Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Вавшко Галина Михайловна

Зачем творить добро

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vavshko_g.m.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Вавшко Г.М.   
Предмет:  Основы православной культуры
Класс:  4
Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема

 Зачем творить добро

Цель

формирование понимания того, что творить добро – духовная радость

Задачи

Образовательные: познакомить с этимологией изучаемых понятий с позиций православия; узнать о двух христианских особенностях совершения добрых дел: по благодарности за подвиг Иисуса Христа, по стремлению подражать (уподобиться) Его подвигу

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному воспитанию.
Воспитательные: - воспитывать доброту, любовь к ближнему, милосердие, чувство сопереживания, толерантность, осознанное отношение к выбору поступка.

УУД

Личностные УУД: - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

 Регулятивные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 Коммуникативные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Познавательные УУД: - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Планируемые результаты

- предметные: знать  этические и нравственные нормы  и традиции православия,  их значение в жизни людей.

- личностные:  развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Технологии, методы

 Наглядно-иллюстративный метод, словесный метод ,  фронтальный опрос; репродуктивный;
- частично поисковый, практический метод

Формы деятельности

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге.

Средства обучения

 учебник «Основы православной культуры», автор Кураев А.В., издательство «Просвещение», 2013 г, рабочие тетради, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал.

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

Презентация к уроку, аудиозапись песни «Твори добро», электронный словарь.

Интернет-ресурсы:

http://svetoch-opk.ru/  http://azbyka.ru/http:// 

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp   

http://wiki.iteach.ru/

http://foma.ru/ucheniki-apostol-petr.html

 

Этапы урока

Задачи

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

презентация

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: – Доброе утро! 
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера. (Слайд) 

-Я надеюсь. Что добро и радость общения будут сегодня на нашем уроке.

Обучающие настраиваются на работу

Самоопределение

Формирование интереса (мотивации) к учению.

2

Актуализация знаний 

Подведение обучающихся к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме.

презентация

Вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. (Слайд)

Бог дал нам внутренний нравственный закон – заповеди. Укажите таблички, на которых написаны заповеди.(Слайд)

-Скажите, ребята, зачем Господь завещал людям 10 заповедей. Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе.

Послушайте притчу. (Слайд-притча о двух волках)

Проверка восприятия прослушанного текста. Что олицетворяли в притче белый  и черный волк? 

- Какую жизненную истину открыл  дед своему внуку? 

Каким человеком вы бы хотели видеть себя?

Что нужно для этого делать?

Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем рассуждать на уроке? Мы постараемся найти ответ на вопрос «Зачем творить добро?»(Слайд)

Находят таблички, работают у интерактивной доски.

Ответы детей. Они учат отличать добро от зла

Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
приближает его к Богу.

-Если люди не соблюдают заповеди, то их жизнь нарушается.

Диалог.

Ответы и рассуждения детей по притче. Что победит в человеке зависит от самого человека, его духовной пищи.

Выполнять заповеди.

Быть добрым, счастливым.

Совершать добрые дела.

Дети формулируют тему урока.

Умение  слушать и слышать…

Оценивать  жизненные ситуации  и поступки  героев.

Оценивать правильность выполнения задания, высказывания

Умение отвечать на вопросы учителя.

3

Открытие нового знания.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Презентация

Электронный словарь

Электронный словарь

«Золотое правило этики»

Вспомним, как оно звучит (хором) (Слайд)

- У христиан есть четыре особых причины для того, чтобы не быть эгоистом. Но мы сегодня рассмотрим только две из них.

Благодарность за подвиг Христа. (Слайд) Высший образец добра для христиан – это сам Иисус Христос.

                                      Задание (коллективное):

- Прочтите на стр. 68 древнюю легенду, о том, как апостол Петр пришел в Рим. (Слайд)

 Что произошло в Риме?  Кто такой Пётр? Как вы понимаете слова Христа, что он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить?

Прочтите текст «Это интересно» (индивидуалъно)  

Что интересного вы узнали из текста?  (слайды) Расскажите, чем отличаются  кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова?

Нарисуйте кресты .

- Подражая, жертве Христа его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

- Как бы вы назвали такое поведение учеников Христа?

Самоотверженность-что это? (слайд)

Это первая причина творить добро. -

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

С.68-вы узнаете

Работают на

стр. 68 учебника, Чтение легенды. Ответы на вопросы

В городе возник пожар. Петр-апостол.

Ответы детей

Диалог

Ответы детей.

                                                             

                            Работают в тетрадях

Варианты ответов

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Умение анализировать. Обобщать сравнивать

.

физминутка

Снять психофизическое напряжение

Презентация с муз. сопровождением

Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.

Руку дай соседу слева.

Руку дай соседу справа.

Мы одна семья.

Улыбнись соседу слева.

Улыбнись соседу справа.

Мы одна семья.

Ты прижмись к соседу слева.

Ты прижмись к соседу справа.

Мы одна семья.

Ты погладь соседа слева.

Ты погладь соседа справа.

Мы одна семья.

Выполняют упражнения

Апостолы под страхом смерти не отрекались от Христа и подобно ему приносили себя в жертву. В последствие их причислили к лику святых.

Найдите  в учебнике определение слову святой. (Слайд)

2. Чему радуются святые? (Слайд)

Духовная радость (Слайд)-ещё одна причина , по которой христиане стремятся творить добро.

Находят определение

С.69 духовная радость

5

Закрепление изученного материала

 усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

презентация

1 группа: Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение»  и противоположные ему по ценностному смыслу.

2 группа. Продолжить фразу «Доброе дело  настоящее, если делается…» Выбрать из предложенных вариантов.

3 группа. Соединить части  пословиц линиями и объясните смысл одной из них.

Работают в группах

Выполняют задание

Делать выводы

Умение ориентироваться в окружающем мире, используя жизненный опыт и  имеющуюся информацию.

Умение быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

.

6

Самостоятельная практическая работа

Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

Аудиозапись песни «Твори добро»

-На столе у каждого лежит «сердце». Вспомните, какие настоящие добрые  дела вы совершили вчера, сегодня, а может быть после нашего урока вам  захотелось совершить что-то очень хорошее. Напишите на сердечке. (слайды)

Выполняют задание по музыку.

Все маленькие рисунки сердца прикрепляют на один большой рисунок сердца на доске.

- -определение степени успешности своей работы

7

 Итог урока Рефлексия

Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности

Попробуйте сделать вывод из нашей беседы. Продолжи: главное в жизни человека…

Обобщает детские ответы.

Присутствовали эти чувства на протяжении урока?

Каким человеком вы бы хотели видеть себя?

 1. Добрым быть совсем не просто,

 Не зависит доброта от роста.

 Не зависит доброта от цвета,

 Доброта не пряник, не конфета.

 Если доброта, как солнце, светит,

 Радуются взрослые и дети.        

2. Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту, всегда.

3. И если кому-то поможет

 Твоя доброта, улыбка твоя,

 Ты счастлив, что день

 Не напрасно был прожит,

 Что годы живешь ты не зря!

4. Я хочу, чтоб все смеялись,

 Чтоб мечты всегда сбывались,

 Чтобы детям снились радостные сны.

По цепочке продолжают фразу, сказанную учителем

Заполняют таблицу

знал

не знал

узнал

По желанию ответы 2-3 человек озвучиваются

Оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока

8

Домашнее задание

Завершение работы, начатой на уроке, закрепление полученных знаний и умений

Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе  объясните  слова Христа «Даром приняли – даром давайте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...