Рабочая программа по ОРКСЭ ФГОС НОО
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
д. Беляево Юхновского района Калужской области
Рассмотрено на заседании пед. совета Протокол №1 от « » августа 2022г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «ООШ», д. Беляево Пузыревская И. Н. _______ Приказ № от « »_________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
для 4 класса
на 2022/2023 учебный год
разработчик программы
учитель начальных классов
Быченок Татьяна Васильевна
2022 год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4–го класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 № 286), а также программы воспитания школы.
Программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ, тематическое планирование
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками, место ОРКСЭ в структуре учебного плана.
Планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ включают личностные, метапредметные, предметные результаты за период обучения. Здесь же представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами предметной области (учебного предмета). «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом возрастных особенностей четвероклассников.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе начальной школы
В тематическом планировании отражено программное содержание по всем разделам (темам) курса; раскрывается характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении той или иной темы.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, позволяет ученику решать определенный класс жизненно-практических задач. В настоящую программу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;
принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип
целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип
смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний;
принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности;
принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-
познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона
ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип
формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ:
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются - знакомство обучающихся с основами светской этики.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
—понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
—формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
—понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
—понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
—осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
—строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
—соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
—строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
—понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё по ведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
—понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
—овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
—формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за дачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
—совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
—совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
—овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
—овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
—формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных то чек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
—совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
—ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
—использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
—применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
—признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
—выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
Работа с информацией:
—воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
—использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
—находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
—анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность
Коммуникативные УУД:
—использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
—соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
—создавать небольшие текстыописания, текстырассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
—проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
—проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
—анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
—выражать своё отношение к анализируемым событиям, по ступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, не честности, зла;
—проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета
Совместная деятельность:
—выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей ра боте, объективно их оценивать;
—владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
—готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения чело веком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
—высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к при роде, забота о животных, охрана окружающей среды;
—рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
—раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
—распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, со граждан;
—рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
—рассказывать о российских культурных и природных па мятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
—раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
—объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (34 Ч)
Тема | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Россия — наша Родина (1 ч) | Россия - многонациональное государство Культурные традиции Культурное многообразие России Народы и религии в России | Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности Рассказывать о роли культурных традиций в жизни народов России, о значении культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Приводить примеры единения народов России (на пример, праздники) |
Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы. (8 ч) | Этика в отношениях людей в обществе Добро и зло как основные категории этики Культура и религия Нормы морали «Золотое правило этики» Нравственные ценности, идеалы, принципы в культуре народов России | Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями Составлять небольшой текстрассуждение на темы добра и зла, моральных ценностей, идеалов Высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества, государства Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм в жизни человека, общества, раскрывать понимание «золотого правила этики». Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Тема | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики (1 ч) | Нравственный долг и ответственность человека в обществе Мораль в культуре на родов России Государство и мораль гражданина Основной Закон (Конституция) в России как источник обще принятых норм гражданкой этики в российском обществе | Читать и понимать учебный текст, объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника Выражать понимание нравственного долга и ответственности человека в российском обществе, государстве Рассказывать о российской гражданской этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на конституционных правах, свободах, обязанностях человека Раскрывать основное содержание норм российской гражданской этики (справедливость, ответственность, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, уважение к старшим, к труду, свобода совести, свобода вероисповедания, забота о природе, историческом и культурном наследии и др ) Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек (8 ч) | Образцы нравственности в Культуре Отечества, народов России Справедливость, дружба, труд, помощь нуждающимся, служение своему народу России. Народные сказки, пословицы и поговорки о нравственности. Отношение к природе, как нравственная категория | Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в обществе Рассуждать о нравственных нормах на примерах образцов поведения людей, исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории России и современности Рассуждать о возможности и необходимости бережного отношения к природе и личной ответственности за это каждого человека Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий Составлять небольшое текстрассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в культуре Отечества» Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления примеров нравственного поведения людей в истории и культуре Отечества Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Праздники как одна из форм исторической памяти (2 ч) | Народные государственные праздники в России. Нравственное значение праздника, значение праздников для укрепления единства народа, сохранения исторической памяти | Объяснять значение праздников как одной из форм исторической памяти народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества Рассказывать о российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные), День народного единства, День защитников Отечества и др, о праздниках в своём регионе, местности проживания. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, участвовать в беседе Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Тема | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Семейные ценности. Этика семейных отношений (1 ч) | Семья, как ценность. Семейные ценности в России Этика семейных отношений Традиционные семейные ценности народов России | Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе взаимной люб ви и уважения, любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших. Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить примеры Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства (3 ч) | Труд - как ценность. Уважение труда, трудящихся людей в культуре народов Рос сии Нравственные традиции предпринимательства в России, благотворительность | Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России, приводить примеры. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии, честном труде, об уважении к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и других людей) Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования (6 ч) | Нравственность общества и нравственность личности, человека Нравственные требования в наше время Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека Нравственный вы бор Нравственное самосовершенствование | Выражать своими словами понятия урока Приводить примеры нравственных поступков, оценивать поступки свои и других людей Соотносить нравственные нормы с анализом лично го опыта поведения Составлять небольшой текстрассуждение на тему «Образцы нравственного поведения людей в современной жизни» Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Этикет (2 ч) | Понятие этикета Этика и этикет в отношениях к старшим, учителям, в коллективе, дома и в школе, в разных жизненных ситуациях Рече вой этикет | Размышлять и рассуждать на темы правил поведе ния в обществе Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить примеры Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность правил этикета Рассказывать о правилах этикета в разных жизненных ситуациях, приводить примеры, использовать народные пословицы и поговорки Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Тема | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России (2 ч) | Служение человека обществу, Родине, Отечеству в культуре народов России Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | Закреплять и систематизировать представления о российской светской этике, духовнонравственной культуре многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, российского общества Сопоставлять понятия «патриотизм», «Отечество», «многонациональный народ России», «служение», соотносить определения с понятиями, делать вы воды Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
При разработке уроков в рабочую программу будут вставлены используемые электронных (цифровых) образовательные ресурсы, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемые для обучения и воспитания обучающихся, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса по ФГОС
Данная программа составлена с учетом последних требований к рабоче программе по ФГОС...
Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС
Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких к...
Рабочая программа по орксэ 4 класс ФГОС
В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, НРК...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....