Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Замотаев Владислав Леонидович

Рабочая программа по ОРКСЭ, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_orkse_4_klass.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

                «Школа № 3 имени Героя России Сергея Медведева»

Принята на заседании                                 Утверждена  

педагогического Совета                              приказ № 252 от 01.09.2022г.

протокол № 7 от 31.08.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКСЭ

(модуль «Основы светской этики»)

В 4 КЛАССЕ

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

Замотаев Владислав Леонидович,

учитель истории

2022

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения курса

 У ученика будут сформированы:

  •  умение делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобретение положительного опыта личностного самоопределения;
  •  осознание своих сильных сторон как ученика;
  •  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  •  чувство уважения к истории и культуре всех народов;
  •  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  этические чувства как регуляторов морального поведения;
  •  доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  •  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ученик получит возможность для формирования:

  •  внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению;
  •  понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Метапредметные результаты освоения курса Регулятивные УУД

Ученик научится:

  •  уточнять структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку;
  •  работать по плану, сверять свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  •  вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  •  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Ученик получит возможность научиться:

  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  •  ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
  •  отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
  •  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
  •  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  •  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  •  преобразовывать информацию из одной формы в другую:        представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Ученик получит возможность научиться:

  •  контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  •  на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  •  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Коммуникативные результаты освоения курса

Ученик научится:

  •  основным правилам сотрудничества в командной работе, опыту работы в команде;
  •  договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
  •  доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  •  слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  •  определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  •  читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Ученик получит возможность научиться:

  •  отличать спор от дискуссии, функции «организатора» и«критика»;
  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  •  с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование ИКТ - компетентности

Ученик научится:

  •  искать информацию в базах данных компьютера и сети Интернет, создавать и передавать сообщения по электронной почте;
  •  создавать презентации в программе Power Point, с использованием фото- и видеоматериалов.

Ученик получит возможность научиться:

  •  проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
  •  моделировать объекты и процессы реального мира.

Чтение. Работа с текстом

Ученик научится:

  •  делить текст на смысловые части;
  •  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  •  сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  •  понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте примеры, выделять общий признак группы элементов);
  •  использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Ученик получит возможность научиться:

  •  работать с несколькими источниками информации;
  •  сопоставлять различные точки зрения;
  •  использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  •  соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

Предметные результаты освоения курса

Ученик научится:

  •  определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  •  излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
  •  устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
  •  понимать и принимать личностные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  •  соблюдать основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Ученик получит возможность научиться:

  •  строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

  •  делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных

ситуаций и отвечать за него;

  •  договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных

моделях жизненных ситуаций.

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики.

Основы светской этики»

Россия – Родина моя. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры

Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Вежливость Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

Добро и зло

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и
сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.

Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и
ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов.

Семейные традиции. Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Моя семья. Из истории своей семьи. Происхождение своего имени и фамилии. Фамилия — наследственное семейное имя. Роль родителей в семье.

Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье — нераздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким

Правила поведения за столом. Соблюдение правил этикета, происхождение этикета

Порядочность. Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Совесть. Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее

цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.

Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Доверие и доверчивость. Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Милосердие и сострадание. Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина обучающихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня школьника. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Золотое правило нравственности. Понятия: мораль (нравственность). Назначение морали, ее категории. Понятие морали, ее происхождение и назначение. Правила поведения, их характеристика.

Дорога добра. Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и  «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого человека как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость.

Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сандхи, обряды народов, свобода совести

Защитники Отечества. 23 февраля — День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XX в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время.

Мужество. Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Равнодушие и жестокость. Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела.

Учись учиться. Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на уроке.

Итоговое повторение. Повторение основных понятий по этике и этикету.

Календарно-тематическое планирование  модуля «Основы светской этики». 4 класс

        № п/п        

Тема урока

Количество

часов

Дата

план

Дата

факт

1

Введение

1

2

Россия  - наша Родина

1

3

Этика и этикет. Что такое светская этика

1

4

Вежливость

1

5

Добро и зло

1

6

Дружба и порядочность

1

7

Честность и искренность

1

8

Гордость и гордыня

1

9

Обычаи и обряды русского народа

1

10

Терпение и труд

1

11

Семья

1

12

Семейные традиции

1

13

Моя семья

1

14

Сердце матери

1

15

Правила поведения за столом

1

16

Порядочность

1

17

Совесть

1

18

Доверие и доверчивость

1

19

Милосердие и сострадание

1

20

Правила твоей жизни

1

21

Золотое правило нравственности

1

22

Дорога добра

1

23-25

Праздники народов России

3

26-28

Защитники Отечества

3

29

Мужество

1

30

Равнодушие и жестокость

1

31

Составление проекта

1

32

Защита проекта

1

33-34

Итоговое повторение

2

Тематическое планирование  модуля «Основы светской этики» с характеристикой видов деятельности учащихся

