Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс 2022-2023уч.г.
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс 2022-2023уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_osnovy_svetskoy_etiki_4_klass.docx | 153.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ПЦК учителей начальных классов Руководитель _____ /Г.Л. Белоус/ Протокол № 5 от «23» мая 2022 г. | Согласовано зам. директора по УР ___/С.Н. Галабурда/ | Рассмотрено на методическом совете школы Председатель _____/ С.С. Кондрахина/ Протокол № 5 от «24» мая 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №5» _____/Н.Н Флерко/ Приказ № 401 от «24» мая 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
4 класс (ФГОС)
Учитель:
Бондаренко В.В.
Нижневартовск
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование
5. Календарно-тематическое планирование
6. Лист корректировки рабочей программы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для средней общеобразовательной школы составлена на основе Закона Российской Федерации "Об образовании в РФ" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286, основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД, авторской программы Шемшуриной А.И., Основы религиозных культур и светской этики, Модуль «Основы светской этики», (Шемшурина А.И., Основы религиозных культур и светской этики, Модуль «Основы светской этики», М.: «Просвещение», 2019 г)
Учебно-методический комплект
Шемшурина А.И., Основы религиозных культур и светской этики, Модуль «Основы светской этики». 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций - М.: «Просвещение», 2019 г
Количество учебных часов
На изучение ОРКСЭ в 4 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Основы светской этики
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Личностные результаты | Метапредметные результаты |
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | |
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | |
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль | |
Готовность конструктивно разрешать конфликты | |
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета | |
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами |
- Содержание учебного предмета, курса
На изучение основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы светской этики в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели.
Введение в курс (1ч.) Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали.
Этика общения (4 ч.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.
Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.
Этика человеческих отношений (4 ч.) В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.
Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»:сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.
Судьба и Родина едины (5 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4 класс (34 ч)
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов |
1 | Введение в курс | 1 |
2 | Этика общения | 4 |
3 | Этикет | 4 |
4 | Этика человеческих отношений | 4 |
5 | Этика отношений в коллективе | 4 |
6 | Простые нравственные истины | 4 |
7 | Душа обязана трудиться | 4 |
8 | Посеешь поступок – пожнёшь характер | 4 |
9 | Судьба и Родина едины | 5 |
Итого: | 136 |
Приложение 1.
- Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы светской этики»
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Введение в курс (1ч.) | |||||
1 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 | |||
Этика общения (4 ч.) | |||||
2 | Добрым жить на свете веселей. | 1 | |||
3 | Правила общения для всех. | 1 | |||
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 1 | |||
5 | Каждый интересен. | 1 | |||
Этикет (4 ч.) | |||||
6 | Премудрости этикета. | 1 | |||
7 | Красота этикета. | 1 | |||
8 | Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 | |||
9 | Чистый ручеёк нашей речи. | 1 | |||
Этика человеческих отношений (4 ч.). | |||||
10 | В развитии добрых чувств – творение души. | 1 | |||
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 1 | |||
12 | Чувство Родины. | 1 | |||
13 | Жизнь протекает среди людей. | 1 | |||
Этика отношений в коллективе (4 ч.) | |||||
14 | Чтобы быть коллективом. | 1 | |||
15 | Коллектив начинается с меня. | 1 | |||
16 | Мой класс – мои друзья. | 1 | |||
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 | |||
Простые нравственные истины (4 ч.) | |||||
18 | Жизнь священна. | 1 | |||
19 | Человек рождён для добра. | 1 | |||
20 | Милосердие – закон жизни. | 1 | |||
21 | Жить во благо себе и другим. | 1 | |||
Душа обязана трудиться (4 ч.) | |||||
22 | Следовать нравственной установке. | 1 | |||
23 | Достойно жить среди людей. | 1 | |||
24 | Уметь понять и простить. | 1 | |||
25 | Простая этика поступков. | 1 | |||
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) | |||||
26 | Общение и источники преодоления обид. | 1 | |||
27 | Ростки нравственного опыта поведения. | 1 | |||
28 | Доброте сопутствует терпение. | 1 | |||
29 | Действия с приставкой «СО». | 1 | |||
Судьба и Родина едины (5 ч.) | |||||
30 | С чего начинается Родина. | 1 | |||
31 | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 | |||
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 | |||
33 | Человек – чело века. | 1 | |||
34 | Слово, обращённое к тебе. | 1 |
Приложение 2.
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ - основы светской этики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стра...
Рабочая учебная программа по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4-Б класса . Год разработки: 2019.
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы светской этики) состалена на основе программы для общеобразовательных учреждений Т.Д. Шапошниковой. Целью введения предмета ОРКСЭ является знакомство младших школьни...
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс
Учебный план на изучение ОРКСЭ в начальной школе отводит 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Учебно-методический комплект1. «Ос...