ОРКСЭ 4 класс "Светская этика" Урок "Честь и достоинство"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Суханова Ольга Андреевна

4 класс Светская этика Урок по теме "Честь и достоинство" ( с презентацией).

На уроке обучающиеся знакомятся с притчей, узнают , когда возник ритуал "отдание  чести", когда, где и почему возникло современное воинское приветствие; знакомятся с произведением Ф.Шиллера "Перчатка", с историей его написания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_chest_i_dostoinstvo.docx143.42 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики  (модуль «Основы светской этики»)

 Тема «Честь и достоинство»

Класс: 4

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний

Методы:

  • деятельностного подхода;
  • моральных дилемм и дискуссий.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к  осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.

Задачи урока:

           Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

Развивающие: 

  • развивать  представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной  жизни личности, семьи, общества;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

УУД: Личностные: 

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
  • способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

Регулятивные:

  • способствовать выполнению «открытия» новых знаний;
  • создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • создать условия для совместного решения учебной задачи;
  • способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;
  •       развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке;            оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
  • помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
  • продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения;
  • способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
  • развивать умение работать с разными видами информации.

Планируемый результат

Предметные:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Личностные:

  • уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления;
  • понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»;

Метапредметные:

  • освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять  признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; 

Основные понятия: «честь» и «достоинство»

Ресурсы:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Перед тем, как начнём наш урок, предлагаю  раскрыть свои ладошки и подарить своё приветствие всем присутствующим.

После такого доброжелательного приветствия у нас точно всё получится.

Перед тем как  приступить к изучению темы, вспомним, чему научились на занятиях, что знаете.

Разгадывание кроссворда.

Осталось отгадать два слова. Послушайте притчу.

Что такое притча? (короткий  назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение – мораль)

  1. Погружение в тему

Когда-то дружили Вода, Ветер, Достоинство и Честь. Они были всегда вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга.

Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что всегда находится там, где трепещут листья. Лишь Честь и Достоинство стояли молча. Все спросили, почему они не называют своих признаков. Тогда Достоинство и Честь ответили: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а нам это не позволено. Тот, кто однажды расстался с нами, расстался навсегда и уже никогда не встретится».

- Почему Честь и Достоинство не назвали признаки по которым можно вновь их найти? (Им не позволено сходиться и расходиться, а утерянные честь  и достоинство не вернуть)

- Прочитайте высказывание  известного русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского  «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего».

- Что общего в высказывании и притче? (речь идёт о чести и достоинстве)

- Какие слова надо дописать в кроссворд? (честь, достоинство)

- Как будет звучать тема урока? (На слайде появляются слова)

- Верно, сегодня будем вести разговор о таких нравственных понятиях как честь и достоинство.

-Мы живем в непростое время. Даже нам, взрослым, бывает трудно порою разобраться в происходящем, понять его и принять. В чём назначение Человека, как надо жить? Спокойно, ни во что, не вмешиваясь, оберегать себя от излишних волнений или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаться сделать её лучше.

- Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством? Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?

Перед нами встаёт задача: выяснить, что же такое честь и достоинство.

  1. Открытие новых знаний

Попробуем разобраться в этих понятиях.

  1. Слова привычные и знакомые. Употребляя их в разговоре, мы редко задумываемся над значением этих слов.
  2.  – Что же такое честь? Подберите слова синонимы.

(верность, честно, честность, доброе имя, справедливость, благородство).

Вы назвали слова «честно», «честный». В каких ситуациях употребляете в своей речи эти слова?

(Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если обманываешь).

Часто многие говорят «Честное слово». В каких случаях это бывает? (Обещаешь)

- Значит, когда, по-вашему, проявляется честь? (Честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана, когда обещаешь).

- По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», « В честь высокого гостя был дан концерт».

- Чем победители и почётные гости заслужили такое отношение к себе?

Чествуют их в знак …….

(Чествуют победителей и героев в знак уважения).

