«Милосердие и сострадание на примере жития Николая Чудотворца"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Андреева Екатерина Владимировна

Разработка урока в рамках программы внеурочной деятельности по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация759.85 КБ
Microsoft Office document icon Конспект урока67.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Милосердие и сострадание на примере жития Николая Чудотворца» учитель начальных классов: Андреева Е.В. МБУ «Школа №69» г.о. Тольятти

Слайд 2

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель урока: формирование представления о милосердии и сострадании на примерах жизни Святителя Николая Чудотворца. Задачи: Образовательная: познакомить детей с понятиями «милосердие», «сострадание», «житие», «святитель», изучить житие Николая Чудотворца. Развивающая: развитие способности применять полученные знания на практике. Воспитательная : ф ормировать бережное отношение к истории, культуре и традициям своего народа.

Слайд 3

Пословица «Живи добрее, будешь всем … Синонимы к слову «добрее » Словосочетание из слов «милее – сердечнее»

Слайд 4

Милосердие Толковый словарь Владимира Ивановича Даля: Милосердие -сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость , мягкосердость . Сергей Иванович Ожегов: Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие. Дмитрий Николаевич Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Современный толковый словарь: Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность.

Слайд 5

«Принятый тобою сан требует, чтобы ты жил не для себя, но для других»

Слайд 12

Задание . Д/и «Я знаю пять имён,…» Область применения: повторение, обобщение. Ход игры. Ученик берет «эстафетную» палочку, говорит «Я знаю пять стран, в которых построены храмы и установлены памятники Николаю Чудотворцу», называет их. Далее ход переходит к другому.

Слайд 13

«Чудеса святителя Николая Чудотворца». 1 2 3

Слайд 14

Задание «Пожелание ближнему»

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

слушателя курсов повышения квалификации для работников системы школьного образования г.о. Тольятти

«Методика преподавания основ православной культуры в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» и

«Основы духовно-нравственной культуры России»

Составитель: учитель начальных классов

 МБУ «Школа №69»

Андреева Екатерина Владимировна

Тольятти, 2022

Тема занятия №17: «Милосердие и сострадание на примере жития Николая Чудотворца»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представления о милосердии и сострадании на примерах жизни Святителя Николая Чудотворца.

Задачи:  Образовательная: познакомить детей с понятиями «милосердие», «сострадание», «житие», «святитель», изучить житие Николая Чудотворца.

Развивающая: развитие способности применять полученные знания на практике.

Воспитательная: формировать бережное отношение к истории, культуре и традициям своего народа.

Планируемые результаты:                                                                                                                                          

Личностные: Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные: Познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести.

Метапредметные:(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД):

Познавательные: ориентирование в учебном пособии, в словаре; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению; овладение умением работать в группе;  оформление своих мыслей в устной и письменной форме; восприятие и понимание речи других.

Используемые методы и приёмы: Словесный, наглядный, практический.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Дидактическое обеспечение: раздаточный материал: таблица для индивидуальной работы, чистые листы бумаги, цветные карандаши.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, экран, мультимедийный проектор

Перечень, используемых на  занятии ЭОР: Презентация, видеофильм.

Ход урока

I этап Организационный момент (1мин)                                                                                                                                                II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности(7 минут)

2.1   - Ребята, прочитайте и  вспомните концовку пословицы (на экране): «Живи добрее, будешь всем…

- Подберите синонимы к слову «добрее» (милее, душевнее, сердечнее, отзывчивее).

- Составьте из слов «милее – сердечнее» словосочетание (милое сердце).

- А теперь из этих слов – сложное слово (милосердие).

2.2  - Ребята, попробуйте определить тему нашего занятия?

III этап. Основная часть. Усвоение новых знаний (25 минут)

3.1 Знакомство с понятием «Милосердие»

- Как вы понимаете слово «милосердный»? Что это такое?

- Подберите слова – прилагательные, чтобы охарактеризовать милосердного человека (добрый, сердечный, сострадательный, гуманный, жалостливый, сердобольный).

- А как толкуют это слово научные словари? (на экране)

- В толковом словаре Владимира Ивановича Даля дано следующее толкование: Милосердие -сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.

- Сергей Иванович Ожегов дал такое определение этому слову: Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

- Дмитрий Николаевич Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

- Современный толковый словарь: Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.

- Из любви к ближнему рождаются милосердие и сострадание. А кто такой ближний? (ответы детей).

Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Чтение определения в учебнике стр.143

3.2 Работа по учебнику

- Ребята, рассмотрите фрески на с.143

- «Принятый тобою сан требует, чтобы ты жил не для себя, но для других». Эти слова говорил о себе один святой. Как думаете, кто это был? (Так говорил о себе в самом начале своего пастырства святитель Николай Чудотворец)

- Опишите, каким изображен на ней святой?

- Как он смотрит на вас?

- Какие чувства испытываете, глядя на изображение святителя Николая Чудотворца? Святой, которого христиане особенно почитают за его милосердие, - Николай Чудотворец, или, как его еще называют, Святитель Николай.

