ОРКСЭ (ОПК)
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе следующих материалов:
- авторской программы Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюка. М., 2010 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебным модулям. Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования
Модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Дата | Тема урока | Кол.-во часов | Планируемые результаты | Вид контроля, инструментарий |
1 | 02.09 | Россия – наша родина | 1 | На примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Выборочный, материалы учебника. Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» |
2 | 09.09 | Культура и религия | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.). Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Творческая работа «Составление предложений со словами культура». |
3 | 16.09 | Человек и Бог в православии | 1 | Излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
4 | 23.09 | Православная молитва | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Участие в беседе. Письменный опрос: упражнения тренажеры. |
5 | 30.09 | Библия и Евангелие | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» |
6 | 07.10 | Проповедь Христа | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» |
7 | 14.10 | Христос и Его крест | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» |
8 | 21.10 | Пасха | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения достоинство, подчеркнуть их» |
9 | 28.10 | Православное учение в человеке | 1 | Излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает православное учение в человеке». |
10 | 11.11 | Совесть и раскаяние. | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
11 | 18.11 | Заповеди | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» |
12 | 25.11 | Милосердие и сострадание | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» |
13 | 02.12 | Золотое правило | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Самостоятельная работа «Найти и выписать золотое правило нравственности» |
14 | 09.12 | Храм | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
15 | 16.12 | Икона | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Икона – это …» |
16 17 18 | 23.12 20.01 27.01 | Творческие работы учащихся. | 1 1 1 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
19 | 03.02 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. |
20 | 10.02 | Подвиг | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос |
21 | 17.02 | Заповеди блаженства | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
22 | 24.02 | Зачем творить добро? | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Работа с понятиями добро, зло Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий |
23 | 03.03 | Чудо в жизни христианина | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; . |
24 | 10.03 | Православие о Божьем суде | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
25 | 17.03 | Таинство причастия | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
26 | 31.03 | Монастырь | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
27 | 07.04 | Отношение христианина к природе | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
28 | 14.04 | Христианская семья | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. |
29 | 21.04 | Защита Отечества | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
30 | 28.04 | Христианин в труде | 1 | Раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.) Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
31 | 05.05 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
32 33 34 | 12.05 19.05 19.05 | Творческие работы учащихся. | 1 0,5 0,5 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; | Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...