Сделаем вывод: Что же становится наградой человека за хорошие и правильные поступки? (Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки).

  1. (Слайд) военные, спортсмены

- Придумайте к этим фотографиям названия со словом «честь». Объясните эти понятия.

- Что значит спортивная честь? (Отстаивать честь страны на международных соревнованиях, честь школы – на районных или городских)

- А что значит воинская честь?

- Во все времена честь считалась важнейшим духовным качеством воина. Когда-то в российской армии существовала такая формула: «Душу – Богу,  жизнь – Отечеству,  сердце – даме, честь -  никому».

- Но существует выражение «отдать честь» (слайд).

- В каком случае так говорят? (приветствие старшего по званию, кто-то или что-то достойны уважения, приветствовать).

- А вы знаете у кого, как, когда  появилось воинское приветствие?

- Возьмите листы. Прочитайте первые два абзаца.

- У кого возник ритуал «отдание чести» (воинского приветствия)?( Слайд)

- А когда и где возникло современное военное приветствие? Почему?

- Прочитайте текст до конца.

- О чём узнали?   (О рыцарской, дворянской, гражданской чести)

- Менялось ли представление о чести? (Нет) А защита изменилась? (Да)

Как должен был поступать настоящий рыцарь? (по кодексу чести – своду правил)

- Чья  (Какая) это честь?

- Кто являлся наследником европейских рыцарей? Какие были у них представления о чести? (Те же, но вызывали на дуэль)

- Как защищает человек в современном мире  свою честь  от клеветы, оскорблений?

- Что же такое честь?

- (Учебник)

- Прочитайте в учебнике определение этому слову.

- Совпало  ваше определение  с определением в учебнике? (Слайд)

- Человек, обладающий честью, бережёт её, дорожит собственным добрым именем и боится запятнать его  плохими делами и поступками.

Выяснили, что обозначает слово «честь».

Физминутка

Представьте себя рыцарями. Мы идём по дороге и встречаемся с другим рыцарем.  Поприветствуем рыцаря (открываем забрало).

А теперь мы уже в русской армии. Равняйсь! Смирно! С левой ноги на месте шагом марш! 1,2 левой, 1,2, левой! На месте  стой 1,2! Как приветствуют в армии Великобритании?

А в царской России приветствовали вот так (двумя пальцами)

В современной российской армии так, но к пустой голове руку не прикладывают

На доске полоски. Составьте ещё одно определение слова «честь». (Слайд)

«Честь – внутреннее достоинство человека». (В.И.Даль)

  1. Продолжение работы по теме

Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».

  1. Что же такое достоинство человека? Как понимаете слово? (Человек держит своё слово, несмотря на сложные ситуации, не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других, не грубит в ответ на оскорбления, не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо и т.д.)
  2. (Учебник)

Найдите в «Словаре» понятие «достоинство».

Прочитайте на с.28, что же такое «достоинство человеческой личности».

- Что такое чувство собственного достоинства? (Когда человек знает свои права, выполняет обязанности, не допускает оскорблений в свой адрес и не оскорбляет других) (Слайд)

- Что помогает  ощутить чувство собственного достоинства? ( Голос совести). (Этот же слайд)

(На стенах карточки со словами. Вам нужно расположить их так, чтобы получилось высказывание.

«Задача каждого человека .не унижать достоинство других и не терять собственного»).

(Как понимаете его? (Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность). О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид).

Вывод: (Слайд)

- Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?

Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).

Слайд

  1. Рефлексия

Мы выяснили, что такое «честь» и «достоинство». (Слайд)

В конце урока я познакомлю вас  с произведением немецкого поэта Фридриха Шиллера «Перчатка», которое написал в 1797 году. За основу он взял случай произошедший в реальной жизни. Действие происходит в эпоху прекрасных дам и рыцарей. Но это произведение не теряет своей актуальности и в наши дни.

Перенесёмся в XVвек. Мы оказались  при дворе короля Франциска Первого, который  любил забаву - битву диких зверей.

