной деятельности на уроках «ОРКСЭ», «ОДНКНР» и «Православная  

                    культура» с использованием цифровых образовательных платформ»*:

                  1.Изучите предложенный материал.

                  2. Разработайте карту урока по предложенному образцу с обязательными ссылками на цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.

                  3. Карту урока сохраните в формате PDF и прикрепите к ответу.

Технологическая карта урока

УМК

Авторская программа Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.

Предмет

Православная  культура

4 класс

Тема урока

Икона

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

- Расширить представление о ценностях Христианского искусства; объяснить смысл иконы.

познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;

- воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.

Задачи

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 Познакомить учащихся с православной иконой;

Познакомить с особенностями иконописного изображения;

Понять, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 познавательные - умение осуществлять информационный поиск, сбор информации; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; формирование навыков смыслового чтения; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; умение формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Задачи, направленные на достижение личностных  результатов обучения:

Понять различия в написании иконы и картины.

Формировать положительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ознакомить с особенностями отличия икон от картин; ознакомить с творчеством русских иконописцев; мотивировать на приобретение навыков ознакомления с православными иконами; мотивировать на понимание взаимосвязи иконы и молитвы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Усваивать основы работы с текстами по теме «Икона»; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Умение отличать иконы от картин; стремление к осознанию уважительного отношения иконам.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, молитва перед иконой.

Требования СанПиН 2.4.1.2660-10

Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий

Класс

Максимальная длительность в минутах

3-4

20 минут

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организационный

Личностные УУД: формирование положительного отношения к процессу познания.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку, использует метод рефлексивной технологии «солнышко, тучка».

Прозвенел звонок веселый!

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем!

Мы работать начинаем!

Учащиеся настраиваются на работу, показывают своё настроение с помощью улыбок.

1 мин.

2

Мотивационный

Личностные УУД: умение выражать свои мысли

Подведение к осознанию целей и задач: послушайте музыкальный фрагмент и дате характеристику, какая это музыка, где её можно услышать

Слушают фрагмент «AveMaria» в исполнении Robertino Loreti обсуждают в группах, высказывают свои мнения

https://youtu.be/dWF4IsicSuM

2 минуты

3

Актуализация знаний и формулирование темы и задач урока

Личностные УУД: 

-осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

Регулятивные УУД: 

-принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: 

- формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Учитель подводит к теме урока через отрывок из произведения, который описывает внутреннее убранство храма.

Включаются в мыслительную деятельность:

формулируют тему урока, понравившуюся записывают в тетрадь;

ставят задачи;

прогнозируют ожидаемые результаты.

https://youtu.be/KdeK45w4-jw

4 минуты

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Личностные УУД: 

-развивать интерес к изучению предмета.

Регулятивные УУД: 

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 

Познавательные УУД: 

-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД: 

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Ставит проблемный вопрос и создает условия для поиска решения проблемы.

Что такое икона?

Какие толкования можно найти в словаре?

Чем икона отличается от обычной живописной картины?

Пытаются дать ответы.

Ответы детей.

Видеозапись «Что такое икона».

Работа со словарями.

https://youtu.be/5lCO7GnoNnY

6 минут

5

Этап первичного закрепления новых знаний

Личностные УУД: 

-анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Регулятивные УУД: 

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-осуществлять самооценку при выполнении учебного задания;

Познавательные УУД: 

-составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

Коммуникативные УУД:  

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;

- адекватно взаимодействовать друг с другом при выполнении учебного задания в паре.

- Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.

Предлагает самостоятельную работу в группах.

( группы создаются по силам и способностям учащихся).

Работа в группах

Делятся на группы, знакомятся с заданиями, при необходимости задают вопросы, распределяют роли; планируют работу.

Выполняют задания, работая с различными источниками информации: учебником – 1 группа, раздаточным материалом – 2 группа.

Делают записи на предложенных цветных листах бумаги.

10 минут

6

Перенос полученных знаний в новые условия.

Личностные УУД: 

-понять различия в написании иконы и картины.

-формировать положительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Регулятивные УУД: 

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

-первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения,

Познавательные УУД: 

-извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

-строить речевое высказывание в устной форме.

-делать выводы на основе анализа объектов

Коммуникативные УУД:  

-слушать и понимать других.

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предлагает проверить выполненное задание, сделать выводы и  подвести итоги.

Дополнительная информация по каждой группе исследования.

Знакомство со значением цветов на иконе

Каждая группа прикрепляет к большой таблице на доске свои листы с выполненным заданием, дают объяснения. Получается сравнительная таблица.

Делают выводы.

В итоге эксперты оценивают работу групп

5 минут

7

Работа в группах

Личностные УУД: 

-умение отличать иконы от картин;

-стремление к осознанию уважительного отношения иконам

Регулятивные УУД: 

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

-первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения,

Познавательные УУД: 

- представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные УУД:  

-слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
-отстаивать свою точку зрения, аргументирую её и уважая мнение других..

Предлагает посмотреть объемную презентацию и ответить на проблемный вопрос: - Имеют ли иконы особое значение  для христианина.

Предлагает самостоятельную работу в тетрадях: составить словарик урока.

Работа с иллюстративным материалом (демонстрируется презентация

Вопросы к учащимся

- Какие цвета преобладают на иконах?

- Что окружает голову святого?

- Как называют этот круг?

- Какое настроение (спокойное, умиротворенное, светлое, грустное) возникает у вас, когда вы смотрите на икону?

Учитель обобщает результаты беседы.

Смотрят презентацию.

Отвечают на поставленный вопрос, доказывая свою точку зрения.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Общее обсуждение вопросов. Учащиеся высказывают  своё понимание.

https://youtu.be/RSz5TO6uTnE

12 минут

8

Рефлексия

Личностные УУД: 

- осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

Регулятивные УУД: 

 -умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

-первоначальные навыки

Коммуникативные УУД:  

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- умение формулировать собственное мнение и позицию; -участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Предлагает сопоставить поставленные в начале урока задачи с уровнем своих достижений.

Вновь оценить настроение.

Закончите предложения:

1. Я сегодня узнал…

2. Самым сложным для меня было…

3. На уроке мне понравилось…

4.На уроке мне не понравилось…

Оценивают результаты деятельности.

Оценивают настроение.

4 минуты

9

Домашнее задание

Личностные УУД: 

-умение  контролировать и оценивать свои действия.

Регулятивные УУД: 

-первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения

По выбору:

1.символика цвета в иконе

2.какие бывают иконы

3.рассказ про любую икону (где, история, чем интересна)

4. «Икона и молитва» читать, пересказ

Учащиеся дают оценку

собственной деятельности; 

Учащиеся дают оценку

собственной деятельности; 

Учащиеся дают оценку собственной деятельности:

-обсуждение и запись домашнего задания

домашнего задания.

домашнего задания.

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы православной культуры. Урок "Икона"

Модуль "Основы православной культуры". Урок на тему "Икона"....

Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....

Урок Основы православной культуры ИКОНА

Презентация к уроку модуля ОПК в рамках курса ОРКСЭ...

Урок основ православной культуры № 15. Икона

Материал урока (текстовый документ и презентация) знакомит учащихся 4 класса с особенностями иконы как особого явления в православной культуре и ее отличем от картин библейского жанра....

Урок по Основам православной культуры "Отличие иконы от картины"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шап...

Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"

Методическая разработка по предмету "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"...

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...