Рабочая учебная программа по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4-Б класса . Год разработки: 2019.
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы светской этики) состалена на основе программы для общеобразовательных учреждений Т.Д. Шапошниковой. Целью введения предмета ОРКСЭ является знакомство младших школьников с основами светской этики, формирование первичных представлений об образе культуры народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udovenko_l.i.rp_orkse.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Школа-сад №7»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________________ Протокол №__от «___»____2019 г. Руководитель МО _________________________Ф.И.О. _______________________ подпись | УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета Протокол №___от «___» ____2019 г. Председатель МС ________________________Ф.И.О. _______________________ подпись | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ______________ Ф.И.О. «___» _________2019 г. _____________ подпись . .
|
Рабочая учебная программа по ОРКСЭ
(Основы светской этики)
4Б класс
Год разработки: 2019
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Д.Шапошниковой.
Программу составила: Удовенко Лидия Ивановна
Пояснительная записка
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., регистрационный номер №7785);
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
- Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированных в эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированных в Минюстре РФ 03.03.2011 №19993 (далее СанПин 2.4.2.2821-10);
- Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы УМК «Планета знаний» Москва, АСТ. Астрель, 2012г.;
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики 4 класс (4-5 классы). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.Т.Д.Шапошникова, И.Б.Катышева, К.В.Савченко.Москва, Дрофа,2012 г.
Цели:
- Целью введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» является знакомство младших школьников с основами светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.
- Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Задачи:
- - знакомство учащихся с содержание курса;
- - формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике;
- - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;
- - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Используемые технологии:
- Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков и проектной деятельности.
планируемые результаты освоения курса
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- находить наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника и вести диалог
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- осознание ценностей человеческой жизни.
Методы обучения:
- Словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теологических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
- Наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
- Практические, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закреплении теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
- Репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
- Индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры
Народов России. Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».
Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Раздел 2. Знакомство с основами этики
Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике
Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества.
Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей.
Мыслители и философы, великие учителя человечества.
Вариативное содержание: философские рассказы для детей.
Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества.
Межмодульные связи: вечные вопросы человечества.
Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях
Что такое добродетель. Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Вариативное содержание: добродетельная жизнь.
Основные понятия: добродетель, порок.
Словарная работа: порок.
Учение Аристотеля о добродетелях
Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера.
Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.
Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.
Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.
Словарная работа: совершенство, идеал.
Нравственные качества
Основное содержание: нравственные качества и добродетели.
Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх).
Честность и правдивость. Честность и верность.Честность и справедливость.
Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.
Вариативное содержание: Софокл - древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость.
Словарная работа: Параолимпийские игры.
Терпение и терпимость
Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.
Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки.
Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.
Убеждения
Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.
Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».
Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.
Основное понятие: цель жизни.
Межмодульные связи: притчи.
Словарная работа: сверхличный.
Совесть. Долг. Ответственность.
Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.
В. А. Сухомлинский о совести.
Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть.Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».
Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.
Основные понятия: совесть, стыд, долг.
Словарная работа: долг.
Ответственность
Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности.
Басня об Эзопе и камне.
Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.
Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Основное понятие: ответственность. Словарная работа: ответственность, басня.
Этика о воспитании самого себя
Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию.
Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.
Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение.
Основное понятие: самосовершенствование.
Межмодульные связи: самосовершенствование и самовоспитание.
Словарная работа: самосовершенствование.
Раздел 4. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
Справедливость
Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.
Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.
Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.
Вариативное содержание: учение о всеобщей любви.
Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь.
Словарная работа: справедливость.
Государство, основанное на справедливости.
Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством.
Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе.
Философская школа Конфуция.
Вариативное содержание: биография Конфуция.
Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао.
Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.
Раздел 5. Нравственный закон человеческой жизни
Нравственный закон. Десять заповедей
Основное содержание: нравственный закон.
Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.
Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Завета. Тора.
Основные понятия: нравственный закон, заповеди и иудаизм, Тора.
Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм.
Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.
Заповеди любви
Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.
Библия — священная книга христианства. Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия.
Основные понятия: христианство, любовь, Библия. Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство. Словарная работа: христианство.
