Конспект урока по ОРКСЭ. Тема "Семья".
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ.Тема "Семья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по предмету «ОРКСЭ»

Семья.

Цель урока:

-формирование у детей понятие «семья» и «семейные ценности», помочь детям и их родителям обрести новый смысл в отношениях поколений.

Задачи:

-формирование отношения к семье как основе российского общества;

-совершенствование чуткого отношения друг к другу;

-помочь установить диалог между поколениями или наполнить его новыми смыслами в процессе коллективной мыследеятельности родителей и детей;

-воспитание взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;

-формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.

Планируемый результат: осознание учащимися ценностей семейных отношений.

Оборудование: мультимедийный проект, компьютер, экран;

Ход урока.

1.Организационный  момент.

Организация  ситуации  успеха  на  уроке:

Долгожданный дан звонок, 
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи, 
За работу, в добрый час!

2.Мотивационный этап (постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности). Работа в группах.

Учитель: Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат листочки с пословицами. Но  когда я  вам их несла, уронила, и все они рассыпались. Помогите, пожалуйста, их собрать. У детей получаются следующие пословицы:  Дети выполняют задание, а в это время звучит песня о семье «Радость моя».

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья воюет, а одинокий горюет.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Учитель: Молодцы ребята, все группы справились с заданием. Скажите мне, пожалуйста, о чем все эти пословицы?

Учащиеся: о семье.

Учитель: А песня, которая звучала при выполнении вами задания о чем?

Учащиеся: тоже о семье.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся: тема сегодняшнего урока «Семья».  (Слайд 1).

Учитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

Учащиеся: предположения детей.

Учитель: Давайте проверим правильно ли мы дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарю, который лежит на ваших партах.

-Ребята, правильно мы дали с вами определение понятию «семья»?

(Слайд  2).

Учащиеся: дети работают со словарями и сравнивают определения, которые даны в словаре  и то, которое они дали сами. И делают вывод: семья-основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель показывает учащимся ромашку.

Учитель: ребята, а символом какого праздника является ромашка?

Учащиеся: Всероссийский день семьи, любви и верности. ( Слайд 3).

Учитель: Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году.

Учитель рассказывает детям притчу:

Символично, что Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака. Святые Петр и Феврония - идеал супружеской любви. Благодаря их неординарному житию, воспевающему "союз любви, мудрый брак", известны всему миру. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а сейчас это произведение называют «жемчужиной древнерусской литературы». Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Феврония, дочь простого бортника из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привезли к дивной лекарке, и она согласилась его исцелить, поставив необычное условие: «Если будет мне супругом, да будет вылечен». Пётр согласился взять Февронию в жены после того, как она его вылечит. Будучи исцелён, он не пожелал выполнить свое обещание. Как взять в жёны простую крестьянку? Вместо этого он послал Февронии богатые дары, но она не приняла их. Нарушивший своё слово князь Пётр снова заболел, и Феврония снова согласилась его исцелить с тем же условием: взять её в жёны. На сей раз выздоровевший Пётр повёл Февронию под венец, несмотря на сословное различие. Муромская знать не пожелала принимать Февронию в качестве княгини и чинила благоверным супругам разные козни. Петра поставили перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбрал верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание. Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту. До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг. После смерти, пришедшей к ним в один день, их тела нашли чудесным образом оказавшимися в общей гробнице. Пётр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547 года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города Муром.

Символом семьи в России считается ромашка.

-Ребята, на чём держатся лепестки?

Учащиеся: на сердцевине.

Учитель: Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?

Учащиеся: он погибнет.

Учитель: что же символизирует сердцевинка?

Учащиеся: ценности,на которых основывается семья.

Далее учащиеся перечисляют семейные ценности и записывают их на лепестках ромашки.

 Учитель: Ребята, а зачем человеку нужна семья?

Учащиеся:  дети рассуждают. И приходят к мысли, о том, что семья человеку нужна для счастья.  И делают вывод о том, что ни работа, ни друзья, не могут дать то, что может дать семья.

4. Усвоение новых знаний.

Учитель: о чем мы с вами сегодня уже узнали на уроке?

Учащиеся: что такое семья, семейные ценности.

Учитель: А вот чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить дальше на уроке, вам надо выполнить следующее задание (работа в парах). Детям даны листочки с определениями религий. Учащимся надо понять, о какой религии идет речь.

  1. По времени возникновения …. (санскр. боддха – «просветленный») является первой мировой религией. ….зародился в VI в. до н. э. в северо- восточной части Индии(буддизм).
  2. . .. называют религией откровения, поскольку ее приверженцы верят, что Бог открыл людям истину в Священном Писании. (Иудаизм).
  3.  это монотеистическая религия - она, как иудаизм и христианство, исповедует веру в одного единственного Бога - милостивого и милосердого Господа. (Ислам).
  4. … (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете (Евангелии).( Христианство).

 

Учитель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Все правильно определили религии. Ребята, как вы считаете одинаковы ли   семейные ценности в разных религиозных культурах?

 

Учащиеся: предположения детей. (Слайд 4-9).

Учитель: Вы высказывали сейчас свои предположения, которые нам с вами нужно будет проверить и доказать.

 Работая в группах с учебником на стр. 74-75 ученики представляют религиозную культуру; в рабочих листах записывают семейные ценности религии.

«Христианская культура»:

Почитать родителей, заботится о пожилых родителях, слушаться своих родителей.

«Исламская культура»: почитать и уважать родителей, молиться за родителей, слушаться своих родителей.

«Буддийская культура»: поддерживать своих родителей, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции.

«Иудейская культура»: чтить отца и мать, заботиться о своих родителях.

Учитель: мы с вами сравнили, совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах. Какой же вывод мы с вами сделаем.

Учащиеся: да, совпадают. И даже если есть какие-то отличия, то они незначительные.

  1. Закрепление:

Учитель: как  традиционные религии России относятся к семье?

Учащиеся: высказывание детей.

  1. Информация о домашнем задании. (Слайд 10)

Написать рассказ о своей семье.

Нарисовать герб своей семьи.

  1. Рефлексия: 

Учитель: Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. У вас на парте лежат « смайлики». Поднимите тот смайлик, который соответствует вашей активности на уроке.

                  Учитель: Ребята, в конце урока я хотела бы вам прочитать стихотворение.

Что может быть семьи дороже?

 Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

 И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже,

 На этой сказочной земле!

Звучит песня «Моя семья» 
(Музыка и слова: Александр Ермолов).

Список использованной литературы:

1.Круглов Ю.Г. Русские народные загадки,пословицы, поговорки.- М. Просвещение,1990-335с.

2. Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева и др. –М.Просвещение,2012-79с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Семья- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Слайд 3

8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности.

Слайд 4

Основные ценности семейной жизни Иудаизм Буддизм Православие Ислам Любовь мужа и жены друг к другу + + + + Ложь Любовь родителей к детям + + + + Измена Почитание родителей + + + + Гордость Богатство Согласие + + + + Забота + + + + Уважение + + + + Прощение + + + + Семейные традиции + + + +

Слайд 5

ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ

Слайд 6

Физминутка Этот пальчик - дедушка (большой) , Этот пальчик - бабушка (указательный) , Этот пальчик - папочка (средний) , Этот пальчик - мамочка (безымянный) , Этот пальчик - я (мизинец) . Вот и вся моя семья. Хлопать в ладоши.

Слайд 7

ИСЛАМСКАЯ СЕМЬЯ

Слайд 8

БУДДИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Слайд 9

ИУДЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Слайд 10

Домашнее задание Напиши рассказ о своей семье; Нарисуй герб своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...