Урок ОРКСЭ "Исламская религия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект открытого урока по предмету ОРКСЭ " Исламская религия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_islamskaya_religiya.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
основ религиозных культур и светской этики
Модуль: Основы мировых религиозных культур.
4 класс
«Исламская религия»
Подготовила
Шайхуллина Зульфия Анасовна
учитель начальных классов
2020 год
Урок-обобщение
Цель: Обобщить изученный материал по основам исламской культуры.
Совершенствовать знания учащихся об истории появления, основах ислама и
об обязанностях мусульман.
Воспитывать нравственность, любовь и уважение к ближнему и людям другой веры, другой национальности.
Планируемые результаты.
- Личностные результаты:
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
- Метапредметные результаты:
умение информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать собеседника, вести диалог.
- Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о культуре и религии, влиянии религии на культуру разных народов.
Виды и формы деятельности учащихся:
- учебный диалог;
- презентации по темам.
Средства наглядности:
- слайды «Основы исламской культуры»,
-учебник
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Ас-салямуалайкум ва- рахмату-Ллахи ва-баракатух (араб.- Мир вам и милость Божья и Его благословение).
- Скажите, пожалуйста, почему сегодня я вас так поприветствовала?
.(Так друг друга приветствовали мусульмане.)
- Совершенно верно, ребята. Это приветствие с пожеланиями мира и добра- Ассалям малейкум!
Так мусульмане всего мира приветствуют друг друга, при встрече пожимают руки и желают мира и добра.
Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте добра друг другу, поприветствуйте всех доброй улыбкой.
2.Вступительная беседа учителя по теме урока
! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Практически на всех предыдущих уроках в основном рассказывала я и показывала различные презентации. Сегодня урок повторения и обобщения. Вы должны будете показать свои знания по предмету, умение думать и рассуждать.
3. Повторение изученного материала:
-Мы живем в замечательной стране – Россия. Россию мы любовно называем Родиной, потому что мы в ней родились. Наша страна многонациональная страна. Наша школа тоже многонациональная, в ней обучаются дети разных национальностей. У каждой из них свои обычаи, традиции, своя религия, но основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. С 4 класса вы начали изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», а именно «Основы мировых религиозных культур».
- Чтобы показать немного из того, о чём мы узнали, давайте заполним таблицу на доске. - Что за названия вы видите в таблице? (названия мировых религий) - А почему эти религии называются мировыми? (верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам) - Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам.(на доске на карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама). - Давайте посмотрим, что у нас получилось. -Названия чего мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг) - А во второй? (хранители мировых религий) - А что это за названия? (священных сооружений) -Молодцы!
-А сейчас Мы с вами разгадаем Кроссворд:
А)Кроссворд:
1. Особая форма понимания мира…(Религия)
2. Как называют последователей Ислама? (Мусульмане)
3.Хранитель традиций, знаток и служитель мусульманского культа?(Мулла)
4.Основатель религии Мусульман.(Мухаммад)
5.Священное сооружение Мусульман.(Мечеть)
-Какое ключевое слово получилось? (Ислам)
-О какой религии мы с вами будем говорить? (Об Исламе)
4.Обобщение знаний учащихся.( Каждая презентация сопровождается показом слайдов).
На прошлом уроке вы разделились на 4 группы и получили задание – подготовить презентацию по разделу «Ислам» .
1 группа презентация по теме: « История возникновения ислама. Пророк Мухаммад – основатель ислама».
1-й ученик.
Ислам – это мировая религия. Самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуострове. Слово «ислам» в переводе с арабского языка означает «мир и покорность Богу». Людей принявших ислам называют мусульманами, то есть «покорными Богу». Бога в исламе называют Аллахом. На земном шаре проживает почти 1 миллиард 500миллионов людей, которые проповедуют ислам.
Главная священная книга мусульман Коран. Как сказано в Коране, Аллах избрал лучших из людей своими посланниками к людям, чтобы они несли учение истины и веры. Последним посланником стал Мухаммад, с которого началось история ислама. Основателем ислама считается пророк Мухаммад. Пророк – это человек удостоивший беседы с Аллахом и получивший задание открыть его волю людям.
2-й ученик.
Давным - давно в 571 году в Мекке родился мальчик. Дед назвал его Мухаммадом. Ему предстояло стать посланником Аллаха, пророком. Но как у всякого человека у него были родители. Он любим, и был любим, как и все, радовался и огорчался. Его отец Абдуллах умер ещё до рождения сына, а мамы Амины не стало, когда ему было шесть лет.
