Урок "Православная молитва" ПК 4 кл. курс ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
На уроке учащиеся получат представление о том, что такое православная молитва, какую роль она играет в жизни православного человека. Дети узнают чем отличаются друг от друга молитва - благодарение, молитва- просьба, молитва- славословие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pravoslavnaya_molitva.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу ОРКСЭ (Основы православной культуры)
УМК «Перспектива», 4 класс
Тип урока: Открытие нового знания
Тема: Православная молитва
Учебник: Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 классы
Учебное пособие к курсу ОПК: Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенёва «Добрые уроки – наставления»
Учитель: С.В.Каменская /ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга/
Цели:
- Дать учащимся понятие о том, что такое православие и православная молитва, какие бывают молитвы.
- Познакомить с самой известной православной молитвой «Отче Наш»
- Воспитывать уважение к православным ценностям.
Оборудование: индивидуальный лист «Опорный конспект», лист для рефлексии (1 на группу), «Почтовый ящик» для вопросов учащихся.
Ход урока:
I Самоопределение темы и задач урока
Учитель: Попробуйте сами догадаться о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, посмотрев фото. (Слайд 2) (О молитве)
Учитель: Тема нашего урока: «Православная молитва». (Слайд 3)
Запишите тему в опорном конспекте./Приложение 1./
Учитель: На какие вопросы вы сегодня хотели бы получить ответ?
Запишите свои вопросы в левой части таблички. Озвучьте, что вам хочется узнать.
(Предполагаемые вопросы: Что такое молитва? Какие бывают молитвы? Кто может молиться? Где можно молиться? Как правильно молиться? Почему молитвы не всегда помогают?)
II Работа по теме урока
- Понятие «молитва».
Учитель: Что такое молитва? Какие молитвы вы слышали, знаете? (Ответы учащихся).
Прочитайте отрывок статьи учебника (с.12 абзацы 1,2)
Можете ли вы теперь объяснить, что такое молитва? (Ответы детей).(Слайд 4)
Запишите определение на своём листе.
- Виды молитв.
Учитель: Когда люди обращаются к Богу с молитвой? (Предполагаемые ответы: когда болеют, перед дорогой, перед едой, перед важным делом, когда нужна помощь и т.д.)
Учитель: Чаще всего люди действительно в своих молитвах просят о чём-либо Бога, Святых. Такие молитвы называют просьбами. (Слайд 5 «Молитва –просьба») Чтение статьи учебника с. 12.
В опорном конспекте запишите, что звучит в такой молитве. (Прошение о помощи и разных благ, духовных даров: ума, любви, терпения…)
Учитель: Послушайте притчу «Ангельская работа»./Приложение 2./ (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).
Когда мы говорим «спасибо»? ( Когда благодарим кого-то). Такие молитвы называют «благодарение». (Слайд 6 «Молитва – благодарение») Чтение статьи с.12-13.и записи в опорном конспекте.
Учитель: Самой высокой молитвой является молитва-славословие. (Слайд 7 «Молитва- славословие»)
Посмотрим из каких корней состоит слово «славословие». Попробуйте объяснить, что в этой молитве передают православные люди. (Ответы учащихся).
Чтение статьи с 13. и записи в опорном конспекте: Слава Богу! Аллилуя! Нет просьб.
- Где можно молиться?
Учитель: Где и когда может молиться православный человек? (Предположения детей).
Чтение статьи с.13 3-ий абзац. ( Дети делаю вывод).
- Сила молитвы.
Учитель: Вот иногда люди говорят: «Вот я молился-молился Богу, а Он мне не помог». Послушайте ещё одну притчу. (Слайд 8). Учитель читает «Притчу о молитве, которую услышали на небе».
Почему не все молитвы были услышаны на небесах?
Такой вопрос задали священнику. Хотите знать, что он на это ответил?
(Чтение ответа в книге «Добрые уроки наставления» с. 98)
Учитель: Главные условия молитвы: смирение, кротость, вера.
Прочитайте русскую пословицу, зашифрованную на слайде. (Слайд 9)
(Молись, а злых дел берегись.)
Как вы её понимаете? (Ответы учащихся).
- Кто научил людей молиться.
Чтение стихотворения Ю. Лермонтова «Молитва» учащимся.
Учитель: Кто научил людей молиться?
Однажды, когда Господь молился, и перестал, один из Его учеников сказал:
- Господи, научи нас молиться.
Он сказал им:
- Когда молитесь, говорите так…(Слайд 10) (Чтение молитвы «Отче Наш»)
Это самая известная молитва. Я читала эту молитву на старинном церковнославянском языке.
Давайте прочтём на с. 14-15, что значат новые для вас слова, которые вы услышали в этой молитве. (Читают учащиеся).
- Как правильно молиться.
Учитель: Православные люди произносят молитвы – просьбы, благодарения, славословия. Текст молитв есть в книге «Молитвослов». Часто в храмах рядом с иконой помещают текст молитвы, обращённый к Святому Образу. Но, если у человека возникла потребность помолиться Богу, он может произнести молитву своими словами, главное, чтобы она была искренней, шла от души, не содержала зла. Православные люди часто моляться перед иконой. Она является тем образом, через который человек общается с Богом.
Ш Рефлексия
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с понятием «православная молитва», узнали, какие бывают молитвы.
У вас на партах есть лист, на котором строки из разных молитв. Определите вид молитвы. ( Работа в паре или в группе).
Проверка.
Можно провести рефлексию в форме синквейна «Молитва».
IV Итог урока
Учитель: Вернитесь к началу нашего опорного конспекта. Перечитайте вопросы, на которые вы хотели найти ответ в начале урока. Отметьте знаком «+», те вопросы, на которые вы теперь можете ответить.
Кто готов вслух ответить на вопрос? (Слайд 11). (Опрос по желанию детей)
Если у вас возникли ещё вопросы, можете написать их и опустить в наш Почтовый ящик. ( Ящик для вопросов по теме урока всегда стоит в классе. Учитель может сам ответить на вопрос на след уроке или попросить подготовить ответ кого-то из учеников).
Приложение 1. Опорный конспект урока
Тема урока:____________________________________________________
Что я хочу узнать по данной теме | Знаю ответ на вопрос |
Молитва - _______________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
МОЛИТВА
________________________ _______________________ ____________________
________________________ _______________________ ____________________
________________________ _______________________ ____________________
________________________ _______________________ ____________________
________________________ _______________________ ____________________
Русская пословица:
___________________________________________________________________________________
Приложение 2. Притчи
АНГЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Жили в раю два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу. Отдыхающий ангел решил спросить другого:
- Что же ты летаешь туда-сюда?
Тот ответил:
- Я ношу Богу послания, которые начинаются так: «Помоги, Господи». А почему ты всегда отдыхаешь?
- А я должен носить Господу послания, которые начинаются: «Спасибо, Господи…»
ПРИТЧА О МОЛИТВЕ, КОТОРУЮ УСЛЫШАЛИ НА НЕБЕ
Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. «Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?»
Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.
— Что это? — спросил старец.
— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.
— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?..
Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.
— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой
храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно.
Видно было, как стоявший на левом клиросе дьячок что-то читал быстро-быстро, шлепая и перебирая губами, но слова туда, вверх, не долетали. На амвон медленно вышел громадного роста диакон, плавным жестом поправил свои пышные волосы, потом поднял орарь, широко раскрыл рот, и... ни звука! На клиросе регент раздавал ноты: хор готовился петь. «Уж хор-то, наверно, услышу», — подумал старец. Регент стукнул камертоном по колену, поднес его к уху, вытянул руки и дал знак начинать, но по-прежнему царила полная тишина. Смотреть было удивительно странно: регент махал руками, притопывал ногой, басы краснели от натуги, тенора вытягивались на носках, высоко поднимая голову, рты у всех были открыты, но пения не было. «Что же это такое?» — подумал старец. Он перевел глаза на молящихся.
Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.
— Отчего это? — спросил старец.
— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.
Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.
«Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит!.. Ишь выпялилась!..»
Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: «...Экая досада! Продешевил... Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы...»
Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: «Эх, и хороша Дуняша!.. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой... Вот бы жену такую! Пойдет или нет?»
И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.
— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.
В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:
— Господи! Ты благ и милостив... Спаси, помилуй, исцели бедную маму!..
В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.
Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел.
Приложение 3.
Определите, к какому виду относятся эти молитвы
| Молитва – славословие |
2. «Господи, помилуй!» | |
3. «Господи! Что принесу Тебе, чем отблагодарю Тебя за Твои непрестанные, величайшие мне и прочим людям Твоим милости Твои?...» | Молитва – просьба |
4. «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих…» | Молитва - благодарение |
5. «Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли…». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Пасха презентация к уроку по модулю "Основы православной культуры" курс ОРКСЭ
В данной презентации говорится о праздновании православного праздника Пасхи. Цель формирования понимания значения "ПАСХА" для православных людей....
Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).
Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха»....
Используемая литература по курсу "Особенности и методика курса ОРКСЭ"
Приводится список литературы, которая была использована при написании курса. Учителя могут использовать её при подготовки к урокам....
Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".
Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные сказки. Проводится связь с общечеловече...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...