 4 класс

п/п        

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности

Личностные УУД

Метапредметные

УУД

Предметные УУД

1

Введение

Народы России, их духовно-нравственная    культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости

Познакомить с общественными нормами нравственности и

морали

Самооценка,  ориентация на успех, на интерес к новому, стремление к самоизменению – приобретению новых знаний, достижение цели, приобщение к «языку культуры»,  культурно-значимое отношение к тексту, воспитание позитивного отношения и деятельностной активности

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать еѐ, приводя аргументы.

 Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

 Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

 Совместно с учителем составлять план решения задачи.

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательны УУД:

понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

2

Россия  -  Родина моя

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина — Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры

Познакомить с общественными нормами нравственности и

морали

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Управление государством. Президент, Председатель Правительства. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

3

Этика и этикет

Понятия: этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика

Познакомить с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам

4

Вежливость

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга

Осознанно использовать

слова вежливости в разных
жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,

аргументировано обосновывать

свою точку зрения

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно  использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения

5

Добро и зло

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов.    Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление   тактичности и сдержанности в споре.   Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отношения к людям.    БлагожелательностьЗабота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты

Познакомить с основными определениями понятий этики, культуры, морали

Иметь представление о понятиях: добро,   доброта, забота, щедрость, жадность, зло,   тактичность, сдержанность,  благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

6

Дружба и порядочность

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность,  доброта, порядочность, трудолюбие, понимание,  бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание,   требовательность и   ответственность.  Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе

Анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять  элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок

7

Честность и искренность

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность,  правдивость и  тактичность. Позитивные качества честности. Искренность — составная часть честности.   Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов

Излагать своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.

8

Гордость и гордыня

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств  личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России

Познакомить с примерами высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел   художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня

9

Обычаи и обряды русского народа

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России

Сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций

Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки;  соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации

10

Терпение и труд

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба — важнейший труд школьника

Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

11

Семья

Семья — объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия — наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты.

12

Семейные традиции

Традиция — передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие  традиций, собственные традиции семьи, их создание

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами разных культурных традиций

Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные    выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение

13

Моя семья

Из истории своей семьи. Происхождение своего имени и фамилии. Фамилия — наследственное семейное имя. Роль родителей в  семье.

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться    совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

14

Сердце матери

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье — нераздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану

15

Правила поведения за столом

Соблюдение правил этикета, происхождение этикета

Объяснять значение правил этикета

Научить, как правильно накрыть на стол

16

Порядочность

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость. Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства,

Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенствованию и благородству.  

17

Совесть

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее

цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.

Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков составления схем. Обучение навыкам самоконтроля.    

Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя.  

18

Доверие и доверчивость

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления дове-

рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия

Формирование представлений о нравственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.

19

Милосердие и сострадание

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания.  

Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь друг другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу.

20

Правила твоей жизни

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им

Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости.  

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок

21

Золотое правило нравственности

Понятия: мораль (нравственность). Назначение морали, ее категории. Понятие морали, ее происхождение и назначение. Правила поведения, их характеристика

Познакомить с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

Иметь представление о нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам

22

Дорога добра

Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и  «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого человека как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость.

Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности.

Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки

23-25

Праздники народов России

Христианские праздники. Происхождение   Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение.   Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сандхи, обряды народов, свобода совести

Учить толерантному отношению к представителям разных мировоззрений у культурных традиций

Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями

26-28

Защитники Отечества

23 февраля — День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XX в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время.

Защита Родины — долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ — почетная обязанность каждого мужчины.

Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945—1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

29

Мужество

Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.

Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма.

.

Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев. Уважительно относится к героям прошлого и настоящего

30

Равнодушие и жестокость

Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела.

Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в классе и в школе, семье. Продолжить работу по изучению особенности семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней.

31

Составление проекта

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

Умение составлять учебный проект

32

Защита проекта

Публичное выступление, ответы на вопросы оппонентов.

Совершенствование умения выступать перед аудиторией слушателей

33-34

Итоговое повторение

Основные знания и умения по этике и этикету

 Участвовать в диспутах: учить слушать собеседника и излагать своё мнение. Подготовить проект по выбранной теме.

Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....