Основы религиозных культур и светской этики. Основы Православной культуры.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Мунзафарова Юлия Александровна

Урок в 4-м классе Тема урока: «ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОТЕЧЕСТВА».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx35.21 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_1.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

4 класс

Тема урока:

«ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОТЕЧЕСТВА».

        Выполнила:

                                                                          Учитель начальных классов

                                                                      МБОУ СОШ № 28 г. Мытищи                                                                                                                                                                       Гончаренко Юлия Александровна

               

г. Мытищи 2020г.

 Тип урока:  Изучение нового учебного материала.

Форма урока: Урок с элементами беседы, самостоятельной индивидуальной и групповой работой учащихся.

Цели урока: Познакомить с православной иконой, иконами Божией Матери;       Выяснить какими бывают виды икон Божией Матери, Почему иконы бывают Чудотворными и их значении в истории христианской культуры.

 Задачи урока:

  • сформировать общее представление об иконе, её смысле и значении в православной культуре, в жизни православных христиан;
  • познакомить  с  историей   развития   древнерусской  иконописи;   основными типами икон Богородицы;
  • воздействовать на эмоции детей яркими, живыми примерами, которые совершили Чудотворные иконы
  • воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.
  • развить навыки индивидуальной работы с текстом, в группе, умения слушать, анализировать, формулировать собственную точку зрения.

Основные понятия: икона, образ, Богородица, иконография, типы Богородичных икон, святыня.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, мировая художественная культура.

Учебно-методическое обеспечение и оборудование: 

 Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс» // автор Л.Л.Шевченко),

Пособие для учителей. Христианское искусство и письменность. // Редактор – составитель Л.Л. Шевченко.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы  // Библиополис, 2016 Серия: Православная культура.

 О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. § 1.4. «Иконопись Руси», с. 46- 51.

Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное образование.- 2009.- № 7.

Интернет ресурсы: https://pravoslavie.fm
Мультимедийная доска или проектор, материалы компьютерной презентации.

Ход  урока

  1. Организация класса.

  1. Постановка темы и целей урока. (Слайд 1)

Учитель: Ребята, рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Прежде чем мы приступим к изучению нашей темы,  мы попробуем разгадать кроссворд. У вас на каждой парте лежит листок с этим кроссвордом и вопросами к нему.

 Работаем в парах.

  1. Священная книга христиан. (Библия)
  2. Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
  3. Как называется обращение к Богу? (Молитва)
  4. Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
  5. Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

-Какое слово у вас получилось? Чтобы  сверить посмотрите на экран.

 (Слайд 2)

-Правильно, икона. А кто знает, что такое икона?

-А у кого дома есть икона?

-А кто мне может сказать, чем икона отличается от обычного портрета или фотографии?

- Так давайте в ходе нашего урока попробуем выяснить этот вопрос!

Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, чем они отличаются от обычной картины. Как, и почему относятся к иконе православные люди.

Темой нашего урока сегодня будет– Иконы Божией Матери в истории христианской культуры отечества.

-  Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных   изображениях? (Слайд 3)

(икона, портрет, фотография)

- Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью?

- Как вы думаете, есть ли отличия  между иконой и обычной картиной?

(ответы детей)

Попробуем разобраться подробнее.

Что же такое икона?

Что такое картина?

Чем отличается икона от картины?

  1. История русской иконописи.

- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.

- А что такое икона?

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 4)

Давайте запишем в тетрадь определение слова «икона».

Запись в тетради: Икона (с греческого «образ») – живописное изображение Бога, святых людей, используемое для молитвы. 

    Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Икона – это в первую очередь. Изображение лика Иисуса Христа и событий Его земной жизни. То, что написано в Евангелии, в красках представлено на деревянной доске иконы или на стенах храма во фресках, или на мозаиках. Еще на иконах изображают Богородицу, а также ангелов и святых. Вместе с тем, события изображаются на иконах через призму вечности, а святые люди – как они выглядят в Царстве Небесном – преображенные благодатью Святого Духа. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 5)

    Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательным для иконописца. Совокупность приемов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном. «Канон»- слово греческое, означает «правило», эталон.

   Отличие иконы от картины. (Слайд 6) На иконах изображают людей в их преображенном состоянии, на ликах святых отсутствуют земные эмоции. Иконы бесстрастны. Они пишутся по определенным правилам – канонам, потому что реальность переданная иконой, - не плод человеческого измышления и фантазии, но Божественное откровение.

    Картина  – это художественный образ, созданный творческой фантазией художника. Она является формой передачи его земного мироощущения и мировоззрения.

