2022 - год культурного наследия народов России
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "2022 - год культурного наследия народов России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока | 2022 год - Год культурного наследия народов РФ | |
Задачи урока | Развитие у детей устойчивого интереса к культуре народов России, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно-прикладным искусством и духовными традициями народов России. | |
Планируемые результаты урока | Личностные: наличие мотивация к труду, работе на результат; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные: овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; способность оценивать результаты своей группы. Предметные: знание терминов «народ», «культура», «традиции», «обычаи»; знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни; понимание необходимости сохранения самобытности национальной культуры. | |
План урока/внеурочного занятия | ||
Деятельность учащихся | Конкретные результаты деятельности учащихся (личностные, метапредметные, предметные) | |
Этап 1. Вводный (организационно-мотивационный) | ||
1.1.Приветствие учителя. | Наличие мотивация к труду, работе на результат (личностные) | |
1.2. Отгадывают ребусы. | Овладение логическими действиями анализа (метапредметные) | |
1.3 Высказывают предположения. | Овладение логическими действиями анализа, обобщения, установление аналогий, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (метапредметные) | |
1.3. Работа со словарем. | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий (метапредметные), знание терминов «народ», «культура» (предметные) | |
1.4. Работа с картой. | Овладение логическими действиями анализа (метапредметные) | |
1.5 Формулируют тему урока. | Овладение логическими действиями анализа и обобщения, готовность слушать собеседника (метапредметные), | |
Этап 2. Основной (информационно-аналитический) | ||
2.1. Работа со словарем. | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий (метапредметные), знание терминов «традиции», «обычаи» (предметные) | |
2.2. Выступление групп с проектами. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками (личностные). Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач, готовность слушать собеседника (метапредметные). Знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций многонационального народа России, осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни (предметные) | |
2.3. Обсуждают и формулируют способы сохранения национально культуры. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со сверстниками (личностные). Выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы, готовность слушать собеседника, вести диалог (метапредметные). Понимание необходимости сохранения самобытности национальной культуры (предметные). | |
Этап 3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) | ||
3.1 Составляют синквейн. | Овладение логическими действиями анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (метапредметные). Знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций много национального народа России (предметные). | |
3.2.Заполняют таблицу по самооценке. | Способность оценивать результаты своей работы группы |
Задание: составить технологическую карту урока
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
Мотивационно целевой | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок: - Чтобы тему урока сегодня узнать, Все расселись по местам, никому не тесно, "Будет интересно!”
| Фронтальная | Приветствуют учителя.
| Наличие мотивация к труду, работе на результат | ||
Этап актуализации знаний | -Отгадайте ребусы (народ, культура). - Что обозначают эти термины? Используется метод «Корзина идей» . Запись на доске: «НАРОД», «КУЛЬТУРА» Давайте обратимся к словарю и узнаем правильность ваших предположений. Запись на доске: «КУЛЬТУРА- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДУХОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ», «НАРОД – НАСЕЛЕНИЕ ОДНОЙ СТРАНЫ». -Посмотрите на карту нашей страны. Что обозначено разными цветами. -С каким противоречием мы столкнулись? -Сформулируйте тему урока, связав рассмотренные термины с картой народов России. - Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть? | Групповая | Отгадывают ребусы. Класс делится на 2 группы, 1 работает с термином «народ», 2 – с термином «культура». Работают со словарем Ефремовой Т.Ф. Анализируют карту. Высказывают предположение (в России много народов) Формулируют тему урока. Высказывают предположения. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. | Овладение навыками работы со словарем. Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения. | Знать термины «народ», «культура». |
Этап изучения нового материала | Тема культуры тесно связана с понятиями «традиции» и «обычаи». Давайте обратимся к словарю. К этому уроку вы подготовили проекты, которые сейчас представите. Физминутка. Разучивание игры ручеек. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. | Групповая | Работают со словарем. Учащиеся представляют свои проекты, над которыми они поработали в группах. Результаты своей работы они представляют в виде стенгазеты. 1.Семейные традиции народов России. 2. Традиции гостеприимства. Проводят физминутку. 3. Патриотизм в культуре народов России. 4. Любовь к природе в народных традициях. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Овладение навыками работы со словарем. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника. | Знание терминов «обычаи» и «традиции». Знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций много национального народа России. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни. |
Этап самоконтроля | Сегодня перед обществом стоит проблема сохранения культурных традиций, самобытности народов России. Обсудите в группах и предложите меры, которые помогут сохранить самобытную культуру народов России. | Групповая | Обсуждают и формулируют способы сохранения национальной культуры. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. | Выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы. Готовность слушать собеседника, вести диалог. | Понимание необходимости сохранения самобытности национальной культуры. |
Этап рефлексии | Составим синквейн по теме урока. Правила написания синквейна: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвёртая строка - фраза, показывающая отношение к теме; пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы. А теперь, ребята, оцените работу своей группы. Урок я хочу закончить стихотворением: «Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России». | Групповая | Составляют синквейн. Заполняют таблицу по самооценке. | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Способность оценивать результаты своей работы группы. | Знание, понимание и принятие обучающимися культурных традиций много национального народа России. |
Критерии результативности урока
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учет личностных, метапредметныхи предметных планируемых результатов в определении целей урока.
- Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
- Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Критерии и показатели оценки проекта урока ОРКСЭ:
1. Соответствие представленной работы заданному формату.
2. Соответствие представленной работы требованиям ФГОС.
3. Соответствие представленной работы методическим принципам и особенностям методики преподавания ОРКСЭ.
4. Использование в представленной работе потенциала выбранного УМК, обеспечивающего преподавание какого-либо модуля ОРКСЭ.
5. Наличие в работе методических приемов организации работы обучающихся с текстами, лексическими средствами, средствами наглядности, реализации межмодульных связей.
6. Отсутствие в работе фактических ошибок, достоверность материала, отсутствие некорректного содержания с точки зрения правовых и методических основ преподавания ОДНКНР (экстремистского, искажения вероучений религий, «обучения религии» и т.д.).
7. Практическая ориентация и применимость представленной работы в условиях профессиональной деятельности слушателей.
8. Адекватность взаимооценки проекта урока.
Каждый критерий оценивается по 5-тибалльной шкале, где 0 – минимальная оценка, 5 – максимальная. Таким образом, максимальная оценка за проект урока ОРКСЭ может составить 40 баллов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.
Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно...
План мероприятий в Год культурного наследия народов России
План мероприятий в Год культурного наследия народов России составлен для начальной школы, где обучаются дети-ненцы...
Эссе на конкурс Учитель года по теме \'\'Год культурного наследия народов России\'\'
Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями. Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно бы...
Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...
План мероприятий, посвященных Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в 2022 году
Благодаря этому плану Вы будете знать, где можно повести время с ребёнком!...
Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние».
В сказках о животных отражены поучительные уроки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство и хитрость, высмеивают глупых и ленивых. Сказки учат...
Программа «Моя Россия», посвященная Году культурного наследия народов России, летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Непоседы»
2022 год объявлен президентом России В.В.Путиным Годом культурного наследия народов России. Смена летнего лагеря МКОУ «Возовская СОШ» посвящена проведению виртуальных экскурсий и путешеств...