Русская икона
статья

Демидова Ирина Николаевна

Русская икона

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_russkaya_ikona.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Древнерусская иконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России. Именно русская икона стала эталоном, который воплощает в себе духовность народа, его веру. Самобытность иконописи и ее святость тесно переплелись с русской историей и культурой.

    Знакомство с древнерусской иконой можно начать с посещения Церкви, впитать в себя благодать Божьего дома, насладиться красотой убранства иконостаса и постоять у икон. А можно, находясь, в классе с помощью информационно-коммуникационных технологий погрузить детей в атмосферу Православного Храма, дать послушать песнопения, показать наиболее известные иконы. Поинтересоваться у детей: «Какие иконы им известны? Есть ли подобные иконы у них дома?»

    Слово «икона» греческое, в переводе на славянский язык означает «образ» Поэтому в русском языке иконы часто называют образами. Библия говорит, что каждый человек образ Божий.

Отец  Александр (Кисилев) писал  «Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но еще не все. Тот же, кто начинает постигать духовную ее сущность, тот подошел к главному в ней.»

Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятными и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

    Икона это не фотография и не картина. Дети ищут различия в изображениях на иконе, картине и фотографии. Задача иконы показать сокровенный мир души святого человека. Портрет изображает лицо, а икона преображенное и просветленное лицо. То есть лик. Это очень хорошо видно при сравнении портрета и иконы Федора Ушакова.

  Иконописец не может писать образ, руководствуясь своими собственными впечатлениями и фантазиями. Он должен руководствоваться каноном. Однако любой иконописный сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чутким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку. Условность письма должна была подчеркивать в облике изображаемых на иконе лиц их неизменную сущность, духовность. Поэтому фигуры писались плоскими, неподвижными.

    Стоит обратить внимание учащихся на цвета преобладающие на иконах. Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой - минеральными и растительными красками на яичной эмульсии - и покрывались затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозрачной масляной плёнки - олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг голов святых использовали светлые золотисто - жёлтые краски или же тончайшие листки чистого золота, которые должны были символизировать божественный свет. Все изображение пронизано этим светом, а фигуры не отбрасывают теней, так как в Царствии Божием теней нет. Красный цвет в одежде Христа символизирует Его земную, человеческую природу, а синий цвет передает божественное начало Спасителя. Зеленый символизирует вечную жизнь, это цвет надежды.

Сравнивая, картину и икону учащиеся замечают, что на картине  изображение объемно (есть перспектива, линия горизонта). В иконописи изображение фигур, предметов, зданий, гор, и растений носит плоскостной характер. Это один из принципов условного изображения, типичный и обязательный для икон. Отсутствие в них иллюзорно преданной глубины вызывалось желанием обособить мир иконы от обыденных представлений. Икона, как яркий источник света, светит в мир, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.  

Это искусство глубоко символично, каждая деталь – это символ, пропустив который можно утерять смысл целой фразы.

Голову святого окружает золотой круг – нимб – знак Божьей благодати, которая пронизывает жизнь и мысли святого. Нимб часто выходит за края иконного пространства. Это означает, что свет иконы струится в наш мир. 

  На иконе нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию передает через гармонию внешнюю. Самое поразительное, что есть в иконе это лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь.  Глаза выражают радостопечалие. Верующие подходят к иконе со своими радостями и бедами. Они видят лик святого, который как бы разделяет вместе с ними их чувства, в тоже время привносит благостный покой в их душу.

    Художественные принципы иконописи применяли отдельные русские художники (В.Васнецов,  М.Нестеров) и ряд зарубежных художников (А.Матисс)

   На Русь икона пришла в Х в. из Византии с принятием христианства. В  эпоху Средневековья икону с самого начала до полного завершения делал один мастер. Этим искусством, как правило, занимались монахи. Наиболее известным среди них был Андрей Рублев.  Большое значение придавалось личной духовной чистоте самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного мира сакральных ценностей. При этом и в самом написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусским мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражавшийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творческого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения. Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения являлись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышавших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для эпохи средневековья. 

    Самым знаменитым творением преподобный Андрей Рублев является икона Cвятой Троицы, которая стала символом русского православия.

Есть образ, единением звучащий,

Всегда непостижимый и родной:

Три Странника за Чашею одной

Безмолвно говорят о предстоящем.

На легких крыльях неподъемный груз.

Не торопитесь, Путники усталые,

Благословите тройственный союз

Великия, и Белыя, и Малыя.

Я Странникам смиренно поклонюсь,

Услышит Бог молитву неумелую.

Есть в Троице незыблемая Русь:

Великая, и Малая, и Белая.

о. П.Жуков

        Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность. Именно русская икона стала эталоном, который воплощает в себе духовность народа, его веру. Думается, что в первую очередь именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени  искусство  иконописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в России, но и далеко за её пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."

Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...

Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...

Технологическая карта урока "Казанская икона Божией матери- хранительница русского дома"

Технологическая карта урока по предмету Основы православной культуры в 4 классе "Казанская икона Божией матери- хранительница русского дома"...

Презентация "Иконы. Икона Иоанна Богослова"

В данной презентации дается описание имени Иван, его историческое значение....