Урок ОРКСЭ "Исламская религия"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шайхуллина Зульфия Анасовна

Конспект открытого урока по предмету ОРКСЭ " Исламская религия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_islamskaya_religiya.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

основ религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы мировых религиозных культур.
4 класс

«Исламская религия»

Подготовила

 Шайхуллина Зульфия Анасовна

учитель начальных классов

                                                  2020 год

Урок-обобщение

Цель: Обобщить изученный материал по основам исламской культуры. 
Совершенствовать знания учащихся об истории появления, основах ислама и 
об обязанностях мусульман.

Воспитывать нравственность, любовь и уважение к ближнему и людям другой веры, другой национальности.

       Планируемые результаты.

  1. Личностные результаты:

  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

  1. Метапредметные результаты:

 умение  информационный поиск для выполнения учебных заданий;                       готовность слушать собеседника, вести диалог.

  1. Предметные результаты:

 Формирование первоначальных представлений о культуре и религии, влиянии религии на культуру разных народов.

Виды и формы деятельности учащихся:

- учебный диалог;
- презентации по темам.

Средства наглядности: 
- слайды «Основы исламской культуры»,
-учебник

                                   

                                                    Ход урока

1.Организационный момент
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Ас-салямуалайкум ва- рахмату-Ллахи ва-баракатух (араб.- Мир вам и милость Божья и Его благословение).

- Скажите, пожалуйста, почему сегодня я вас так поприветствовала?

.(Так друг друга приветствовали мусульмане.)

- Совершенно верно, ребята. Это приветствие с пожеланиями мира и добра- Ассалям малейкум!

Так мусульмане всего мира приветствуют друг друга, при встрече пожимают руки и желают мира и добра.

Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте добра друг другу, поприветствуйте всех доброй улыбкой.
    2.Вступительная беседа учителя по теме урока

! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Практически на всех предыдущих уроках в основном рассказывала я и показывала различные презентации. Сегодня урок повторения и обобщения. Вы должны будете показать свои знания по предмету, умение думать и рассуждать.

 3. Повторение изученного материала:

     -Мы живем в замечательной стране – Россия. Россию мы любовно называем Родиной, потому что мы в ней родились. Наша страна многонациональная страна. Наша школа тоже многонациональная, в ней обучаются дети разных национальностей. У каждой из них свои обычаи, традиции, своя религия, но основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. С 4 класса вы начали изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», а именно «Основы мировых  религиозных культур».

- Чтобы показать немного из того, о чём мы узнали, давайте заполним таблицу на доске.                                                                                                                                                                   - Что за названия вы видите в таблице? (названия мировых религий)                               - А почему эти религии называются мировыми? (верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам)                                                           - Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам.(на доске на карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама).                       - Давайте посмотрим, что у нас получилось.                                                                                 -Названия чего мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг)                            - А во второй? (хранители мировых религий)                                                                         - А что это за названия? (священных сооружений)                                                                    -Молодцы!

-А сейчас Мы с вами разгадаем Кроссворд:

А)Кроссворд:

1. Особая форма понимания мира…(Религия)

2. Как называют последователей Ислама? (Мусульмане)

3.Хранитель традиций, знаток и служитель мусульманского культа?(Мулла)

4.Основатель религии Мусульман.(Мухаммад)

5.Священное сооружение Мусульман.(Мечеть)

-Какое ключевое слово получилось? (Ислам)

-О какой религии мы с вами будем говорить? (Об Исламе)


4.Обобщение знаний учащихся.( Каждая презентация сопровождается показом слайдов). 
     На прошлом уроке вы разделились на 4 группы и получили задание – подготовить презентацию по разделу «Ислам» .

       1 группа презентация по теме:  « История возникновения ислама. Пророк Мухаммад – основатель ислама». 

1-й ученик. 

      Ислам – это мировая религия. Самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуострове. Слово «ислам» в переводе с арабского языка означает «мир и покорность Богу». Людей принявших ислам называют мусульманами, то есть «покорными Богу». Бога в исламе называют Аллахом. На земном шаре проживает почти 1 миллиард 500миллионов людей, которые проповедуют ислам.

      Главная священная книга мусульман Коран. Как сказано в Коране, Аллах избрал лучших из людей своими посланниками к людям, чтобы они несли учение истины и веры. Последним посланником стал Мухаммад, с которого началось история ислама. Основателем ислама считается пророк Мухаммад. Пророк – это человек удостоивший беседы с Аллахом и получивший задание открыть его волю людям.

2-й ученик.

       Давным - давно в 571 году в Мекке родился мальчик. Дед назвал его Мухаммадом. Ему предстояло стать посланником Аллаха, пророком. Но как у всякого человека у него были родители. Он любим, и был любим, как и все, радовался и огорчался. Его отец Абдуллах умер ещё до рождения сына, а мамы Амины не стало, когда ему было шесть лет.

   Мухаммад часто задумывался над тем, как устроен мир, каким должен быть человек в этом мире. Ему не давало покоя то, что в жизни было много несправедливости и обмана. Неравенство среди людей приводило к тому, что одни владели всем, а другим доставались жалкие крохи.

      Все чаще Мухаммад стал прибегать к уединению. Порой, взяв с собой запасы воды и пищи, он отправлялся в пещеру, неподалеку от Мекки и там, в размышлениях, проводил несколько дней. И вот когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, в его жизни произошло важнейшее событие. В месяц рамадан к нему явился Ангел Джибрил, он дал понять Мухаммаду что он – посланник Аллаха. Мухаммад был потрясен случившимся и испуган. Но скоро страх покинул сердце Мухаммада. Он веровал в единого Бога – Аллаха. К этой вере стал призывать своих родных и близких. Так возникло новое религиозное учение – ислам.

   Уже в детстве Мухаммад отличался от остальных детей. Перед ним склонялись ветви деревьев, а небесное облачко всегда охраняло его от жгучего аравийского солнца. Мухаммад отличался от других детей природным умом, ответственно относился к любому делу, которое ему поручали.

Повзрослев, Мухаммад стал за небольшую плату пасти стада, которыми владели богатые жители Мекки. Он нанимался погонщиком верблюдов, водил в дальний путь караваны, выполнял торговые поручения купцов. Мухаммад рос и мужал. Он не боялся никакой работы, всегда был честен, справедлив и порядочен. За это люд прозвали его Верный. 

   
2 группа - презентация по теме: « Чудесные путешествия пророка». 
     

     Мекка - это родина пророка Мухаммада и именно отсюда началось чудесное путешествие. Здесь, у Каабы, Пророка ждало удивительное животное, 
Ал – Бурак, на котором он вместе с ангелом Джибрилом отправился в путь.

Современная Мекка – это крупный город в Саудовской Аравии, центр исламского мира, место паломничества мусульман. В Мекке находится комплекс мечети Харам, возведенный вокруг древнего святилища Каабы.

   Гора Синай на Синайском полуострове – священное место не только для мусульман, но и для иудеев и христиан. На горе Синай  пророк Мухаммад молился во время своего чудесного путешествия.

   Гора Синай находится на территории современного Египта. На вершине горы расположены небольшая мечеть и православный храм.

     На Храмовой горе в Иерусалиме Мухаммад встретился с другими пророками и отсюда он взошел на небо по лестнице, освещенной неземным светом

Современный Иерусалим находится на территории Израиля. Это город пересечения трех культур: исламской, христианской и иудейской. На этом месте, где молился пророк Мухаммад, воздвигнута мечеть Купол. Для мусульман это третья по посещаемости святыня после Каабы в Мекке и Мечети Пророка в Медине.

 3 группа - презентация по теме: «Коран и Сунна». 

  Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 144 сур, или глав, а каждая сура состоит из 6236 аятов, или стихов.

       Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно – этнических норм и права. Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования.

      Коран учит отличать добро от зла, верный путь от заблуждения.

     Коран вдохновляет человека на праведные поступки и помогает ему возлюбить ближнего и стать счастливым.

В Коране нет лишнего и случайного.

      Сунна – второй источник ислама. Она состоит из многочисленных рассказов (хадисов). Это высказывания Пророка Мухаммада, а также рассказы о его поступках, характере, внешности и поведении. Сунна Пророка дошла до нас в виде особых рассказов – хадисов.

  1. Физминутка 

     (релаксация).

 4 группа - презентация по теме: «Обязанности мусульман. Пять столпов ислама». 
Первая  обязанность – признание единого Бога – шахада. Мусульмане говорят: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Его». Это изречение в виде шамаили – настенного панно, с изречениями из Корана – можно встретить в каждом мусульманском доме.

       

Вторая  обязанность – намаз – ежедневная молитва. Во время молитвы мусульмане отвлекаются от суеты, полностью посвящая себя Аллаху. Считается, что молитва сближает и примеряет людей, воспитывает в них терпение. Намаз   успокаивает человека, усиливает его разум, бодрит тело и отгоняет лень

       Мусульмане  совершают намаз пять раз в день: на рассвете, в полдень, перед наступлением сумерек, на закате, и перед наступлением  ночи. Мусульмане считают, что несоблюдение молитвы – это признак слабости и безволия.

        Перед молитвой верующие должны совершить внешнее  очищение – тела и одежды - водой  и внутреннее очищение, то есть покаяться. Нужно чётко соблюдать время, отведённое на каждый из пяти намазов. Пятница  является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.

