Конспект занятия по ОРКСЭ "Самая главная встреча"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1» г. Сыктывкара
(МАОУ «Гимназия № 1»)
«1 №-а гимназия» Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна велöдан учреждение
____
Методическая разработка урока по основам православной культуры
«Самая главная встреча»
(10-11 лет, 1 урок)
Габова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
г.Сыктывкар
bogo_irinka@mail.ru
89083297922
2021 г.
Тема урока: «Самая главная встреча» (3 урок курса ОПК)
Цель: раскрыть духовные основы православной культуры как результата «встречи» человека с Богом.
Задачи:
- Раскрыть представление о духовных религиозных основах понимания православной культуры во внутренней, духовной жизни человека.
- Способствовать формированию личностного отношения школьников к ценностям православной культуры.
- Развитие навыков смыслового чтения и комментирования прочитанного.
- Развитие умения строить речевое высказывание, устанавливать связи между понятиями, работать в паре.
Основные понятия урока: встреча с Богом, совесть, Бог есть Любовь.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы;
- формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения культуры и искусства;
Метапредметные:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; осознание ценности человеческой жизни; развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситауациях.
Оборудование: учебник «Основы православной культуры» автор Янушкявичене О.Л., рабочая тетрадь к учебнику О.Л. Янушкявичене, репродукция картины И.Е.Репина «Девочка, просящая милостыню» 1889, проектор, ноутбук.
- Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас 3 урок по новому школьному предмету «Основы православной культуры». Это самое начало изучения основ православной культуры. Нам надо дальше продвигаться в изучении тем, тем более первые два урока у вас вызвали живой интерес и по вашим словам «пролетели просто незаметно», конечно, ведь узнавать новое – это всегда увлекательно. Давайте и дальше будем узнавать новое, ведь сегодня нас ждёт встреча и тем, что живёт внутри вас.
Тема урока: «Самая главная встреча».
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Мотивирует учащихся на изучение курса ОПК | слушают | - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. | - самоопределение к деятельности | - слушать |
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
На прошлом уроке, тема которого была «Россия – наша Родина», мы посмотрели с вами первый фильм Бориса Корчевникова «Мой мир - Россия».
- Что вы узнали нового о нашей стране с точки зрения православной культуры?
Много вы узнали и запомнили. Молодцы! Этот фильм можно назвать анонсом/оглавлением/содержанием ко всем нашим урокам по основам православной культуры, ведь обо всем этом мы будем узнавать с вами на наших уроках.
Тема нашего урока сегодня - «Самая главная встреча».
- О какой встрече может идти речь?
- По чему не можем ответить на этот вопрос?
(учащиеся либо не могут ответить ,либо отвечают, что это встреча с Богом и тогда возникает другой проблемный вопрос)
Вопрос в своём втором фильме задаёт Борис Корчевников (с.2.25 минуты по 3.04 минуты):
- Бог невидим, но он существует. Как мы можем понять?
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Задаёт вопросы, фиксирует затруднение Демонстрирует видеофрагмент | Отвечают Знакомятся с фрагментом Сталкиваются с затруднением | - поиск и выделение информации | - планирование своих действий | - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. | - умение задавать вопросы, - умение строить речевое высказывание |
3. Выявление места и причины затруднения
- На какой вопрос не смогли ответить?
- Почему не смогли ответить?
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Задает вопросы | Отвечают, проговаривая место и причину затреднения | - установление причинно-следственных связей | -волевая саморегуляция в ситуации затруднения | - развитие "Я-концепции" и самооценки | - аргументация своего мнения - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какую поставим перед собой цель? Верно!
Цель: как узнать, что произошла встреча с Богом?
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Побуждает к постановке цели | Ставят цель | - формулирование проблемы, самостоятельное | - принятие и сохранение учебной задачи, | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". | учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве |
5. Реализация построенного проекта
- Как вы думаете ,что поможет дать ответ на этот вопрос? (учебник, возможно есть ответ в продолжении фильма)
Воспользуемся учебником – с.11-12 (до слов … «по Его проявлениям в мире и в жизни человека»)
На неделе я вам задавала вопрос и сняла ваши ответы на видео. Вопрос звучал так: Что такое совесть?
Давайте послушаем как вы отвечали. (учитель включает видео)
- Почему ответили по-разному? (не знаем единого или правильного ответа на вопрос)
Прочитайте ответ в учебнике с.12 (продолжение)
- Что же такое совесть?
- Кто слышал голос совести, голос Бога внутри себя? Приведите примеры.
-Давайте подберем однокоренные слова к слову «совесть»:
На доске
совесть совестливый бессовестный совестно |
- Какое из этих слов является антонимом к слову «совесть»? (бессовестный)
- Как думаете, бессовестный человек может стать совестливым?
