Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющихоснову религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018 г.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Рабочая программа по курсу «Основы светской этики» для 4-х классов на 2018/2019 учебный год составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобринауки РФ от 06.10.2009 № 373), на основе Примерных программ начального общего образования. В 2 ч. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с. – (Стандарты второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
Нормативно-правовой базой для составления данной рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года»
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. –400с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 (Зарегистрирован в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта «Школа России».
Для учащихся:
- Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018
Для учителя:
1. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018
Общая характеристика предмета
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм.
- Социальная солидарность.
- Гражданственность.
- Семья.
- Труд и творчество.
- Наука.
- Традиционные российские религии.
- Искусство и литература.
- Природа.
- Человечество.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».
Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.
Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные формы организации образовательного процесса по ОРКСЭ:
- традиционный урок;
- урок – исследование;
- практические занятия;
- фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часа в год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные УУД:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д. Осознание важности познания нового.
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета, курса
Введение. 2 часа. Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика общения. 4 часа. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Представление проектов по теме.
Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и не сплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
Этика – наука о нравственной жизни человека | 1 | |
Этика общения | 4 | |
Добрым жить на белом свете веселей | 1 | |
Правила общения для всех | 1 | |
От добрых правил- добрые слова и поступки | 1 | |
Каждый интересен | 1 | |
Этикет | 4 | |
Премудрости этикета | 1 | |
Красота этикета | 1 | |
Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 | |
Чистый ручеёк нашей речи. | 1 | |
Этика человеческих отношений | 4 | |
В развитии добрых чувств- творение души. | 1 | |
Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 1 | |
Чувство Родины. | 1 | |
Жизнь протекает среди людей. | 1 | |
Этика отношений в коллективе. | 4 | |
Чтобы быть коллективом | 1 | |
Коллектив начинается с меня. | 1 | |
Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты. | 1 | |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 | |
Простые нравственные истины | 4 | |
Жизнь священна | 1 | |
Человек рождён для добра. | 1 | |
Милосердие – закон жизни. | 1 | |
Жить во благо себе и другим. | 1 | |
Душа обязана трудиться. | 4 | |
Следовать нравственной установке. | 1 | |
Достойно жить среди людей. | 1 | |
Уметь понять и простить. | 1 | |
Простая этика поступков. | 1 | |
Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 | |
Общение и источники преодоления обид. | 1 | |
Ростки нравственного опыта поведения. | 1 | |
Доброте сопутствует терпение. | 1 | |
Действия с приставкой «со». | 1 | |
Судьба и Родина едины. | 4 | |
С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 1 | |
Человек – чело века. | 1 | |
Слово, обращённое к себе. | 1 | |
Обобщающий урок по курсу. Творческая мастерская. | 1 | |
Всего часов: | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учащихся:
- Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики.4 класс»-М.:Просвещение, 2018
- Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018
Для учителя:
- Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4 класс». - М.: Просвещение, 2018
- Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018
Список дополнительной литературы
- Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.
- Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.
- Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
- Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
- Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.
- Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.
- Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
- Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
- Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.
Этика: словарь изречений
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
знать/понимать:
- общие этические понятия на разных языках России;
- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;
- «Золотое правило нравственности»;
- ценные качества человеческой души;
- ценности рода и семьи;
- светские правила;
- как появилась семья;
- семейные традиции;
- правила поведения в школе;
- права и обязанности школьника;
- правила дружбы;
- понятие: этикет;
- сокровища нравственности;
- роли в семье;
- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
уметь:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- строить отношения между людьми в школе;
- жить по законам чести;
- держать слово;
- иметь силу воли;
- строить отношения в семье;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- любить страну, Родину и Отечество.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата | Тема урока | Стандарты содержание | Ожидаемые результаты | ||||
По плану | коррекция | метапредметные | предметные | личностные | ||||
1 | 10.09 С 4-7 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | Основные определения понятий этики и вежливости. Чтение поучительных сказок о вежливости. | Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; | Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | ||
2 | 17.09 С 10-15 | Добрым жить на свете веселей. | Знакомство с понятиями «добро», «стремление к добру». Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Знакомство с примерами проявления доброты, чуткости, деликатности, высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Научиться первоначальным представлениям представлениям о светской этике. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. | ||
3 | 24.09 С 16-19 | Правила общения для всех. | ||||||
4 | 01.10 С 20-23 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | ||||||
5 | 08.10 С 24-28 | Каждый интересен. | ||||||
6 | 15.10 С 30-33 | Премудрости этикета | Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. | Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. Формулировать собственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Понять премудрости этикета, соотносить свои поступки с ними. | Воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость | ||
7 | 22.10 С 34-37 | Красота этикета | Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | ||||
