Проектная задача как один из методов формирования функциональной грамотности при реализации обновлённых ФГОС в начальной школе.
статья по математике (4 класс)
В данной статье раскрывается понятие "проектная задача", определяются педагогические эффекты проектной задачи и анализируется проектная задача "Замена покрытия пола " с точки зрения формирования функциональной грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 6 им К Минина»
Тематическое направление: Функциональная грамотность как метапредметный результат обновлённых ФГОС.
Тема выступления: Проектная задача как один из методов формирования функциональной грамотности при реализации обновлённых ФГОС в начальной школе.
Савельева Эльвира Константиновна,
учитель начальных классов.
2022 – 2023 уч г
Введение.
Стержневым понятием обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является понятие функциональной грамотности.
Функциональная грамотность понимается как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» (Приказ Министерства просвещения, 2021). А А Леонтьев определяет функциональную грамотность как «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Основываясь на понимании функциональной грамотности как способности применять знания и умения в практической деятельности, можно сделать вывод, что проектная задача является одним из методов ее формирования.
По определению А.Б. Воронцова, «проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся» (Воронцов, 2011)
Целью своей работы я считаю создание благоприятных условий для введения проектных задач в учебно-воспитательный процесс.
Задачи:
1) раскрыть содержание понятия «проектная задача»,
2) выявить отличие проектной задачи от метода проектов,
3) определить педагогические эффекты проектной технологии,
4) сопоставить особенности проектных задач и заданий на развитие функциональной грамотности,
5) проанализировать проектную задачу «Замена покрытия пола» с точки зрения формирования функциональной грамотности.
Основная часть.
По мнению А.Б. Воронцова «под проектной задачей в начальной школе понимается такая задача, в которой через определенный набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение продукта».
Проектные задачи в начальной школе – это есть шаг к проектной деятельности.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Специфика проектной задачи:
• Проблемная (квазиреальная, модельная) ситуация.
• Наличие нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий.
Чаще всего ребята выполняют задания последовательно, а заключительное задание задачи является общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях.
• Для решения задачи все необходимые материалы предоставляются.
• Работа в группе (в паре).
• Чаще всего ребята работают в группах.
• Краткосрочность (2 урока).
• Результат решения задачи – продукт, созданный конкретной группой учащихся.
«Продуктами» могут быть, например, смета расходов (проектная задача «Замена покрытия пола»), страницы книги, афиша («Общешкольный праздник «В царстве Берендея»),сочинённая ребятами новая сказка («Сочини сказку»)
Структура проектной задачи:
• Проблемный блок. (Имеется проблема, максимально приближенная к жизненной и требующая решения)
• Информационный блок. (Блок ресурсов для поиска решения: набор текстов, диаграмм, таблиц, справочных материалов, план работы для группы учеников)
Например, для решения задачи «Страницы книги» ребятам был дан план работы, толкование некоторых слов, рисунки к текстам, отдельные части текста. Причём в материалах содержалась лишняя информация (лишняя часть текста и лишние рисунки к текстам) и недостающая информация (пропущенные слова в частях текста)
- Критериально-оценочный блок (Вопросы, шкалы, пиктограммы для анализа проделанной работы)
Типы проектных задач :
• Предметная. (Встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету)
• Межпредметная (Находит точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса).
• Одновозрастная; межвозрастная.
• Стартовая, текущая, итоговая.
Большинство задач, которые мы решали с ребятами – межпредметные ( русский язык, математика, окружающий мир), одновозрстные, итоговые.
Алгоритм разработки проектной задачи для учителя:
• Определить вид и место проектной задачи:
• Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.
• Придумать продукт, который конструируют ученики.
• Сформулировать проблему (условие задачи). .
• Составить систему взаимосвязанных заданий (инструкцию).
• Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
• Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
• Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
Педагогические эффекты:
• Совершенствуются предметные результаты.
• Формируются личностные результаты.
• Формируются все виды УУД:
- универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работа с информацией);
- универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);
- универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль).
• Осуществляется системно – деятельностный подход.