- Понравилось произведение?

- Что произошло во время представления?

В самый разгар представления, одна из девушек специально роняет перчатку, которая падает прямо между дикими животными и просит своего рыцаря принести ей оброненную вещь

- Что поразило вас  в поступке девушки?

(Чем поразил вас поступок девушки?)

- Как её характеризует этот поступок? Какая она? (надменная, душевная пустота, лицемерие)

-Как поступил рыцарь Делорж?

- Мог он поступить иначе?

Рыцарь понимает, что не выполнить эту безрассудную просьбу он не может, потому что его отказ сочтут за трусость. И он исполняет желание девушки: молча спустившись к зверям и достав перчатку, возвращается к девушке и бросает ей в лицо трофей: «Не требую награды».

Выйдя с достоинством из затруднительной ситуации, Делорж выбирается не только из круга зверей, но он не теряет своё «Я» в не менее жестоком мире людей

  1. Итог урока

Честь и достоинство необходимы тогда, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид, потому что он уважает себя и других.

Попробуем увидеть словесную картину Человека чести и Достойного человека.

На карточках даны слова. Что отнесёте к понятию «Человек чести», что – «Достойный человек»

Человек чести

Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым,  не предать друзей, Родину.

Достойный человек

Живёт честно, отличает добро от зла , не совершает безнравственных поступков, уважает достоинство других и не теряет собственного

Слова «честь» и «достоинство» близки по смыслу.

Но между ними есть различие.

Честь – это воспитанность (поступает так, чтобы заслужить уважение).

Достоинство – осознанность (уважение к себе).

Приложение

Честь

Воинское приветствие – рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга  или же показать свои мирные намерения.

Ритуал современного военного приветствия берёт начало в Великобритании. Во многих странах мира младшие чины приветствовали старших, снимая шляпу. Так было и в британской армии.  Однако в XVIII веке головные  уборы солдат стали очень громоздкими и в 1745 году в гвардейском подразделении личной охраны английской королевы приветствие свелось к простому касанию козырька (в XIX веке военное приветствие в Великобритании изменилось: поднесённая к правой брови рука обращена ладонью наружу).

У европейских рыцарей существовал кодекс чести – свод правил, как должен поступать рыцарь: быть храбрым, верным своему слову, защищать слабых, женщин.

Если кто-то обвинял рыцаря в трусости, оскорблял при нём женщину, он вызывал обидчика на поединок для защиты своей чести.

Наследники европейских рыцарей – благородные дворяне  - сохранили те же представления о чести. Для её защиты существовал обычай вызывать обидчика на дуэль. Это считалось делом чести, а того, кто готов был драться за свою честь, называли человеком чести. Дуэли проводились на шпагах, пистолетах.  Часто заканчивались убийством одного из противников. Со временем дуэли запретили.

В наши дни для защиты чести – своего доброго имени от  клеветы, оскорблений – человек должен обратиться в суд. Судья рассмотрит дело и, если признает слова и действия обидчика ложными или оскорбительными, заставит его при всех  принести свои извинения и заплатить денежный штраф.

_____________________________________________________________________________

Честь

Воинское приветствие – рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга  или же показать свои мирные намерения.

Ритуал современного военного приветствия берёт начало в Великобритании. Во многих странах мира младшие чины приветствовали старших, снимая шляпу. Так было и в британской армии.  Однако в XVIII веке головные  уборы солдат стали очень громоздкими и в 1745 году в гвардейском подразделении личной охраны английской королевы приветствие свелось к простому касанию козырька (в XIX веке военное приветствие в Великобритании изменилось: поднесённая к правой брови рука обращена ладонью наружу).

У европейских рыцарей существовал кодекс чести – свод правил, как должен поступать рыцарь: быть храбрым, верным своему слову, защищать слабых, женщин.

Если кто-то обвинял рыцаря в трусости, оскорблял при нём женщину, он вызывал обидчика на поединок для защиты своей чести.