Любовь — основа жизни. Основное содержание: любовь в жизни человека.
В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье.
Китайская притча «Ладная семья».
Вариативное содержание: народные пословицы о любви.
Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.
Словарная работа: любовь.
Прощение
Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор.
Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.
Изречения философов и мыслителей о прощении.
Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель».
Основное понятие: прощение.
Словарная работа: грех.
Раздел 6. Этика об отношении людей друг к другу
Древнегреческие мыслители о дружбе
Основное содержание: дружба в системе этических ценностей.
Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе.
Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы.
Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе.
Основные понятия: дружба, пифагорейцы.
Словарная работа: дружба.
Этика об отношении к другим людям и самому себе
Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике.
Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений.
Христианство об основах человеческих взаимоотношений.
Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений.
Буддизм. Этика буддизма.
Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.
Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм.
Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.
Межмодульные связи: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм.
Словарная работа: взаимоотношения.
Мысли и поступки. Слова и речь
Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова.
Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».
Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской культуры. В. А. Солоухин «Слово о словах».
Основные понятия: речь, мысли, поступки. Словарная работа: красноречие.
Милосердие
Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий».
Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.
Благотворительные организации в современном мире.
Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.
Основные понятия: милосердие, благотворительность.
Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.
Словарная работа: милосердие, благотворительность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.
«Золотое правило нравственности»
Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.
Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях.
В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».
Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский.
Основное понятие: «золотое правило нравственности».
Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.
Словарная работа: золотое правило нравственности.
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.
Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.
Словарная работа: самовоспитание.
Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.
Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»
Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.
Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба.
Как научиться «взращивать свою душу».
Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор».
Основные понятия: добро и зло.
календарно-тематическое планирование предмета
№п/п | Тема урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
1 | Россия – наша Родина. | 05.09 | |
2 | Духовные ценности человечества. | 12.09 | |
3 | Диалог о философии и этике. | 19.09 | |
4 | Мораль и нравственность | 26.09 | |
5 | Что такое добродетель. | 03.10 | |
6 | Учение Аристотеля о добродетелях. | 10.10 | |
7 | Нравственные качества. | 17.10 | |
8 | Нравственные качества. | 24.10 | |
9 | Терпение и терпимость. | 07.11 | |
10 | Не совсем обычный урок. Суд над Сократом | 14.11 | |
11 | Убеждения. | 21.11 | |
12 | Нравственный выбор. | 28.11 | |
13 | Совесть, долг. | 05.12 | |
14 | Ответственность. | 12.12 | |
15 | Этика о воспитании самого себя. | 19.12 | |
16 | Справедливость. | 26.12 | |
17 | Государство, основанное на справедливости. | 09.01 | |
18 | Нравственный закон. Десять заповедей. | 16.01 | |
19 | Заповеди любви. | 29.01 | |
20 | Любовь – основа жизни. | 05.02 | |
21 | Прощение | 12.02 | |
22 | Древнегреческие мыслители о дружбе. | 19.02 | |
23 | Этика об отношении к другим людям и самому себе. | 26.02 | |
24 | Мысли и поступки. Слова и речь. | 05.03 | |
25 | Милосердие | 12.03 | |
26 | Золотое правило нравственности. | 19.03 | |
27 | Нравственный законы в современном мире. | 26.03 | |
28 | Альберт Швейцер. | 02.04 | |
29 | Этическое учение Л. Н. Толстого | 09.04 | |
30 | Подведение итогов «Идти дорогою добра». | 16.04 | |
31 | Подведение итогов «Идти дорогою добра». | 23.04 | |
32 | Подведение итогов «Идти дорогою добра». | 07.05 | |
33 | Подведение итогов «Идти дорогою добра». | 14.05 | |
34 | Подведение итогов «Идти дорогою добра». | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
Рабочая программа по ОРКСЭ - основы светской этики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стра...
Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»
Цель урока: "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс
Учебный план на изучение ОРКСЭ в начальной школе отводит 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Учебно-методический комплект1. «Ос...
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс 2022-2023уч.г.
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс 2022-2023уч.г....
Обобщения опыта работы по курсу "ОРКСЭ. Основы светской этики" в 4 классе
выступление на педсовете...