• Формируется функциональная грамотность:
- читательская грамотность (умение находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи);
- математическая грамотность (умение использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, принимать взвешенные решения);
- финансовая грамотность (умение принимать решения для улучшения собственного благополучия);
- естественно-научная грамотность (умение грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства);
- креативное мышление (способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение).
Сопоставление особенностей проектных задач и заданий на развитие функциональной грамотности.
Проектная задача | Задания на развитие функциональной грамотности |
В проектной задаче не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится, как выполнять то или иное задание. | Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний. |
Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных. | В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся. |
Она направлена на применение обучающимися УУД не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным» | Наличие контекста заданий, который близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. |
Проектная задача устроена так, чтобы через набор заданий задать возможные стратегии ее решения. | Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. |
В проектной задаче не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится, как выполнять то или иное задание. | Вопросы изложены простым, ясным языком. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области. |
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. | Используются рисунки, таблицы, диаграммы. |
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных. | В заданиях на формирование читательской грамотности используются разные формы текстов: несплошные, смешанные и составные тексты. |
Освоением темы «Решение проектных задач в начальной школе» я начала заниматься с января 2019г. За это время мы с ребятами решили 7 проектных задач: «Замена покрытия пола», «Общешкольный праздник «В царстве Берендея», «Эти удивительные животные», «Подготовка к Новому году», «Сочини сказку», «Страницы книги», «Тест «Имя существительное»
Проектная задача «Замена покрытия пола в детской комнате» (3класс).
Дата проведения: март 2019 г.
Предметная, одновозрастная, итоговая, 2 урока.
Замысел проектной задачи.
В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы.
Задача каждой группы — подобрать оптимальный материал для замены покрытия пола и просчитать его стоимость. Ученики должны вычислить общую площадь пола, которая подлежит покрытию и периметр для подбора плинтусов. Также определить оптимальные по расходу и затратам материал для плинтуса, составить смету расходов на покупку.
В этом задании ученики должны будут отработать не только основные арифметические операции, но и навыки работы с таблицами. Результат выполнения их задания — предложить смету расходов на ремонт, которая по затратности денежных средств не должна превышать оговоренную в условии задачи сумму денег или быть равной ей.
Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до двух уроков учебного времени
Итоговое задание — составление общей сметы расходов на весь предполагаемый ремонт. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи.
Продуктом должна стать таблица с точным указанием приобретенных материалов и всех расходов.
После этого происходит защита разработок, дети сами должны выбрать
оптимально разработанную смету расходов на предполагаемый ремонт в детской комнате.
Содержание проектной задачи
Семье предстоит ремонт в детской комнате. Для того чтобы выполнить ремонт в полном объеме, была составлена последовательность выполнения всех ремонтных работ.
Задание 1. Перед вами инструкция по порядку проведения ремонтных работ. Однако в этой инструкции некоторые этапы работы нарушены. Ознакомьтесь с инструкцией и восстановите правильный порядок проведения ремонтных работ.
Инструкция.
___ Измерить длину и ширину детской комнаты.
___ Закрепить покрытие плинтусом.
___Купить в магазине нужное количество покрытия для пола и плинтус для закрепления покрытия на полу.
___Уложить покрытие на пол.
___Вычислить периметр и площадь.
Задание 2. В инструкции сказано: чтобы выбрать необходимое количество покрытия для пола, нужно знать длину и ширину комнаты. Они известны, но что необходимо вычислить для успешного выполнения задания.
Длина — ___3__ м Ширина — __2___ м
Периметр комнаты — ____ м Площадь комнаты — ____ кв м
В магазине покупателям предлагают разные виды покрытия для пола: линолеум, ковролин и др.
Линолеум — плотное гибкое водонепроницаемое искусственное полотно, а также рулонный материал для покрытия полов.
Ковролин — мягкое напольное покрытие, предназначенное для настила на все помещение целиком.
Плинтус — деревянный, керамический, пластиковый, алюминиевый профиль (планка), используемый для сокрытия зазора между полом и стеной.
