ОПК " Совесть и раскаяние"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Оксана Суреновна Аванесян

 

Технологическая карта открытого урока

по предмету: Основы религиозных культур и светской этики

 ( модуль ОПК)

Тема урока: « Совесть и раскаяние»

Класс: 4

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

первой категории

МБОУ Шаумяновской СОШ № 10

Аванесян Оксана Суреновна

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk_tema_uroka_sovest_i_raskayanie.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

по предмету: Основы религиозных культур и светской этики

 ( модуль ОПК)

Тема урока: « Совесть и раскаяние»

Класс: 4

Подготовила: учитель начальных классов

первой категории

МБОУ Шаумяновской СОШ № 10

Аванесян Оксана Суреновна

2022 год

Цель

 Организовать деятельность облучающихся по изучению и осмыслению  понимания значения совести  и роли раскаяния в  духовной жизни человека.

Задачи

Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки; развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

УУД

Личностные УУД:  способствовать развитию интереса к учебно-познавательному материалу и способам решения учебной задачи; способствовать готовности целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями , сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:  учить выражать в речи свои мысли и действия; способствовать развитию навыка работы в паре.

Планируемые результаты

Предметные:  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, организовать познавательную, самостоятельную деятельность.

Личностные: развивать этические нормы (стыд, вина, совесть), , формировать  моральную  самооценку

Метапредметные:

развивать умения слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развивать коммуникативные навыки и  умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе;

развивать интерес к предмету.

Познавательные умения:

осуществлять   анализ моральных норм и правил.

Регулятивные умения:

самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Коммуникативные умения:

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Ожидаемые результаты

Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», . «грех»,  «раскаяние», осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;  

Ключевые понятия

 грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Ресурсы:

основные

 дополнительные

учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М., «Просвещение» 2018г. , мультимедийный  проектор,   комплект приложений к уроку.

Формы урока

Индивидуальная, фронтальная, парная.


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учащихся

I.Организационный момент, психологический  настрой на урок

( 2мин)

Собирает нас звонок

На замечательный урок

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли!

Ребята, сегодня у нас с вами еще один «урок истории жизни», на котором мы отправимся в мир православной культуры, познакомимся с новыми понятиями, будем пополнять свои души новыми впечатлениями, переживаниями  

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть сегодня для себя что-то новое.

Протягивают друг другу руки и улыбаются

II.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (5мин)

На прошлом уроке мы беседовали о душе . Это невидимая часть человека.

- Что самое главное в православном учении о человеке - внешность или внутренний мир человека ( душа человека).

Душа вбирает в себя множество впечатлений. И сама она порождает много различных желаний и чувств.

Каким удивительным свойством она обладает? 

                         Работа по карточкам

-Давайте вспомним, какие  свойства  души приближают человека к Богу. Для этого выполним задание на карточках где перечислены качества души. Вам необходимо  выбрать те, которые делают человека лучше и подчеркнуть  нужные слова зелёным карандашом, отрицательные качества души подчеркните красным карандашом.

1.Скромность

2.Жадность

3.Равнодушие

4. Ненависть

5.Доброта

6.Трусость

7.Ложь

8. Верность

9.Предательство

10. Взаимопомощь

11.Гордость

12. Милосердие

13. Бескорыстие

14. Уважение

- Какие качества души вы подчеркнули.

На доске появляется:

Доброта,

Верность,

Милосердие,

Взаимопомощь,

Скромность,

Бескорыстие

Уважение

А какие качества души вы не выбрали?  (Слайд 2)

Хотели бы вы обладать такими качествами?

-Ребята, вы хорошо разбираетесь в положительных и отрицательных качествах души.

Участвуют в диалоге.

Чем больше отдаёт, тем богаче становится; тот, кто делает добро другому человеку и сам становится добрее.

Ответы детей

III.Самоопределение к деятельности (5мин)

-Я предлагаю к оставшимся  словам подобрать антонимы и заполнить кроссворд. Ключевое слово поможет определить тему урока.

(Слайд 3)

1-жадность, 2-равнодушие, 3-ненависть, 4-трусость, 5-ложь, 6-предательство, 7-гордость

Слова для справок: щедрость,  верность, забота, героизм, любовь, честность, скромность.

(ключевое слово - совесть)  (Слайды 4-11)

-Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ) 

(крепится на доске).

Ребята, я приготовила для вас пословицы, посмотрите внимательно на экран и подумайте, какое слово пропущено? (Слайд 12)

От человека утаишь, от ………. не утаишь.

Когда ……..спокойна, тогда и человек счастлив.

Нечистая …… спать не дает.