   Краткая история христианского изобразительного искусства на Руси.

(Слайды 7,8,9,10)   Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов  Первые иконы попадают на Русь еще до ее Крещения князем Владимиром. Строящимся многочисленным храмам требуется внутреннее убранство. С этой целью на Руси появляются греческие и южнославянские мастера, произведения которых дошли до нас в небольшом количестве. Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV-XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек, Андрей Рублёв, Деонисий.

 4. Работа с учебником. История иконы в христианской культуре.

    Учитель:  Ребята, сегодня мы узнаем об иконе Божией Матери и Её истории в христианской культуре. Откройте учебник на станице 115. Давайте прочитаем рубрику «Из истории христианской культуры» по цепочке.

   Вопросы учителя к классу.

-Какие вы прочитали названия икон Божией Матери? Перечислите.

Ответьте на вопросы:

-Что является высшим примером любви к Богу и к людям для христиан?

-Правильно, Матерь Божия.

-В чем выразилась глубокая любовь христиан к Божией Матери?

- В почитании Её святых образов и освещении храмов в Её честь.

-По христианскому преданию, какие образы защищают и берегут Российскую землю?

Дети перечисляют.

 5. Физкультминутка

6. Основные типы икон Богородицы. 

Учитель: Ребята давайте теперь рассмотрим, какие бывают иконы Божией Матери.(Слайд11)
Есть много типов икон Пресвятой Богородицы, мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся пять типов, где она изображается с Иисусом Христом
.
Все они сложились ещё до Крещения Руси и потому имеют греческие названия.

Демонстрация слайдов с иконами изучаемых типов.

(Слайд 12)

  • Оранта, Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Молящаяся» или по-гречески «Оранта» Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в верхней части алтаря – конхе.

(Слайд 13)

  •  «Великая Панагия», что означает «Всесвятая» - Божия Матерь, изображенная в полный рост и с Богомладенцем. Поясные изображения икон типа «Великая Пнагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение».

(Слайд 14)

  • Панахранта – Всецарица  – на престоле. Богоматерь изображается восседающей на царском престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери и понимание Сына Божия как «царя царей», имеющего власть над всеми царями, господствующими на земле.

(Слайд 15)

  • Елеуса, по-русски Умиление. На них Богоматерь изображается щека к щеке с Младенцем и с умилением смотрящей на Сына, а Младенец с нежностью прижимается к Матери. Умиление – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.

(Слайд 16)

  • Одигитрия – Указующая путь, Путеводительница – с Иисусом Христом на руке. Правой рукой Иисус Христос благословляет, а левой держит свиток, реже – книгу. Путь истинный – путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, указывающей нам на Богомладенца Христа, восседающего на её левой руке. Христос, как глава Церкви и Законодатель, благословляет всех идущих этим путём – об этом свидетельствует жест правой руки Богомладенца.

Запись в тетради по ходу объяснения учителя.

Типы Богородичных икон:

1. Оранта – Молящаяся – с воздетыми руками.

2. Великая Панагия, что означает «Всесвятая» - изображенная в полный рост и с Богомладенцем
3.
Панахранта – Пренепорочная или Всецарица – на престоле.
4. Елеуса – Умиление – щекой к щеке.                                       
5. Одигитрия – Путеводительница – с Иисусом Христом на руке.

7. Чудотворные иконы.

Учитель: Мы с вами выяснили, что икона это не обычная картина. Почему православные люди верят в то, что икона может быть чудотворной, творить чудеса: избавлять от горестей и напастей, лечить, помогать верующему человеку? Какие есть доказательства? (Слайд 17)

Давайте выясним и самостоятельно поработаем с учебником. Задание из учебника страница 102. Прочитайте про Владимирскую икону Божией Матери, и как была спасена Москва.

Вопрос учителя к классу. 

 - Ребята, как вы думаете, зачем нужна икона человеку?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель. Икона помогает верующему в молитве и является как бы «окном» в духовный мир, «проводником» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек  может  обратиться к Нему, духовно с Ним соединиться. Поэтому верующие бережно относятся к иконам, почитают их, выражая этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям. Относятся к иконе как к святыне.


7. Закрепление изученного материала. Работа в парах.

Ребята, для того чтобы нам закрепить изученный материал вы поработаете в группах.

Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы.

 (Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин.)

Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется или интерактивная доска, или презентация.)

Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся).

8. Устный опрос.

Учитель

Сейчас мы подведем итог урока и посмотрим, как вы усвоили новую тему.

