Конспект урока ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель: Азацкая Зария Фримовна
Предмет: ОРКСЭ . Автор учебника: М.Т. Студёнкин. Класс: 4
Тип урока: ОНЗ. Тема: «Добро и зло»
Цель урока:
Формировать у учащихся нравственные качества и моральные ориентиры.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выработать понимание терминов «Добро» и «Зло»
- Развивать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
- Развивать чувство уважения друг к другу;
- Развивать желание у ребят делать бескорыстные поступки по отношению друг к другу и к людям вообще.
Предполагаемый результат:
- - Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»;
- - Умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам;
- - Ученики способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;
- - Умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения моральных ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, обсуждения, наблюдения.
Регулятивные УУД:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем , делать выводы
Познавательные УУД:
Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться
Оборудование:
- Компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями для работы в группах, для самостоятельной работы, карточки для рефлексии.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
Я знаю, вы очень дружные, смышленые, любознательные, любите читать и любите учиться.
С неба звездочка упала, Я желанье загадала,
А желанье вот такое: Будем думать, рассуждать
И урок свой начинать!
- Любой урок в школе принято начинать с приветствия…
- А какие слова приветствия вы знаете? (здравствуйте, доброе утро, добрый вечер…
- А как это звучит на нашем родном татарском языке? (Хәерле иртә. Хәерле көн. Хәерле кич. Исәнмесез)
-Это вежливые слова. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать в соответствии со своей совестью.
- Скажите, а где пригодится нам знание норм вежливости?
Вывод: Пройдёт время, вы окончите школу, станете взрослыми людьми, будете работать. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми и, конечно, вежливыми.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Я предлагаю послушать всем знакомую песню. (Если добрый ты, значит хорошо, а когда наоборот- плохо..)
Песня «Если добрый ты»
1.Дождик босиком по земле прошёл
Клёны по плечам хлопал
Если ясный день это хорошо.
А когда наоборот плохо.2 раза
2.Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот трудно.
-Кто её поёт? -О чём песня?
- Каким мы знаем кота Леопольда? (добрый, приветливый, аккуратный, не отвечает злом на зло).
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О добре…)
- С чем всегда борется добро? (со злом)
- Кто сможет самостоятельно определить тему урока?
- Вы правы, тема урока: «Добро и зло».
Стихотворение
Где-то там, далеко, где гуляют ветра,
есть чудесное место - Долина добра.
Ищут многие путь, но не могут найти,
только сердце с добром может к ней привести.
Крикнешь тучам: "Привет!" - смех и слёзы те льют.
Тронешь капли дождя... и они запоют...
И на радужных струнах ты можешь играть,
ярким тёплым лучом будет солнце ласкать.
Колокольчики счастья в долине звучат.
Они ласковый звук и надежду дарят.
Ты в Дoлину добра тихо двери открой
и почувствуй смиренье, душевный покой.
Не ищи ту Дoлину в песках иль снегах.
Верь, Дoлину найдёшь...Всё в твоих лишь руках!
- Выявление места и причины затруднения.
-Добро и зло всегда живут рядом, но они имеют разные корни, и разные лексические значения.
- Давайте придумаем однокоренные слова к слову ДОБРО? ( доброта, Добрыня, добрый, добренький, добропорядочность, добросовестный, доброжелательность, брадобрей, добреть, несдобровать….) подтверждение: стр 49 учебника.
А теперь к слову ЗЛО? ( злость, злоба, злиться, злюка, обозлился, злобный…..)
- Вы знаете, сегодня ночью я очень переживала, волновалась, и мне приснился сон…
- Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу….. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили…. жизни… Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что он – не крапива . Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку….. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
- Скажите, какими были герои моего сна? (мальчик: злой, недобрый,…Цветок: нежный, добрый, внимательный. Даже после того, как его сорвали, он думал не о себе, а об этом мальчике.)
- Что совершил мальчик по отношению к безобидному цветку?
- Как поступил цветок?
- Ответьте на мой вопрос: «Что есть добро, а что есть зло?» (дети говорят о добрых и злых поступках…)
- Вы рассуждаете о поступках людей, а не конкретно о понятиях.
- Почему вы испытали затруднение? ( нам не хватает знаний, слабый словарный запас, мало жизненного опыта)
− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки добра и зла)
− Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Прилетели ангелочки –Становились на носочки!
Вверх руками потянулись И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили – В стороны направили,
Наклонились до земли, Словно, тяжести несли.
Ножками потопали, Ручками похлопали,
Поскакали в высоту, Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, Плечи развернули,
Повели руками Чуть над головами,
А теперь им всем пора Делать добрые дела.
- Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется все люди в своей жизни. Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте и мы продолжим работу.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- У нас не получилось дать конкретные ответы на мои вопросы. Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки добра и зла)
- Давайте построим план наших действий:
1) узнаем из дополнительных источников понятия «добро» и «зло».
2) прочитаем материал учебника.
3) составим синквейн по теме.
4) поработаем с пословицами.
5)сделаем выводы.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки добра и зла)
- Реализация построенного проекта
- Работа в группах. Повторяем правила работы в группе.
1 группа: работа со словарём Ожегова (найти и записать понятия добра и зла)
2 группа: работа с учебником (задание 3 стр. 54-55) Распределить слова по двум колонкам: нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень.