Узнаем это из рассказа Павла Владимировича Засодимского «Гришина милостыня». Павел Владимирович Засодимский родился в 1843 году в Великом Устюге в небогатой дворянской семье. Работал домашним учителем в богатых семьях, потом был учителем в сельской школе. Столкнувшись с жизнью деревенской и городской бедноты, Засодимский стал писать рассказы про нищих и голодных детей. С одним из таких рассказом мы с вами сейчас познакомимся.
Чтобы нам лучше понять этот рассказ, проведем словарную работу ДО чтения текста.
- Что такое милостыня? (помощь другому человеку из жалости к нему)
- Обязательно ли человек, дающий милостыню может быть богатым? (нет)
- Всегда ли дают милостыню деньгами? (нет)
- Какой человек готов дать милостыню? (добрый, щедрый, нежадный, милосердный)
- Где можно увидеть просящих милостыню?
- О чём пойдет речь в тексте, судя по заглавию? (о том, что Гриша дал милостыню)
Начнём читать текст с.13-14 в учебнике.
Начинает читать учитель.
Остановка.
- Кто действующие лица в рассказе? (дети: Гриша и девочка)
- Охарактеризуйте девочку (бедная, нищая, голодная, несчастная)
- Охарактеризуйте Гришу (весёлый, бодрый, щедрый, т.к. предложил ей хлеба)
Эти дети полная противоположность друг другу.
На доске появляются запись в 2 столбика, которые по ходу чтения с остановками обновляются:
Девочка | Гриша |
бедная | весёлый |
нищая | бодрый |
голодная | щедрый |
несчастная |
Продолжим читать.
Читает учитель с остановкой.
- Какую бы характеристику убрали из описания Гриши? (щедрый)
- Какое бы слово добавили? (злой)
Девочка | Гриша |
бедная | весёлый |
нищая | бодрый |
голодная | |
несчастная | злой |
Продолжим читать.
- Как думаете, что может произойти дальше? (предположения детей)
Продолжим читать и узнаем
- Почему так произошло? (осознал)
- Какое слово уберем из списка характеристик Гриши? (злой)
Чтобы точно понять, что это слово нужно убрать прочитаем следующие 2 абзаца.
- Какие действия доказывают, что он не злой?
Девочка | Гриша |
бедная | весёлый |
нищая | бодрый |
голодная | |
несчастная |
- Какое качество появилось у Гриши, которое обязательно нужно добавить в столбик? (сострадание, стыд, совестливость)
- Какое бы качество добавили к характеристике девочки? (добрая)
Девочка | Гриша |
бедная | весёлый |
нищая | бодрый |
голодная | совестливый |
несчастная | |
добрая |
- Перед чтением текста я задала вопрос: может ли человек бессовестный стать совестливым? До чтения вы ответили по разному.
- Что доказал этот рассказ? (может)
В течении чтения рассказал мы несколько раз добавляли и убирали качества. Это еще говорит о том, что нельзя судить о человеке мимолетно.
- Как через этот рассказ Гриша встретился с Богом? Ведь тема урока «Самая главная встреча»? (Гриша стал испытывать угрызения совести)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
- Читает текст с остановками - Побуждает к анализу - Задаёт вопросы | - Слушает учителя – - Читает текст - Анализирует текст - даёт характеристику героям и их поступкам | - использование знаково-символических схем для решения задач - действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения. - выдвижение гипотез и их обоснование. -построение логической цепи рассуждений | - принятие и сохранение учебной задачи, - волевая саморегуляция - познавательная инициатива | - нравственно-этическое оценивание усваемого содержания - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности | - формулирование собственного мнения (позиции), - использование критериев для для обоснования своего суждения |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Этот рассказ хотя и небольшой по объёму, но очень глубокий. Хочется задать много вопросов по нему.
Предлагаю вам составить вопросы по типу «Толстые» и «тонкие» вопросы. «Толстые» вопросы предполагают глубокий смысл и развёрнутый ответ. «Тонкие» вопросы краткий вопрос, на понимание. Работать вы будете в паре. Я вам раздам таблицу-помощницу, а вы составите по 3 «толстых» и по 3 «тонких» вопроса. В последнем кусочке текста с.14 есть вопросы, которые Гриша задаёт сам себе. Определите эти вопросы так же в «тонкие» или толстые.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему…? Как вы думаете …? В чём различие …? … | Кто …? Что …? Когда …? Верно ли…? |
- Как думаете, что могло произойти дальше в этой истории? (дети предполагают)
Оказывается у этого рассказа есть продолжение. Я вам даю его прочитать сейчас.
- Какие чувства испытываете по отношению к Грише?
- Чем бы хотели ему помочь?
- Какой совет дали бы своим сверстникам?
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Объясняет задание , используя приём «Толстые и тонкие вопросы», организует работу в парах | - Работают в парах - Выполняют задание - отвечают на вопросы друг-друга, соглашаются/не соглашаются с определением вопросов из текста по группам и ответам на них | - структурирование знаний, - моделирование - выполнение действий по алгоритму | - принятие и сохранение учебной задачи | - осознание ответственности за общее дело - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Давайте узнаем, что о встрече с Богом говорит Б.Корчевников и посмотрим продолжение второго фильма (с.3.04 минуты по 3.35 минуту).
То же самое говорится в 4 абзаце в учебнике. Прочитайте.
Совесть – это то, что нельзя увидеть, но можно почувствовать. В рабочей тетради есть продолжение этой мысли: что еще нельзя увидеть глазами, но понять как это существует. Давайте выполним задание 4 на с.8-9.
Посмотрите, в 1 строке таблицы вам даны параметры. Во второй строке таблицы вам приведен пример, значит доказательство будем начинать с фразы «Когда ты…» ИЛИ «Это когда…»
Проверка
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Даёт задание, комментирует его выполнение | Выполняют задание, записывают ответы в таблицу | - умение работать с таблицей, классифицировать - подведение под понятие - выполнение действий по алгоритму - доказательство | - планирование своих действий в соответствии с задачей | - развитие самооценки личности, | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - Использование критериев для обоснования своего суждения. |
8. Включение в систему знаний и повторения
Вы видите, что в таблице в задании 4 есть еще пустые строки.
- Почему?
- Прочитав оставшуюся часть параграфа вы узнаете, какими еще параметрами можно дополнить таблицу. Дочитайте и впишите в таблицу.
Давайте узнаем, чем дополнили?
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Даёт задание, комментирует его выполнение | Выполняют задание, записывают ответы в таблицу | -понимание текстов, извлечение необходимой информации - структурирование знаний - установление причинно-следственных связей - доказательство | - принятие и сохранение учебной задачи | - нравственно-этическое оценивание усваемого содержания - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации - учёт разных мнений - использование речевых средств для решения коммуникационных задач |
9. Рефлексия учебной деятельности
- С каким затруднением столкнулись в начале урока?
- Какую поставили цель?
- Кто в течении урока понял, что чувствовал присутствие Бога в жизни? Когда это произошло?
- Продолжите фразу «Мне сегодня было интересно…»
- Продолжите фразу «Я хочу узнать…»
Предлагаю вам домашние задания:
- Обязательное задание – с.17 №4
- Задания по выбору:
- найти картину И.Е.Репина «Девочка, просящая милостыню» и узнать, подойдёт ли она как иллюстрация к рассказу «Гришина милостыня» или нет?
- Написать небольшое сочинение-размышление «Хорошо ли, что у человека есть совесть?» в тетради с.10 №6.
Спасибо за урок, сегодня по на уроке я видела отклик в ваших глазах. А как говорит народная мудрость: «Глаза – зеркало души».
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
- Задаёт обобщающие вопросы - Предлагает приём «Продолжи фразу» - Комментирует домашнее задание | - Отвечают на вопросы - Продолжают фразы, предложенные учителем | - построение речевого высказывания | - восприятие оценки учителя - рефлексия деятельности | - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия | - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений - планирование учебного сотрудничества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 2 "Самая Главная встреча"
Вся православная культура – это встреча человека с любовью Бога и радость от этой великой встречи."Бог есть Любовь", "Совесть"...
Конспект занятия "Коралловые рифы – главные экологи планеты".
Знакомимся с понятиями экология, кораллы, коралловые полипы...
Конспект занятия-путешествия в ГПД на тему: «Встреча с радугой»
Цель, задачи: - познакомить детей с цветовой гаммой радуги;- учить видеть прекрасное, наслаждаться красотой;- различать предметы по цвету;- развивать речь, мышление....
"Конспект занятия для 1 класса «Мартиничка» - кукла встречи весны"
Цели занятия:Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,Развивающая: развивать познавательный интерес ...
Конспект интегрированного занятия в младшей группе.«Встреча с героями сказок».
Конспект интегрированного занятия в младшей группе....
Конспект занятия "Встреча весны"
Расширить и углубить знания и представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Расширить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать память, внимание, ...
Конспект занятия в младшей группе на тему: "Встречаем птиц"
Цель: расширение знаний детей о признаках весны; перелётных птицах; умение ориентироваться в пространстве.Задачи:Образовательные:- формировать представление детей об изменениях в природе весной...