Задание 3. Рассмотрите план детской комнаты сверху и определите , сколько метров плинтуса надо купить.
Задание 4. Выберите покрытие для пола в детской комнате, решите, из какого материала экономнее выбрать плинтусы. Составьте смету расходов, для этого воспользуйтесь таблицей «Прейскурант цен».
На ремонт в детской комнате семья может потратить не более 750 рублей.
Прейскурант цен.
Материал для покрытия пола | Цена (за 1 кв м) | Материал плинтуса | Цена за 1 м |
Линолеум | 45 руб | Пластмасса | 47 руб |
Ковролин | 71 руб | Дерево | 34 руб |
Покрытие пола ( материал) - линолеум
Цена (руб.) | Количество (кв м) | Стоимость (руб.) |
Покрытие для пола (материал) – ковролин
Цена (руб.) | Количество (кв м) | Стоимость (руб.) |
Плинтус ( материал) – пластмасса
Цена (руб.) | Количество (м) | Стоимость (руб.) |
Плинтус ( материал) –дерево
Цена (руб.) | Количество (м) | Стоимость (руб.) |
Каждая семья перед ремонтом определяет допустимые затраты на его проведение.
Задание 5. Используя ваши предварительные расчеты и допустимые затраты семьи, подсчитайте общую стоимость ремонта в детской комнате. Заполните таблицу «Общая стоимость ремонта в детской комнате». На основе таблицы сделайте вывод о рациональности ваших затрат на предстоящий ремонт относительно того, что может потратить семья.
Название материала | Допустимые затраты семьи (руб) | Ваши расчеты (руб.) | Разница в затратах (руб.) |
Линолеум и дерево | |||
Линолеум и пластмасса | |||
Ковролин и дерево | |||
Ковролин и пластмасса |
Умения функциональной грамотности, формируемые в ходе решения проектной задачи «Замена покрытия пола в детской комнате».
Математическая грамотность – применять формулы нахождения периметра и площади квадрата и прямоугольника для решения практической задачи.
Читательская грамотность – находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
Материал для покрытия пола | Цена (за 1 кв м) | Материал плинтуса | Цена за 1 м |
Линолеум | 45 руб | Пластмасса | 47 руб |
Ковролин | 71 руб | Дерево | 34 руб |
Естественно – научная грамотность – анализировать, интерпретировать данные и делать определённые выводы.
Рассмотрите план детской комнаты сверху и определите , сколько метров плинтуса надо купить.
Финансовая грамотность – анализировать возможности семейного бюджета в удовлетворении потребностей. Заполните таблицу «Общая стоимость ремонта в детской комнате». На основе таблицы сделайте вывод о рациональности ваших затрат на предстоящий ремонт относительно того, что может потратить семья.
Название материала | Допустимые затраты семьи (руб) | Ваши расчеты (руб.) | Разница в затратах (руб.) |
Линолеум и дерево | |||
Линолеум и пластмасса | |||
Ковролин и дерево | |||
Ковролин и пластмасса |
Выводы.
В результате анализа литературы было выявлено, что проектная задача – набор
заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. В ходе решения проектных задач совершенствуются предметные результаты, формируются личностные результаты, формируются все виды УУД и функциональная грамотность. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. Данная форма организации учебной деятельности способствует развитию младших школьников, соответствует целям современного образования, заявленным в ФГОС НОО.
Проектная задача «Замена покрытия пола в детской комнате» способствует формированию математической, читательской, естественно – научной и финансовой грамотности. Данная форма организации учебной деятельности является актуальной, т. к. способствует развитию младших школьников и соответствует целям современного образования, заявленным в ФГОС НОО.
Литература.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /(#1041;.Воронцов, В.М.Заславский и др.); под ред. #1041;.Воронцова.-2-е изд.- М.:Просвещение,2010
; урок.рф›
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...

«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Мастер-класс...

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»? Каковы критерии функционал...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе
Выступление на ЛМО,2020-2021 учебный год...

презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе"
Рассматриваются приёмы формирования функциональной грамотности...
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»
Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...