8 | 12.11 С38-41 | Простые школьные и домашние правила этикета. | Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. Развивать добрые чувства в душе. Увидеть связь природы и человека. Строить сообщения в устной и письменной форме. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | |||
9 | 19.11 С 42-46 | Чистый ручеёк нашей речи. | Анализ текста, выделение в нём главного и формулирование своими словами. Толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | ||||
10 | 26.11 С 48-51 | В развитии добрых чувств- творение души. | Выбор способов достижения цели, проверка и корректировка их. Составление разных виды планов; следование плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Формулировка смыслового содержания иллюстраций, связка графического и текстового представления информации. Открытие значений этических понятий, объяснение их смысла своими словами. | Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. Развивать добрые чувства в душе. Увидеть связь природы и человека. Строить сообщения в устной и письменной форме. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | ||
11 | 03.12 С 52-55 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | ||||||
12 | 10.12 С56-59 | Чувство Родины. | ||||||
13 | 17.12 С 60-62 | Жизнь протекает среди людей. | ||||||
14 | 24.12 С 64-67 | Чтобы быть коллективом | Понятие «коллектив». Отношения в коллективе. Понятие уважения и чуткости к каждому члену коллектива. Коллективизм, его составляющие ценностные черты. Бескорыстное поведение. Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. Мораль и жизнь в обществе. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитывать вежливость, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость | Формирование ценностей коллективизма; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | ||
15 | 14.01 С 68-69 | Коллектив начинается с меня. | ||||||
16 | 21.01 С 70-74 | Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты. | ||||||
17 | 28.01 С 76- 80 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | ||||||
18 | 04.02 С 82-85 | Жизнь священна | Материальные и духовные потребности человека.Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи. Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь, достоинство, тактичность, милосердие, справедливость. Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. | Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Развивать добрые чувства в отношениях с человеком, с природой. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Воспитывать внимание, понимание, сострадание, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | ||
19 | 11.02 С 86-89 | Человек рождён для добра. | ||||||
20 | 18.02 С 90-93 | Милосердие – закон жизни. | ||||||
21 | 25.02 С 94-98 | Жить во благо себе и другим. | ||||||
22 | 04.03 С 100-103 | Следовать нравственной установке. | Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали. Гуманизм – важнейший этический признак. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Нравственные идеалы. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; Учиться первоначальным представлениям о светской этике. Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. | Оценивать свои и жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «родина», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», понимать позицию другого. | ||
23 | 11.03 С 104-109 | Достойно жить среди людей. | ||||||
24 | 18.03 С 110-115 | Уметь понять и простить. | ||||||
25 | 1.04 С 116-120 | Простая этика поступков. | ||||||
26 | 8.04 С 122-125 | Общение и источники преодоления обид. | Понятия доброжелательность, чувство юмора, терпимость к недостаткам. Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия, сочувствие. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Моральные обязанности человека в обществе. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Уметь вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с моральными и нравственными нормами, делать выводы. Оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им. | Формирование моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение . Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | ||
27 | 15.04 С 126-129 | Ростки нравственного опыта поведения. | ||||||
28 | 22.04 С 130-133 | Доброте сопутствует терпение. | ||||||
29 | 29.04 С 134-138 | Действия с приставкой «со». | Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. | |||||
30 | 06.05 С 140-149 | С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин. | Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист. Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Служение на благо Отечества. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию. Презентации творческих проектов | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; Понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи. понимать и принимать значение морально- ответственного поведения в жизни человека и общества. понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни. Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны. Воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей российского государства и общечеловеческих норм этики. | ||
31 | 13.05 С150-153 | Человек – чело века. | ||||||
32 | 20.05 С 154-155 | Слово, обращённое к себе. | ||||||
33 | 27.05 | Обобщающий урок по курсу. Творческая мастерская. | Подведение итогов. Презентация творческих работ. |
Практическая часть программы
Раздел | Практические | Творческие | Диагностические | Проекты |
Вводный урок | 1 | |||
«Этика общения» | 2 | 2 | ||
«Этикет» | 2 | 3 | ||
«Этика человеческих отношений» | 1 | 4 | ||
«Этика отношений в коллективе» | 2 | 3 | 1 | 1 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи… | 1 | |||
«Простые и нравственные истины» | 1 | 2 | 1 | |
«Душа обязана трудиться» | 1 | 3 | ||
«Посеешь поступок – пожнёшь характер» | 2 | 3 | ||
«Судьба и Родина едины» | 2 | 4 | 1 | |
Всего часов | 13 | 26 | 1 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса
Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика ,автор учебника " Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики" М.Т.Студеникин ,на 2013-2014 учебный г...
Рабочая программа по учебному курсу "ОРКСЭ" в 4 классе
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, а также на основе Программы общеобразовательных учреждени...
Рабочие программы 1-4 класс ОРКСЭ
Рабочая программа 4 класс. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Светская этика"...
Рабочая программа по ОПК (модуль ОРКСЭ) для 4 класса
В данном файле находится рабочая программа по ОПК для 4 класса, расчитана на 35 учебных недель....
Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ОРКСэ 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с:- приказом Министерства образования и нау...
Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс
К учебнику А.В.Кураева "Основы православной культуры" 4-5 классы...
- Мне нравится (1)