Добро | Зло |
3 группа: составить синквейн «Добро»
(Добро. Приятное, тёплое; Лечит, помогает, окрыляет. Добро побеждает зло.
4 группа: составить синквейн «Зло»
(Зло. Колючее, противное; убивает, мешает, разрушает; Зло калечит людям жизнь)
- Выступления групп
- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро), а какой поступок мы называем злым? ( Добрые поступки, те, которые помогают нам жить дружно, уважать друг друга, оказывать помощь, приносить радость. А злые поступки те, которые приносят нам боль, страдание, разочарование, мешают нам счастливо жить).
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Тема добра и зла звучит и в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем.
Физминутка: А теперь мы поиграем в игру: Я буду называть сказочного героя, а вы хлопаете, если герой добрый. И приседаете, если он злой
1 Баба Яга
2доктор Айболит,
3Дюймовочка,
4Змей Горыныч,
5Винни Пух,
6Золотая рыбка,
7Добрая Фея,
8Кощей Бессмертный.
11Пятачок,
12Карлсон
13Бармалей
14Старуха Шапокляк
15Конёк Горбунок
16Карабас Барабас
17Мальвина
9Черепаха Тортилла
10Снежная Королева
а) решить за друга задачу; б) опоздать на неинтересную встречу; в) помочь соседу разобрать задачу; г) забыть о неприятной просьбе.
а) чтобы избежать наказания; б) в надежде на вознаграждение; в) в надежде на похвалу; г) бескорыстно и сознательно.
а) взаимопомощь; б) насилие; в) унижение; г) обман.
а) вражда; б) радость; в) мирное сосуществование; г) дружба. |
- Включение в систему знаний и повторение
1) эксперимент по теме
- Что вы видите? (на белом листе чёрная точка)
- А разве вы не видите этот белый лист бумаги? Белого ведь здесь больше.
- Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
- Задача каждого человека увеличить добро в окружающем мире. Конечно, мы не в состоянии делать добро каждому, живущему на Земле. Но мы в состоянии просто не делать зла…Но это не так то просто, жизнь сочетает в себе добро и зло.
2) Работа с пословицами
- На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость.
Задание для каждой группы: соединить и прочитать пословицы и поговорке по нашей теме:
- Не одежда красит человека, а добрые дела
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
- Добро помни, а зло забывай.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? ( В жизни.)
- Рефлексия учебной деятельности.
- В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье? (ответы детей)
- О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали.
- Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. (Достаю два мешочка).
– Давайте потрогаем оба эти мешочка.
– Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения. (Один мешочек мягкий, тёплый.)
-Мягкий, как что? (Как мягкая игрушка, шарик.)
– Вам было приятно трогать этот мешочек? (да)
– А теперь потрогаем другой мешочек?
– Что же вы почувствовали? (В мешочке что-то острое, его неприятно трогать).
- Какие выводы вы можете сделать? ( Вот так и слова бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.)
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Поэтому я вам предлагаю творческую работу
1) Представьте, что Доброта – это яркое солнышко. Напишите под лучиками те качества, которые включает в себя понятие «доброта».
2) Представьте, что Зло – это темная тучка. Напишите под её капельками те качества, которые включает в себя понятие «зло».
– Молодцы!
Домашнее /Задание: Я оставляю вам дневник доброты. Туда вы должны записать добрые дела за неделю.
- Я хочу завершить наш урок словами прекрасного человека, заслуженного педагога, человека щедрой души и беспокойного сердца. Роза Сергеевна Ахмадишина жила и работала в нашем городе, в нашей школе, писала стихи.. Её многие знают и любят и помнят…
На крутых поворотах судьбы Старайся не вешать нос,
Ведь ясно, что без борьбы Не решить ни один вопрос.
За все в жизни надо платить: Улыбку, радость и смех.
Побольше б добра творить, Чтобы хватило на всех.
Добро отзовется добром, Как гулкое эхо в горах,
Поможет бороться со злом И напрочь забыть о врагах.
И тяжесть с души упадет, А мир станет чище, светлей,
И каждый из нас поймет, Как много хороших людей!
- А теперь попрошу вас раскрасить лепестки цветка, который у вас в группе. Раскрасьте каждый свой лепесток исходя из требований к цветописи настроений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока ОРКСЭ. Тема "Добро и зло"
Разработка плана-конспекта урока по теме "Добро и зло" явилась зачетной работой по этике на курсах ОРКСЭ....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло".
Ознакомить с понятием добро и что входит в понятие добра; с понятием зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас уча...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
Конспект урока ОРКСЭ "Добро и зло" 4 класс
Предметная программа УМК" Школа России", А.Я. ДанилюкЦель урока:- Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия в с...
Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) тема: " Зачем творить добро?"
Конспект урока Основ религиозных культур и светской этики по модулю Основы православной культуры с использованием технологии модерации представлен в виде технологической карты. На уроке обучающи...
Конспект урока ОРКСЭ "В развитии добрых чувств - творение души" 4 класс
Конспект урока ОРКСЭ модуль "Светская этика", 4 класс, тема "В развитии добрых чувств - творение души", автор учебника Шемшурина А.И....
Конспект урока ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и зло"
Урок способствует развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других людей. Способствует формированию основ морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного ...