Календарно–тематическое планирование по учебнику А. Кураева (с региональным компонентом: Калужская область)
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Календарно-тематическое планирование с региональным компонентом (Калужская область)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно–тематическое планирование по учебнику А. Кураева | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно–тематическое планирование
по учебнику А. Кураева
Тема урока | Содержание | Содержание краеведческого материала | Задания для самоподготовки |
| Понятия Родина, Отечество. Разнообразие и богатство природы нашей страны. Россия – общий дом для всех народов, многонациональное государство. Символы государства. Мир материальный и духовный. Российские государственные праздники. | Территория и географическое положение Калужской области. Знакомство с картой области, границы, история образования. | Составление кратких сообщений, сбор исторических материалов. |
| Понятие культуры, происхождение культуры, понятие религии, происхождение религии; понятие богооткровения; связь между культурой и религией в современном обществе. Культурные традиции страны, Православие – источник русской культуры. | Православие – основная религия в Калужском крае. | Рассказать членам семьи о том, что нового узнал на сегодняшнем уроке. |
| Православное представление о Божественной сущности; понятие о Святой Троице; учение о Христе, божественной и человеческой природе Иисуса Христа. | Святой праведный Лаврентий Калужский Христа ради юродивый | Спросить у членов семьи, что им известно по теме урока |
| Понятие молитвы в православной традиции; виды молитвы, роль молитвы в жизни православных христиан; молитва как жанр литературы в русской культуре, поэтические переложения молитвы в русской литературе; молитва Господня. | Молитва Оптинских старцев. | Подготовить вопросы и провести интервью с членами семьи. |
| Новая эра и Рождество Христово, современный отсчет времени; Библия, Ветхий Завет и Новый Завет; Ветхий Завет – история ожидания народом прихода Мессии, пророчества о нем, понятие «пророки»; Новый Завет – книги, в которых говорится о божественной природе Иисуса Христа жизни, Его рождении, жизни, учении, чудесах, смерти, воскресении и вознесении, Евангелие, понятие «апостолы», апостолы-евангелисты; Библия – откровение Божие. | Икона Калужской Матери – единственная с Евангелием | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. |
| Учение Иисуса Христа – Нагорная проповедь; Понятие о проповеди как о поучающей речи; основные моменты проповеди: о необходимости прощать обиды, сдерживать гнев, воздерживаться от осуждения, делать добро людям, не ожидая за это награды, вырабатывать в себе духовные сокровища – добродетели; притча как форма проповеди; христианское представление о жертве; самопожертвование. | Спасовы Храмы Калужского края | Подобрать фотографии и рисунки по теме урока. |
| Понятие боговоплощения; необходимость боговоплощения; страдания и смерть Иисуса Христа; почему Иисус Христос должен был умереть; жертва Христа; символика креста как главного христианского символа. | Исчезнувшие монастыри нашего края. | .Подготовить выступление по теме урока. |
| Воскресение Христа; победа над адом; вера православных христиан в вечную жизнь; Пасха – Светлое Христово воскресение; традиции праздника Пасхи; Воскресенские храмы. | Красная Пасха Оптиной пустыни 1992г. | Мини-книжка: Какие традиции существуют в нашей семье? |
| Понятие о душе; понятие об образе Божием в человеке: свободе, разуме, творчестве и способности любить; понятие о подобии Божием в человеке; понятие святости в православии; болезни души: малодушие, равнодушие, бездушие; как лечить душу. | Преп. Амвросий Оптинский. | Рассказать членам семьи о том, что нового узнал на сегодняшнем уроке. |
| Понятие добра и зла в православии, грех; совесть – голос Божий в человеке, «подсказки» совести; стыд и вина; понятие раскаяния, этапы раскаяния; покаяние. | Калужской епархии в годы гонений | Подобрать пословицы и поговорки, выбрать ту из них, которая вам нравится, написать мини-эссе на тему урока. |
| Понятие о заповедях Божиих; миссия пророка Моисея; получение заповедей на горе Синай, скрижали; содержание и толкование заповедей; заповеди Божии – норма нравственного общения в человеческом обществе; грех. | Правила жизни от опт.старца Амвросия
| Написать мини-эссе «Не делай ближнему своему того, что ненавистно тебе». |
| Понятия «милосердие» и «сострадание»; жертвенность – главная составляющая милосердия; высшая степень милосердия – проявление милосердия к врагам; примеры милосердия современной жизни в личном опыте детей; понятие милостыни. | Школа-колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого. | Подобрать пословицы и поговорки, выбрать ту из них, которая вам нравится, написать мини-эссе на тему урока. |
| Формулировка и смысл правила; понятие «доброжелательность»; христианское учение о неосуждении; Евангельская история о Христе и грешнице; неосуждение – проявление милосердия. | Воскресные школы храмов нашего края. | Подготовить выступление по теме урока. |
| Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в Него; купол с крестом – главная отличительная особенность храма; внешнее и внутреннее устроение храма; правила поведения в храме. | Монастыри Калужского края XV-XIX веков как центры духовной и культурной жизни. | Подобрать фотографии и рисунки по теме урока. |
| Икона в православном христианстве; отличительные особенности иконы; символический язык иконы; икона и молитва; чудотворные иконы. | «Спорительница хлебов» | Подобрать фотографии и рисунки по теме урока. |
16.-17. Творческие работы учащихся | Доклады, рефераты, презентации, изготовление книг, сочинение, ребус, буклет | ||
| Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным русских земель; княгиня Ольга, принятие княгиней Ольгой святого крещения; князь Владимир и его выбор веры, крещение Владимира; крещение Руси, распространение православия на Руси; Святая Русь; развитие православной культуры. | Священномученик Кукша – просветитель вятичей. | Рассказать членам семьи о том, что нового узнал на сегодняшнем уроке. |
| Понятие подвига; виды подвига; православное понимание подвига, подвижники. | Улицы и места Обнинска, названные в честь героев России (Советского Союза) | Рассказать членам семьи о том, что нового узнал на сегодняшнем уроке. |
| Понятие Царства Божия; понятие блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья; заповеди блаженств – формулировка и толкование | Калужская епархия в годы гонений. | Рассказать членам семьи о том, что нового узнал на сегодняшнем уроке. |
| Согласно золотому правилу этики; в благодарность христиан за жертву Христа; подражание Христу, который пришел послужить людям; духовную радость при совершении добрых дел; ответственность перед Богом за реализацию талантов, полученных от Него для совершения добрых; чтобы выполнить 5 заповедь блаженств: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» | Акции милосердия в Калужской области. | Спросить у членов семьи, что им известно по теме урока |
| Понятие чуда; православное понимание чуда как обращение Бога к людям; виды чудес: чудеса природы, чудесные стечения обстоятельств и случаи нежданной помощи; чудо рождения и духовного преображения человека; мистические чудеса: схождение Святого огня на Пасху, мироточение икон, чудесные исцеления по молитвам; добродетель – видимое проявление внутренних добрых свойств человека; значение веры в жизни православного человека. | Явление Калужской иконы Божией Матери | Рассказать членам семьи о том, что нового узнал на сегодняшнем уроке. |
| Православное представление о бессмертии души; судьба души после смерти тела; понятие о страшном суде; знакомство с иконой «Страшный суд» евангельская притча о Божием суде | Икона Страшного суда из Введенского храма под Козельском | Подготовить выступление по теме урока. |
| Тайная вечеря; значение Причастия для православных христиан; история Евхаристии в Православной Церкви; понятие «таинства Церкви»; знакомство с Таинством Церкви – Крещением; таинство Причастия – центр Церковной жизни; Литургия – церковная служба, во время которой совершается таинство Причастия. | Посещение церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. | Подготовить вопросы к экскурсоводу во время экскурсии |
25. Монастырь | Понятия монастырь, монах, монашество; степени монашества: рясофор, малая и великая схима; образ жизни монахов в монастыре в зависимости от степени монашества; монашеское облачение; история жизни священноисповедника Луки Крымского. | Свято-Введенская Оптина пустынь мужской монастырь, Малоярославецкий Николаевский Черноостровский женский монастырь, Обитель Преподобного Тихона Калужского Чудотворца, Пафнутьев-Боровский мужской монастырь – святыни русского православия, великолепные памятники русского зодчества 15-19 вв. | Спросить у членов семьи, что им известно по теме урока |
26. Отношение христиан к природе | Природа как дар Божий человеку; обязанность христиан заботится об окружающем мире, сохранять и приумножать его красоту; ответственность людей за мир; результат современной деятельности человека – экологические катастрофы; последствия вандальных действий человека по отношению к природе (загрязнения, поджог сухой травы и др.); природные катастрофы; землетрясения, цунами, смерчи, наводнения, неизлечимые болезни – следствия нарушения наказа Божия беречь «возделывать» Эдемский сад | Заповедники Калужской области. | Подобрать фотографии, иллюстрирующие соблюдение семейных традиций в повседневной жизни (одежда, быт, застолье и т.д.). |
27. Христианская семья | Понятие о православной семье как малой церкви; скрепление супружества таинством Брака (Венчания); обязанности друг перед другом в христианской семье; благоверные князь Петр и княгиня Феврония – образец супружества в православной традиции; 8 июля – День семьи, любви и верности; | Посещение храма Рождества Христова | Сочинение: Хорошо ли я знаю историю нашей семьи? |
28. Защита Отечества | Гнев напрасный и уместный; справедливая война – война «за алтари и очаги»; традиционное православное понимание защиты Отечества как священного долга каждого гражданина; примеры святых – защитников Отечества: благоверный князь Димитрий Донской, благоверный князь Александр Невский, Преподобный Илия Муромский; первые ордена в России, их посвящение святым, их духовным подвигам: орден Святого Георгия, орден Александра Невского; имена великих русских полководцев; статья Конституции РФ о защите Отечества. | Калужский край в годы Великой Отечественной войны.. | Спросить у членов семьи, что им известно по теме урока |
29. Христианин в труде | Заповедь труда, данная Богом Адаму и Еве; необходимость труда в деле самосовершенствования; труд полезный, бесполезный и вредный; ответственность перед Богом за качество труда; труд как лекарство, данное человечеству Богом. | Что делают в монастырях Калужских | Подготовить выступление по теме урока. |
30. Любовь и уважение к Отечеству | Православное отношение к Отечеству; любовь и преданность своей Родине; ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других; любовь – это служение; воспитание патриотического самосознания; общественно-значимая мотивация поступков. | Известные писатели: Лев Толстой, Федор Достоевский, Николай Гоголь, братья Иван и Петр Киреевские, Василий Жуковский, Николай Лесков, посетившие Оптину пустынь. | Обратившись за помощью к членам семьи, найти произведения русских поэтов |
31.-34. Творческие работы учащихся | Защита проектов. «Православие на земле Калужской» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Методические рекомендации по проведению национально-регионального компонента (Челябинская область) во внеурочное время.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется в образовательном учр...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....