Мухаммад часто задумывался над тем, как устроен мир, каким должен быть человек в этом мире. Ему не давало покоя то, что в жизни было много несправедливости и обмана. Неравенство среди людей приводило к тому, что одни владели всем, а другим доставались жалкие крохи.
Все чаще Мухаммад стал прибегать к уединению. Порой, взяв с собой запасы воды и пищи, он отправлялся в пещеру, неподалеку от Мекки и там, в размышлениях, проводил несколько дней. И вот когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, в его жизни произошло важнейшее событие. В месяц рамадан к нему явился Ангел Джибрил, он дал понять Мухаммаду что он – посланник Аллаха. Мухаммад был потрясен случившимся и испуган. Но скоро страх покинул сердце Мухаммада. Он веровал в единого Бога – Аллаха. К этой вере стал призывать своих родных и близких. Так возникло новое религиозное учение – ислам.
Уже в детстве Мухаммад отличался от остальных детей. Перед ним склонялись ветви деревьев, а небесное облачко всегда охраняло его от жгучего аравийского солнца. Мухаммад отличался от других детей природным умом, ответственно относился к любому делу, которое ему поручали.
Повзрослев, Мухаммад стал за небольшую плату пасти стада, которыми владели богатые жители Мекки. Он нанимался погонщиком верблюдов, водил в дальний путь караваны, выполнял торговые поручения купцов. Мухаммад рос и мужал. Он не боялся никакой работы, всегда был честен, справедлив и порядочен. За это люд прозвали его Верный.
2 группа - презентация по теме: « Чудесные путешествия пророка».
Мекка - это родина пророка Мухаммада и именно отсюда началось чудесное путешествие. Здесь, у Каабы, Пророка ждало удивительное животное,
Ал – Бурак, на котором он вместе с ангелом Джибрилом отправился в путь.
Современная Мекка – это крупный город в Саудовской Аравии, центр исламского мира, место паломничества мусульман. В Мекке находится комплекс мечети Харам, возведенный вокруг древнего святилища Каабы.
Гора Синай на Синайском полуострове – священное место не только для мусульман, но и для иудеев и христиан. На горе Синай пророк Мухаммад молился во время своего чудесного путешествия.
Гора Синай находится на территории современного Египта. На вершине горы расположены небольшая мечеть и православный храм.
На Храмовой горе в Иерусалиме Мухаммад встретился с другими пророками и отсюда он взошел на небо по лестнице, освещенной неземным светом
Современный Иерусалим находится на территории Израиля. Это город пересечения трех культур: исламской, христианской и иудейской. На этом месте, где молился пророк Мухаммад, воздвигнута мечеть Купол. Для мусульман это третья по посещаемости святыня после Каабы в Мекке и Мечети Пророка в Медине.
3 группа - презентация по теме: «Коран и Сунна».
Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 144 сур, или глав, а каждая сура состоит из 6236 аятов, или стихов.
Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно – этнических норм и права. Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования.
Коран учит отличать добро от зла, верный путь от заблуждения.
Коран вдохновляет человека на праведные поступки и помогает ему возлюбить ближнего и стать счастливым.
В Коране нет лишнего и случайного.
Сунна – второй источник ислама. Она состоит из многочисленных рассказов (хадисов). Это высказывания Пророка Мухаммада, а также рассказы о его поступках, характере, внешности и поведении. Сунна Пророка дошла до нас в виде особых рассказов – хадисов.
- Физминутка
(релаксация).
4 группа - презентация по теме: «Обязанности мусульман. Пять столпов ислама».
Первая обязанность – признание единого Бога – шахада. Мусульмане говорят: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Его». Это изречение в виде шамаили – настенного панно, с изречениями из Корана – можно встретить в каждом мусульманском доме.
Вторая обязанность – намаз – ежедневная молитва. Во время молитвы мусульмане отвлекаются от суеты, полностью посвящая себя Аллаху. Считается, что молитва сближает и примеряет людей, воспитывает в них терпение. Намаз успокаивает человека, усиливает его разум, бодрит тело и отгоняет лень
Мусульмане совершают намаз пять раз в день: на рассвете, в полдень, перед наступлением сумерек, на закате, и перед наступлением ночи. Мусульмане считают, что несоблюдение молитвы – это признак слабости и безволия.
Перед молитвой верующие должны совершить внешнее очищение – тела и одежды - водой и внутреннее очищение, то есть покаяться. Нужно чётко соблюдать время, отведённое на каждый из пяти намазов. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.
Третья обязанность мусульманина – пост в месяц Рамадан.