- Найдите в словаре объяснение слова «святитель» на  с.179 («житие» - описание жизни святых)

3.3 Знакомство с житием Николая Чудотворца

          Житие Николая Чудотворца

          Святитель Николай родился в Мир Ликийской области в религиозной семье. Родители долго не могли иметь детей, но однажды, когда Нонна забеременела, мать и отец дали обет, что посвятят своего единственного сына Богу. При рождении святой Николай смог излечить мать от страшной болезни. Своим появлением на свет мальчик нёс радость и счастье окружающим. Во время крещения, отдавая честь Святой Троице, мальчик смог сам устоять больше 2 часов. С самого раннего детства Николай постился, пил молоко Нонны только 2 раза в неделю.  Когда он немного подрос, то стал посвящать всё время изучению Библии, Великих писаний, часто ходил в храм и молился. Им очень гордился его дядя, который был служителем церкви и через некоторое время Николай становится чтецом, а ещё позже ему присваивают сан священника. В себе он сочетал и дух юности, и мудрость старца. Прихожане уважали его, любили с ним разговаривать и слушать его чтение. Он постоянно находился в храме и был готов помочь любому, кто в этом нуждается. Также, Николай всегда старался отдать свое имущество бедным. Суровый внешне (есть его портретные изображения), святитель Николай обладал сердцем нежным и чутким к беде любого человека, будь он христианин или человек другой веры.

   (Презентация на экране) Святитель Николай спасает людей от смерти, нищеты, позора, разорений, клеветы, плена, казней, гибели в море. 

          Он спас трех девиц от позора, тайно, ночью передавая мешочек с деньгами их отцу. В житии говорится, что отец девиц по бедности хотел отдать своих красивых дочерей в наложницы. Святой Николай узнал об этом и подбросил им в дом золото – достойное приданое для каждой невесты.

      Святой Николай покупает ковер у бедняка, который тот вынужден продать из-за нищеты. Клеймо иконы «Никола Зарайский с житием». Святой Николай возвращает ковер жене бедняка.

          Один добрый человек по имени Дмитрий, живший в Константинополе, любил ходить молиться в церковь святого Николая, находившуюся за городом. Добираться до нее проще было морем. Однажды в пути поднялась сильная буря и опрокинула судно. Выбившись из сил, Дмитрий взывал: «Святой Николай, помоги мне»! Скорый помощник тут же явился ему и чудесным образом «доставил» домой. Спасение Димитрия от потопления. Фрагмент иконы св. Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим.

    Однажды святитель избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым военачальником. Он вырвал из рук палача меч, уже занесенный над головами страдальцев, и заставил несправедливого властителя покаяться.

            По преданию, Николай Чудотворец чудесным образом спас одного из русских князей. Охотясь в диком лесу, князь сбился с дороги. Выбраться из лесной глуши ему помогло явление иконы святого Николая, которая стояла около потерянной дороги.

          Николай Чудотворец защищал христианскую веру. Он был участником I Вселенского собора и осудил еретика Ария. В пылу обличения святитель Николай, пламенеющий ревностью ко Господу, ударил по щеке лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 342 - 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.                                                                                                

         Сегодня по всей России продолжают строиться храмы, монастыри, часовни в честь святителя Николая.

IVэтап. Этап  проверки понимания изученного.                                                  Работа с иллюстрациями «Храмы и памятники Николаю Чудотворцу» Задание. Д/и «Я знаю пять имён,…»                                                                            Область применения: повторение, обобщение.                                                                                                                                        Ход игры. Ученик берет «эстафетную» палочку, говорит «Я знаю пять стран, в которых построены храмы и установлены памятники Николаю Чудотворцу», называет их. Далее ход переходит к другому.

Задание. Беседа по вопросам:                                                                                                    - За что почитают Николая Чудотворца?

- Кого он защищает?

- Кого он особенно любит?

Задание. Индивидуальная карточка. Ученики заполняют табличку «Чудеса святителя Николая Чудотворца».

Задание «Пожелание ближнему» (работа в парах). Каждая пара придумывает и оформляет на заранее заготовленных листочках своё пожелание соседней паре. Это может быть рисунок, небольшое письменное послание, оригами, короткое стихотворение, пословица и т.д.

V этап. Домашнее задание.                                                                                                 – Ребята, напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «В чем бы я хотел быть похожими на святителя Николая Чудотворца»

VI этап. Подведение итогов занятия

- Ребята, посмотрите мультфильм «Святой Николай Чудотворец»

- Как вы думаете, о чем этот мультфильм? (О настоящей любви к ближнему, заботе, жертвенности, понимании, сострадании).

- Как вы думаете, можно ли научиться милосердию и состраданию?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил урок задуматься?

- Какие факты жития Николая Чудотворца поразили вас больше всего?

 Литература:

  1. Анохина, Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие : [16+] / Е.Ю. Анохина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 210 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461032 (дата обращения: 12.03.2022). – Библиогр.: с. 194-207. – ISBN 978-5-9765-2384-5. – Текст : электронный.
  2. Архимандрит Антонин (Капустин). Еще о святителе Николае Мирликийском // ТрКДА. 1873. декабрь. С. 241-288. Подпись: А. А.
  3. Архимандрит Леонид (Кавелин). Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и Похвала ему // ПДПИ. СПб., 1881. № 34. С. 5-107.
  4. Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. СПб., 1899. Репр. изд.: СПб., 1994.
  5. Гайвас, О.В. От добрых слов – к добрым делам : формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» : в 2 частях : [16+] / О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович ; Смоленская Православная Духовная Семинария. – Смоленск : Свиток, 2016. – Ч. 2. Методические материалы в помощь учителю. – 120 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498505 (дата обращения: 12.03.2022). – Библиогр.: с. 105-107. – ISBN 978-5-906598-34-9. – Текст : электронный. 
  6. Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М.,1997.

Мультфильм для всей семьи. Святой Николай Чудотворец https://www.youtube.com/watch?v=E8opjyXcQBA

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...

Беседа: День святого Николая Чудотворца.

Цель:Познакомить детей с праздником – Днем Святого Николая Чудотворца.Задачи:Формировать представления о жизни святого Николая, чудесах, которые он совершал.Развивать познавательные и творческие...

Тема: Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦель: формирование представления о милосердии на примерах из жития Николая Чудотворца.Задачи:Познакомить детей с понятиями «милосерд...