Наследники европейских рыцарей – благородные дворяне  - сохранили те же представления о чести. Для её защиты существовал обычай вызывать обидчика на дуэль. Это считалось делом чести, а того, кто готов был драться за свою честь, называли человеком чести. Дуэли проводились на шпагах, пистолетах.  Часто заканчивались убийством одного из противников. Со временем дуэли запретили.

В наши дни для защиты чести – своего доброго имени от  клеветы, оскорблений – человек должен обратиться в суд. Судья рассмотрит дело и, если признает слова и действия обидчика ложными или оскорбительными, заставит его при всех  принести свои извинения и заплатить денежный штраф.

Фридрих Шиллер

Перчатка

Перед своим зверинцем,

С баронами, с наследным принцем,

Король Франциск сидел;

С высокого балкона он глядел

На поприще, сраженья ожидая;

За королём, обворожая

Цветущей прелестию взгляд,

Придворных дам являлся пышный ряд.

Король дал знак рукою —

Со стуком растворилась дверь:

И грозный зверь

С огромной головою,

Косматый лев

Выходит;

Кругом глаза угрюмо водит;

И вот, всё оглядев,

Наморщил лоб с осанкой горделивой,

Пошевелил густою гривой,

И потянулся, и зевнул,

И лёг. Король опять рукой махнул —

Затвор железной двери грянул,

И смелый тигр из-за решётки прянул;

Но видит льва, робеет и ревёт,

Себя хвостом по рёбрам бьёт,

И крадётся, косяся взглядом,

И лижет морду языком,

И, обошедши льва кругом,

Рычит и с ним ложится рядом.

И в третий раз король махнул рукой —

Два барса дружною четой

В один прыжок над тигром очутились;

Но он удар им тяжкой лапой дал,

А лев с рыканьем встал…

Они смирились,

Оскалив зубы, отошли,

И зарычали, и легли.

И гости ждут, чтоб битва началася…

Вдруг женская с балкона сорвалася

Перчатка… все глядят за ней…

Она упала меж зверей.

Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной

И колкою улыбкою глядит

Его красавица и говорит:

«Когда меня, мой рыцарь верный,

Ты любишь так, как говоришь,

Ты мне перчатку возвратишь».

Делорж, не отвечав ни слова,

К зверям идёт,

Перчатку смело он берёт

И возвращается к собранью снова.

У рыцарей и дам при дерзости такой

От страха сердце помутилось;

А витязь молодой,

Как будто ничего с ним не случилось,

Спокойно всходит на балкон;

Рукоплесканьем встречен он;

Его приветствуют красавицыны взгляды…
Но, холодно приняв привет её очей,

В лицо перчатку ей

Он бросил и сказал: «Не требую награды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Честь и достоинство" модуль ОРКСЭ"Основы светской этики"

Тема урока выбрана в соответствии с примерной программой комплексного учебного курса ОРКСЭ по модулю « Основы светской этики» и раскрывает такие понятия  моральных качеств человека, как честь и д...

Презентация к уроку"Честь и достоинство" ОРКСЭ

Презентация составлена к уроку " Честь и достоинство по модулю ОРКСЭ " Основы светской этики"...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"

Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство"....

Урок ОРКСЭ по теме: Честь и достоинство

Данный материал представляет собой урок ОРКСЭ (светская этика) и включает конспект, презентацию, раздаточный материал....

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему: "Честь и достоинство"

Презентация подготовлена для проведения урока ОРКСЭ по модулю «Светская этика» на тему: « Честь и достоинство». Детям предлагается разные виды деятельности на уроке. Один из них, работа с художе...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Честь и достоинство"

Урок "Честь и достоинство" разработан для учащихся 4 - 5 классов. Сопровождается презентацией. На усмотрение педагога могут быть исапользованы фрагменты из художественных фильмов....

Конспект учебного занятия по ОРКСЭ "Честь и достоинство"

Урок ОРКСЭ по теме «Честь и достоинство», направлен на достижение таких предметных результатов как:...