Мусульмане считают, что в это время им был ниспослан Коран. В течение месяца они не должны принимать пищу и питьё от рассвета до заката. Отказ от еды не единственный запрет. Нельзя совершать плохих поступков, сквернословить, плохо думать об окружающих. После заката солнца мусульмане разговляются – принимают пищу. Обычно они каждый вечер ходят в гости. Читают Коран и желают друг другу всего самого доброго.
Пост приучает мусульман к обязательности, даёт им почувствовать, как ощущают себя голодающие люди, которым нечего есть, приучает претерпевать трудности и лишения.
Четвёртая обязанность мусульманина – закят, так в исламе называются милостыня нуждающимся. Обеспеченные мусульмане поддерживают бедных и немощных единоверцев. Об этом говорится в Коране. Результатом выплаты закята становится: очищение души от жадности, увеличение благодати в остальном имуществе человека, помощь мусульманам в их нуждах, появление любви и братства между ними, избавление от эгоизма и неумеренности, освобождение сердец от зависти.
Пятая обязанность мусульманина – хадж, то есть паломничество в Мекку, город, в котором родился пророк Мухаммед, и Медину, где находится могила пророка. Эти города расположены в Саудовской Аравии. Туда каждый год приезжают миллионы мусульман. Облачённые в белые одежды, они совершают особые обряды очищения. Побывавший в Мекке мусульманин называется хаджи. Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.
5 группа - презентация по теме: «Мечети. Хиджра»
Мечеть – мусульманское культовое здание, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Слово «мечеть» означает «место, где совершаются земные поклоны». Таким образом, мечеть– особо священное место для молитв.
Архитектура мечети не везде одна и та же, однако, обыкновенно при них находятся тонкие башни (минареты), с вершины которых муэдзин громким голосом возвещает часы молитвы специальным призывом –азаном.
Убранство в мусульманской мечети сильно отличается от христианской церкви. Ислам запрещает использовать изображения Аллаха и пророков. Поскольку молитва совершается в коленопреклонённой позе, то пол мечети покрыт коврами. Противоположная от входа стена мечети направлена в сторону Мекки.
В исламском мире имеются три главные мечети: ал-Масджит ал-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, Куббат ас-Сахра в Иерусалиме.
Пятница – день отдыха мусульман имеет такое же для них значение как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения.
Хиджра – так называется переселение пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в Ясриб. Это важное для истории ислама событие произошло в сентябре 622 года. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчёт времени по-новому. Первый год хиджры, начавшийся в пятницу 16 июля 622 года, стал первым годом мусульманского летоисчисления. 12 месяцев образуют лунный год (354 дня), каждый третий год – високосный (355 дней). Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, то все мусульманские праздничные даты каждый год смещаются.
6. Итог урока:
- Дорогие ребята! У нас в гостях сегодня хазрат Вазир нашей сельской мечети. Он нам расскажет о мечети нашего села.
(Рассказ о мечеть «Мухлис»)
Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше, чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.
Нас всех объединяет любовь к своей семье, к близким людям, к Родине.
Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других.
Отечество – это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: оказание посильной помощи родителям, соблюдение чистоты и порядка в классной комнате и т.д.
В нашей стране живут люди, которые говорят на разных языках, внешне все разные, знают и бережно хранят разные традиции. И все вместе составляют одну дружную семью народов России. Так давайте будем жить дружно, беречь своих родных и близких.
- Спасибо за урок.
Оцените работу одноклассников, содержание и доступность их ответов.
Приложение 1
На карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама.
На доске:
Священные книги | Хранители мировых религий | Священные сооружения |
Священные книги | Хранители мировых религий | Священные сооружения |
Библия | священник | Храм |
Типитака | лама | Пагода |
Тора | раввин | Синагога |
Коран | имам | Мечеть |
Приложение 2
Кроссворд
р | е | л | и | г | и | я | |||
м | у | с | у | л | ь | м | а | н | |
м | у | л | л | а | |||||
м | у | х | а | м | м | а | д | ||
м | е | ч | е | т | ь |
Приложение 5
Оцени работу одноклассников, содержание и доступность их ответов.
Ребята отвечали хорошо, и я всё понял(а) ( + ) | Ребята отвечали недостаточно хорошо, я не всё понял(а), у меня появились вопросы. ( ? ) | Ребята отвечали недостаточно хорошо, поэтому я ничего не поняла(а) ( - ) | |
1 группа | |||
2 группа | |||
3 группа | |||
4 группа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК 2 "РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА"
методическая разработка урока №2 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...
урок+презентация "Религия и культура"
Урок и презентация "Религия и культура" к уроку №2 ОРКиСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».
Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....
Презентация к уроку ОРКСЭ: Религия и мораль
Презентация к уроку ОРКСЭ....
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...
Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"
Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"...
- Мне нравится (1)