- Кто написал первую икону Божией Матери?
- Почему он решил написать иконы Божией Матери?
- Откуда была привезена Владимирская икона Божией Матери?
- Почему она получила такое название на Руси?

- Какой монастырь был основан в память о чудесной иконе?

- Где сейчас хранится Владимирская икона Божией Матери?

- Так для чего нужна икона человеку?

– Какие типы икон Богоматери мы рассмотрели, назовите их?
– Что общего во всех рассмотренных типах икон Богородицы? (Богородица изображается с Младенцем).
– Как вы думаете, к какому типу относится Владимирская икона Богородицы? (Елеуса-Умиление).

7. Заключение. Домашнее задание 

    Учитель: Ребята, изучение икон, знакомство с иконографией, историей знаменитых икон это для нас один из путей в открытии для себя мира нашей православной культуры, в том чтобы узнавать пути к вере, добру, к опыту нравственной жизни, завещанному нам нашими предками.
На следующих уроках вы познакомитесь ещё с несколькими особенно почитаемыми у нас на Руси иконами Богородицы, их создателями, историей, чудесами, а также с тем как в истории икон отражается жизнь нашего народа, нашей страны.

     Домашним заданием будет, прочитать учебник страница 103-104 и подготовить индивидуальные сообщения о Чудотворных иконах по выбору. Можно о тех иконах, которые находятся у вас дома. О тех иконах, которые вашим мамам и папам достались в наследство от бабушек и дедушек. Возможно в вашей семье есть какая – то своя, особенная, история о иконе. Рисунки и иллюстрации приветствуются.  
Завершим урок стихотворением из учебника станица
104.

Стихотворение (читает учитель или несколько учеников):

У Казанской Божьей Матери
Тихо теплются огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.

Мы воюем за спасение
Братьев — страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.

С кем враждует Русь лучистая —
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

 8.Оценка работы учащихся на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОТЕЧЕСТВА » .

Слайд 2

кроссворд б и б л и я к р е с т м о л и т в а е в а н г е л и е а л т а р ь

Слайд 3

Икона Портрет Фотография

Слайд 4

« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан» Д.Н. Ушаков

Слайд 5

Иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон.

Слайд 7

Феофан Грек. Апостолы Петр и Павел. XIV век.

Слайд 8

Андрей Рублев. «Архангел Михаил», «Спас в силах». XV век. Москва.

Слайд 11

Существует великое множество икон Пресвятой Богородицы. Иконография Богородицы включает в себя около семисот типов, которые можно разделить на пять групп.

Слайд 12

ОРАНТА Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Молящаяся» или по-гречески « Оранта » Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в верхней части алтаря – конхе .

Слайд 13

Великая Панагия что означает « Всесвятая » - Божия Матерь, изображенная в полный рост и с Богомладенцем . Поясные изображения икон типа «Великая Пнагия » в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение».

Слайд 14

Панахранта – Всецарица на престоле. Богоматерь изображается восседающей на царском престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери и понимание Сына Божия как «царя царей», имеющего власть над всеми царями, господствующими на земле.

Слайд 15

Елеуса , по-русски Умиление На них Богоматерь изображается щека к щеке с Младенцем и с умилением смотрящей на Сына, а Младенец с нежностью прижимается к Матери. Умиление – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.

Слайд 16

Одигитрия Указующая путь, Путеводительница – с Иисусом Христом на руке. Правой рукой Иисус Христос благословляет, а левой держит свиток, реже – книгу. Путь истинный – путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, указывающей нам на Богомладенца Христа, восседающего на её левой руке.

Слайд 17

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ Икона Бижией Матери «Владимирская» С давних пор эта знаменитая икона считается покровительницей Руси. По преданию, икону написал в первом веке евангелист Лука, в качестве материала иконописец использовал доску от стола, за которым трапезничала семья Иисуса.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВИНМАНИЕ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...

презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" (Основы православной культуры) Жизнь Сергия Радонежского в картинах русских художников

Презентация описывает основные этапы жизненного пути Преподобного Сергия Радонежского. выраженные в картинах известных русских художников и значение этого величайшего русского святого в духовной жизни...

Внеклассное мероприятие по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для учащихся 2 – 7 классов «Святитель Николай Чудотворец»

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по духовно – нравственному воспитанию. Адресовано детям 8-13 лет.    Целью внеклассного мероприятия по ОРКСЭ (ОП...

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена  в соответствии с  Федеральным  госуда...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

. «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс

Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кур...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для обучающихся 4-ых классов

Рабочая программа по предмету«Основы религиозных культур и светской этики»«Основы православной культуры»для обучающихся 4-ых классов...