Третья обязанность мусульманина – пост в месяц Рамадан.

 Мусульмане считают, что в это время им был ниспослан Коран. В течение месяца они не должны принимать пищу и питьё от рассвета до заката. Отказ от еды не единственный запрет. Нельзя совершать плохих поступков, сквернословить, плохо думать об окружающих. После заката солнца мусульмане разговляются – принимают пищу. Обычно они каждый вечер ходят в гости. Читают Коран и желают друг другу всего самого доброго.

Пост приучает мусульман к обязательности, даёт им почувствовать, как ощущают себя голодающие люди, которым нечего есть, приучает претерпевать трудности и лишения.

Четвёртая обязанность мусульманина – закят, так в исламе называются  милостыня нуждающимся. Обеспеченные  мусульмане поддерживают бедных и немощных единоверцев. Об этом говорится в Коране. Результатом выплаты закята становится: очищение души от жадности, увеличение благодати в остальном имуществе человека, помощь мусульманам в их нуждах, появление любви и братства между ними, избавление от эгоизма и неумеренности, освобождение сердец от зависти.

Пятая обязанность мусульманина – хадж, то есть паломничество в Мекку, город, в котором родился пророк Мухаммед, и Медину, где находится могила пророка. Эти города расположены в Саудовской Аравии. Туда каждый год приезжают миллионы мусульман. Облачённые в белые одежды, они совершают особые обряды очищения. Побывавший в Мекке мусульманин называется хаджи. Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.

 5 группа - презентация по теме: «Мечети. Хиджра»

    Мечеть – мусульманское культовое здание, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Слово «мечеть» означает «место, где совершаются земные поклоны». Таким образом, мечеть– особо священное место для молитв.

Архитектура мечети не везде одна и та же, однако, обыкновенно при них находятся тонкие башни (минареты), с вершины которых муэдзин громким голосом возвещает часы молитвы специальным призывом –азаном.

Убранство в мусульманской мечети сильно отличается от христианской церкви. Ислам запрещает использовать изображения Аллаха и пророков. Поскольку молитва совершается в коленопреклонённой позе, то пол мечети покрыт коврами. Противоположная от входа стена мечети направлена в сторону Мекки.

В исламском мире имеются три главные мечети: ал-Масджит ал-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. 

Пятница – день отдыха мусульман имеет такое же для них значение как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения.

    Хиджра – так называется переселение пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в Ясриб. Это важное для истории ислама событие произошло в сентябре 622 года. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчёт времени по-новому. Первый год хиджры, начавшийся в пятницу 16 июля 622 года, стал первым годом мусульманского летоисчисления. 12 месяцев образуют лунный год (354 дня), каждый третий год – високосный (355 дней). Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, то все мусульманские праздничные даты каждый год смещаются.


6. Итог урока: 

     - Дорогие ребята!  У нас в гостях сегодня  хазрат Вазир  нашей сельской мечети.  Он нам расскажет о мечети нашего села.

    (Рассказ о мечеть «Мухлис»)

        Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше, чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

     Нас всех объединяет любовь к своей семье, к близким людям, к Родине.
Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других.

    Отечество – это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: оказание посильной помощи родителям, соблюдение чистоты и порядка в классной комнате и т.д. 

В нашей стране живут люди, которые говорят на разных языках, внешне все разные, знают и бережно хранят разные традиции. И все вместе составляют одну дружную семью народов России. Так давайте будем жить дружно, беречь своих родных и близких. 
- Спасибо за урок.

Оцените работу одноклассников, содержание и доступность их ответов.

                                                                                                              Приложение 1

На карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама.    

На доске:

Священные книги

Хранители мировых религий

Священные сооружения

               

   

Священные книги

Хранители мировых религий

Священные сооружения

Библия

священник

Храм

Типитака

лама

Пагода

Тора

раввин

Синагога

Коран

имам

Мечеть

                 

                                                                                                                   Приложение 2

Кроссворд

р

е

л

и

г

и

я

м

у

с

у

л

ь

м

а

н

м

у

л

л

а

м

у

х

а

м

м

а

д

м

е

ч

е

т

ь

Приложение 5

Оцени работу одноклассников, содержание и доступность их ответов.

Ребята отвечали хорошо, и

я всё понял(а)

( + )

Ребята отвечали недостаточно хорошо,

я не всё понял(а), у меня появились вопросы.

( ? )

Ребята отвечали недостаточно хорошо, поэтому

 я ничего не поняла(а)

( - )

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 2 "РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА"

методическая разработка урока №2 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

урок+презентация "Религия и культура"

Урок и презентация "Религия и культура" к  уроку №2 ОРКиСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"

Конспект урока ОРКСЭ "Религия и мораль"...