Вы правильно определили в пословицах пропущено слово «СОВЕСТЬ» (Слайд13)

Прочитайте последнюю пословицу, объясните её смысл. Вы правы, если совесть мешает спать, стала досаждать памяти и уму то поможет только единственное лекарство. В православии оно называется "раскаяние"

( крепится на доске)

Как вы думаете, о чём же мы будем с вами сегодня говорить? Попробуйте назвать тему нашего урока. ? (Слайд14)

Участвуют в беседе.

Совесть

Дети высказывают своё мнение.

Формулируют тему   урока.

«Совесть и раскаяние» 

IV. Постановка  учебной задачи

( 2 мин)

А теперь продолжите:

  • На уроке я узнаю, что такое ... 
  • Я хочу понять, зачем нужно ...
  • Узнаю, что испытывает человек, когда...  что он испытывает после ... 

 Сегодня на уроке  мы погорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.

А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия "Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой."  (Слайд 15)

Совесть и раскаяние.

Раскаяние

Его мучает совесть

Раскаяния

IV. Изучение нового материала

(18 мин)

Физминутка

 А теперь, наш урок продолжает притча «Бабочка»  

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

– Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик по отношению к бабочке? 

– Ели мальчик погубит бабочку,  какой это поступок?

– А если он сохранит ей жизнь?  

-Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Откроем учебник на  с. 51  и прочитаем определение..  (карточка со словом вывешивается на доску)

-Приведите примеры добрых поступков

Что такое зло? Прочитайте .(карточка со словом вывешивается на доску)

   У слова «зло» в православии есть синоним – « грех»        

Что такое грех? Прочитайте(карточка со словом вывешивается на доску)  (Слайд16)

- Грех – это еще и преступление против самого себя, против Бога, против ближнего.

- Грех и преступление  не одно и то же.   Всякое преступление  есть грех, но государство  не всякий грех считает преступлением.

 -Человеку на его грех указывает  не полицейский, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего  недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.

 Давайте прочитаем определения слова «совесть» в Толковом словаре С. И. Ожегова .

Теперь в учебнике.

-

Учитель: Определений слова совесть очень много.

- Рассмотрим, что же обозначает само слово «совесть». (Слайд17)

 «со» означает соединение с чем-либо.

- С чем (или точнее с Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

В слове «совесть» есть и слово «весть». Человеческая совесть изначально действовала не одна. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, в которой предлагалось человеку пересмотреть его поступок.

Значит, Бог всегда рядом с нами , он подсказывает, предостерегает, переживает за нас.

Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из  Евангелие « Отречение  Петра».

Ошибку может совершить  любой человек , будь то ребёнок или взрослый, но как её исправить?

Обратимся к  Евангельской  истории.

 Вспомним,  как звали учеников Христа?

Сколько было апостолов ?

Самый лучший, любимый ученик  Христа?

Смотрим сюжет   библейской истории " Отречение Петра"

( ПРОСМОТР)

 - Почему эта история носит название " Отречение Петра"

- Что творилось в душе  Петра?  

-Найдите в рассказе « Отречение Петра на с. 52 слова, выделенные жирным шрифтом, прочтите.

-Отчего заплакал Пётр?

-После совершения греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

- Способны ли это чувствовать обычные люди?

- Когда?

Петр  не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.

Совершая недобрые дела, мы испытываем угрызения совести.

А сейчас мы немного отдохнём и поиграем. Встаем. Если вы услышите утверждение, которое относится к честному, совестливому человеку – хлопок над головой. Если к бессовестному человеку – тихонько топаем.

-Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину (хлопок)
-Я завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой (топот)

-Я добросовестно выполняю любую работу (хлопок)
-Я уступаю место в автобусе пожилым людям (хлопок)

-Я рассказываю секрет, доверенный мне другом (топот)
-Если я не выполню домашнюю работу, то спишу у товарища (топот)

- Я никогда не порчу школьную мебель (хлопок)

- Я стараюсь отдыхать на перемене так, чтобы не мешать товарищам (хлопок)

- Я с уважением отношусь к окружающим (хлопок)

- Я иногда подсмеиваюсь над недостатками друзей(топот)

- Я всегда выполняю правила этикета (хлопок)

 Игра " Найди пару" Работа в паре.

Работа с пословицами.

 Первый ряд работает с пословицами .Вам нужно составить из этих частей пословицы о совести, соединить их.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

В ком есть стыд, в том есть и совесть.

Вода всё отмывает, кроме нечистой совести.

Второй ряд, работают с афоризмами, посвященные этому понятию. Выберите и подчеркните ключевое слово (слова) из афоризма.

