Тема: Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: формирование представления о милосердии на примерах из жития Николая Чудотворца.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «милосердие», «житие», «святитель»
- Изучить житие Николая Чудотворца
- Формировать компетенцию бережного отношения к истории, культуре и традициям своего народа и уважения к культурам других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolay_chudotvorets.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: формирование представления о милосердии на примерах из жития Николая Чудотворца.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «милосердие», «житие», «святитель»
- Изучить житие Николая Чудотворца
- Формировать компетенцию бережного отношения к истории, культуре и традициям своего народа и уважения к культурам других народов.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Планируемые результаты:
- Личностные: Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Предметные: Познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести.
- Метапредметные:
П: ориентирование в учебном пособии, в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Р: самостоятельное формулирование темы и цели урока; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
К: умение договариваться и приходить к общему решению; овладение умением работать в паре, группе; умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя); умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми; оформление своих мыслей в устной и письменной форме; восприятие и понимание речи других.
Ход урока
I Организация класса
II Самоопределение к деятельности
- Закончите пословицу:
«Живи добрее, будешь всем … .
- Подберите синонимы к слову «добрее». (милее, душевнее, сердечнее, отзывчивее)
- Составьте из слов «милее – сердечнее» словосочетание.( милое сердце)
- А теперь из этих слов – сложное слово.( милосердие)
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Прочитайте тему нашего урока.
III Изучение нового материала
1) Знакомство с понятием «Милосердие»
- Как вы понимаете слово «милосердный»? Что это такое?
- Подберите слова – прилагательные, чтобы охарактеризовать милосердного человека. (добрый, сердечный, сострадательный, гуманный, жалостливый, сердобольный)
- А как толкуют это слово научные словари? (на экране)
- В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование:
Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.
- С.Ожегов дал такое определение этому слову:
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.
- Д. Ушаков Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
- Толковый словарь Дмитриева
Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.
- Современный толковый словарь:
Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.
- Из любви к ближнему рождаются милосердие и сострадание. А кто такой ближний?
Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.
Чтение определения в учебнике стр.143
2) Рассказ о сестрах милосердия. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Сестры милосердия
Говоря о милующем сердце, нельзя не затронуть тему сестер милосердия. Это они в войну ценой собственных жизней спасали солдат, вытаскивали их из боя, перевязывали раны. В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романова, родная сестра последней русской императрицы Александры Федоровны. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), Елизавета добровольно приняла православие. Она была очень образованная женщина, обладала ангельской внешностью и одновременно – мужественным и добрым сердцем.
После смерти своего супруга, она всю свою жизнь посвятила делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь, до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. (Дети рассматривают портрет Елизаветы Федоровны)
В семье последнего русского императора Николая II много сил отдавали делам милосердия. Здесь царила любовь. Когда императрице Александре Федоровне нездоровилось, дочери – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – устраивали поочередное дежурство при матери. Так же они дежурили при брате – цесаревиче Алексее, который часто болел.
Императрица Александра Федоровна знала, что люди, которые совсем не видят страданий, вряд ли бывают милосердными. И поэтому посещала вместе с детьми больницы, приюты…
Во время Первой мировой войны Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.
Государыня (на фото – внизу) помогала в операционной, сама делала перевязки и часами сидела у изголовья тяжелых больных. Многие солдаты просили, чтобы она была с ними во время операции. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. (Дети рассматривают фотографию императрицы и ее детей в одежде сестер милосердия.)
Человек может научиться милосердию.
Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется просить прощения у учительницы – но надо переступить через себя и сказать от всего сердца: «Простите». Не хочется ехать к бабушке, «лучше» поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры. И все время просить помощи у Бога. Потому что Он – источник милосердия и Любви.
Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела, читать добрые книги, Священное Писание.
Иногда нет возможности сделать доброе дело – тогда можно помолиться за человека, попросить Бога, чтобы Он помог тому, кто в беде.
IV Физминутка
3) Работа по учебнику
Рассматривание фрески Николая Чудотворца. с.143
- Кто изображен на фреске?
- Опишите, каким изображен на ней святой?
- Как он смотрит на вас?
- Какие чувства испытываете, глядя на изображение св.Николая Чудотворца?
Святой, которого христиане особенно почитают за его милосердие, - Николай Чудотворец, или, как его еще называют, святитель Николай.
- Найдите в словаре объяснение слова «святитель». с.179
4) Знакомство с житием Николая Чудотворца
Житие Николая Чудотворца
(«житие» - описание жизни святых)
Святитель Николай родился в Ликийской области в религиозной семье. Родители долго не могли иметь детей, но однажды, когда Нонна забеременела, мать и отец дали обет, что посвятят своего единственного сына Богу. При рождении святой Николай смог излечить мать от страшной болезни. Своим появлением на свет мальчик нес радость и счастье окружающим. Во время крещения, отдавая честь Святой Троице, мальчик смог сам устоять больше 2 часов. С самого раннего детства Николай постился, пил молоко Нонны только 2 раза в неделю.
Когда он немного подрос, то стал посвящать всё время изучению Библии, Великих писаний, часто ходил в храм и молился. Им очень гордился его дядя, который был служителем церкви и через некоторое время Николай становится чтецом, а ещё позже ему присваивают сан священника. В себе он сочетал и дух юности, и мудрость старца. Прихожане уважали его, любили с ним разговаривать и слушать его чтение. Он постоянно находился в храме и был готов помочь любому, кто в этом нуждается. Также, Николай всегда старался отдать свое бедным.
5) Работа по учебнику
- Ну а дальше о его милосердных делах мы узнаем из учебника с.144-146.
- За что почитают Николая Чудотворца?
- Кого он защищает?
- Кого он особенно любит?
По преданию, Николай Чудотворец чудесным образом спас одного из русских князей. Охотясь в диком лесу, князь сбился с дороги. Выбраться из лесной глуши ему помогло явление иконы святого Николая, которая стояла около потерянной дороги.
И сегодня по всей России продолжают строиться храмы, монастыри, часовни в честь святителя Николая.
6) Работа с иллюстрациями «Храмы и памятники Николаю Чудотворцу»
- За что в разных странах построены храмы и установлены памятники Николаю Чудотворцу?
V Итог урока
- Что поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил урок задуматься?
- Приведите примеры милосердных поступков.
- Какие факты жития Николая Чудотворца поразили вас больше всего?
- В чем вы бы хотели быть похожими на св.Николая Чудотворца?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святитель Николай Угодник (Чудотворец)
Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части рассматриваются следующие вопросы:- житие Святителя Николая Угодника, деяния и чудеса;- чудотворные иконы Святителя Николая,...
Внеклассное мероприятие по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для учащихся 2 – 7 классов «Святитель Николай Чудотворец»
Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по духовно – нравственному воспитанию. Адресовано детям 8-13 лет. Целью внеклассного мероприятия по ОРКСЭ (ОП...
Разработка занятия внеурочной деятельности на тему: "Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских"
Разработка занятия внеурочной деятельности...
Праздник "Святитель Николай Чудотворец - архиепископ мир Ликийских"
Дети узнают о нелёгкой жизни Святителя Николая Чудотворца, о его высоких подвигах благочестия и милосердия....
Беседа: День святого Николая Чудотворца.
Цель:Познакомить детей с праздником – Днем Святого Николая Чудотворца.Задачи:Формировать представления о жизни святого Николая, чудесах, которые он совершал.Развивать познавательные и творческие...
«Милосердие и сострадание на примере жития Николая Чудотворца"
Разработка урока в рамках программы внеурочной деятельности по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»....