Афоризмы:

«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».(Антуан де Сент-Экзюпери)

«Закон, живущий в нас, называется совестью».    (Кант И.)                                                                                                

«Совесть — это наш внутренний судья,безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». (Суворов А. В.)

«Самое главное украшение человека — чистая совесть» (Цицерон).

«Совесть — внутреннее светило, которое освещает единственно самого человека... следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в коем случае» (А. Суворов).

 (Слайды 18 и 19 проверяем)

-Поэтому самое главное в жизни  человека- быть в ладу со своей совесть.

-Как вы понимаете выражение быть в ладу со своей совестью?  .

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?

- Когда человек совершает злой поступок , душа не может радоваться.  

-Православие дает человеку лекарство для лечения  души— раскаяние 

-Что же такое раскаяние, давайте прочитаем определения слова «раскаяние» в Толковом словаре С. И. Ожегова .

Теперь в учебнике. 

Раскаяние  ( или покаяние) -  изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам. Тот поступок, который раньше виделся человеку хорошим , смешным, остроумным, даже необходимым, теперь может оцениваться как глупый, нечестный, трусливый.

В православии существует Три шага в раскаянии.

Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести , а своими словами -

 Второй шаг -  это переворот  своих стремлений, исправление своей ошибки. (

(Слайд 20)

Украл?- Верни

Солгал?- Наберись  сил сказать правду.

Пожадничал -  Подари.

Сказал злое слово -  Попроси прощения.

Учитель:-Молодцы, вы правильно справились с заданием. Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро, добрые поступки и дела.

У вас на партах лежат ладошки в них сердечко. Напишите каждый на своем сердечке какой добрый поступок для своих ближних вы можете сделать прямо сегодня. (Песня «Если добрый ты»)А теперь прикрепите  свои добрые дела  на доске. Но не забудьте теперь, ребята, сделать эти добрые дела.

-Мы с вами назвали два шага  в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии – покаяние.

- Это не только сожаление о совершении греха, но нечто большее – изменение жизни, покаяние  перед ликом Господним, чтобы  прибегнуть  к Его милосердию, покаяться,  был прощеным, получить Господне благословение.

Третий шаг - молитва.

-Да, в православии есть покаянные молитвы к Богу, где самая простая

« Господи, прости!»

И сейчас у вас есть возможность послушать покаянную молитву и возможно вспомнить те поступки, в которых вы так и не раскаялись.

Дети слушают молитву «Господи помилуй, господи прости!» (звукозапись молитвы)

-Покаявшись, человек  принимает  твердое решение больше так не поступать! Покаяние — это труд.  Каяться надо искренне, порой до слез. Только тогда в душе поселится радость .Ведь теперь  между душой, совестью и Богом нет больше постыдных тайн.

Какое место для покаянной молитвы есть у православных людей? (Слайд 21)

Выступление учеников.

Мальчик может отпустить бабочку или погубить

Злой.

Добрый.

Добро  - это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

Зло – это  то, что удаляет от этих добрых целей.

Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

Дети читают

Совесть — это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Это советчик и судья наших поступков

Апостолы.

Двенадцать.

Самый близкий ученик Христа  Апостол Пётр.

Трижды отрёкся от своего учителя, предал его.

Сожалел о своём поступке.

От горького стыда, он понял, что виноват.

Да

Когда совершают грех, зло

 

Дети работаю в парах.

Жить в согласии со своей совестью, надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя ошибки.

Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой

Дети читают.

сожаление о том, что сделано, ненавижу свой поступок

готовность исправить свой поступок, свои ошибки)

Дети записывают добрые дела и прикрепляют  к  доске.

Собор, храм, церковь

V. Первичная проверка понимания.

(4мин)

Учитель: Какие важные дела совершает совесть?

Составление Синквейна со словами  "Совесть" и " Раскаяние"

1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: "Так нельзя! Исправься!".

Работа в парах

V1. Рефлексия.

(2мин)

VII. Итог урока.  

(1 мин)

Помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков. Совесть- свеча в душе.  

А теперь,  закрасьте пожалуйста пламя  свечи  жёлтым цветом если вам было всё понятно , вы добросовестно работали  на уроке . Красным цветом  - " Если вам  почти всё было понятно"

   -  Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться,  что такое хорошо и  что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

 Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Больше всего мне запомнилось …
  • Я задумался …
  • Я понял….

Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

Песня  «Дорогою добра».

Участвуют в диалоге

VIII .Домашнее задание (1 минута)

 Нарисовать рисунок на тему " Добро и зло"

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»

Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

Совесть и раскаяние

презентация к уроку ОРКСЭ...

Добро и зло, совесть и раскаяние.

ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг  и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

Добро и зло, совесть и раскаяние.

Презентация к уроку основы православной культуры....