Рабочие программы по ОРКСЭ 4 класс и ОДНКНР 5-8 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)»
ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5-8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа ОРКСЭ 4 класс | 44.91 КБ |
программа ОДНКНР 5-8 класс | 82.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова»
«Рассмотрена» На заседании МО Протокол № _____ ________________ ________________ «___»_________2020г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ СОШ №131 по УВР ____________________ ____________________ «____»______________ 2020г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №131 ___________________ ___________________ «____»_________2020г. |
ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этики
4 класс
Программу составила:
Ериклинцева И.Б
Карталы, 2020
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)»
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)
1.1. Личностные планируемые результаты
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
- Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
- Предметные планируемые результаты
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
- Содержание учебного предмета
««Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)»
Тема | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровнюподготовки учащихся |
1 | 1 | Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. |
2 | 2 | Россия – Родина моя. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние городаРоссии, их памятники культуры. | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. |
3 | 2 | Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормыэтикета, их развитие и совершенствование. Современные правилаповедения, манеры поведения человека, их характеристики. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам. |
4 | 2 | Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте,спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
| Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использоватьслова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,аргументированно обосновывать свою точку зрения. |
5 | 2 | Добро и зло. Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботуо родных и близких, нуждающихся в помощи людях. |
6 | 2 | Дружба и порядочность.Понятие и проявление дружбы. Рольдоверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность,трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг,приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе. | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. |
7 | 2 | Честность и искренность.Понятия честность и искренность.Из истории традиций по выявлениючестности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово»,«честно исполнять свой долг», «житьпо совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, сокружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивныекачества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. | Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять;критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом. |
8 | 2 | Гордость и гордыня.Понятиягордость и гордыня. Чувствособственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность искромность. Зазнайство и гордыня,зависть. Воспитание положительныхкачеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. | Иметь представление о понятиях:гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность искромность, гордость за поступкигероев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения. |
9 | 2 | Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси.Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России. | Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации. |
10 | 2 | Терпение и труд.Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника. | Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды. |
11 | 2 | Семья.Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейноеимя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье.Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету. |
12 | 2 | Семейные традиции. Традиция – передача из поколенияв поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов.Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружескиевзаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение. |
13 | 2 | Сердце матери.Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям.Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет. | Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь: проявлять вниманиеи уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану. |
14 | 2 | Правила твоей жизни.Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищив школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистотыв школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям.Распорядок дня ученика. Культураобщения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми,соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым иинвалидам. | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок. |
15 | 2 | Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь днейМасленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, РождествоХристово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничныйзастольный этикет. Курбан-байрам,день Сангхи, обряды народов, свобода совести. | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. |
16 | 2 | Защитники Отечества.23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных силРФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва,сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководцаА.В. Суворова, Отечественная война1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных,воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относитьсяк защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия. |
17 | 3 | Итоговое повторение. Основные знания и умения по этикету.
| Знать основное содержание учебника. Иметь представление о важнейших понятиях; Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания. |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4 класс 35 часов
Наименование учебника: «Основы светской этики» Авторы: Студеникин М.Т. Издательство: «Русское слово»
№ п/п | Тема с учетом НРЭО | Материалучебника | Текущий контроль успеваемости |
1 | Введение в предмет | С. 4-5 | |
2 | Россия – Родина моя | С.6-15 | |
3 | Россия – Родина моя | Доп. лит-ра | |
4 | Этика и этикет | С. 17-26 | |
5 | Этика и этикет | Доп. лит-ра | |
6 | Вежливость | С. 27-31 | |
7 | Вежливость | С. 32-38 | |
8 | Добро и зло | С. 39-43 | |
9 | Добро и зло | С. 44-49 | |
10 | Дружба и порядочность | С. 50-60 | |
11 | Дружба и порядочность | Доп. лит-ра | |
12 | Честность и искренность | С. 61-64 | |
13 | Честность и искренность | С. 65-69 | |
14 | Гордость и гордыня | С. 70-73 | |
15 | Гордость и гордыня | С. 74-78 | |
16 | Обряды и обычаи русского народа | С. 79-82 | |
17 | Обряды и обычаи русского народа | С. 83-86 | |
18 | Терпение и труд | С. 87-96 | Стандартизированная контрольная работа за 1 полугодие |
19 | Терпение и труд | Доп. лит-ра | |
20 | Семья | С. 97-100 | |
21 | Семья | С. 101-104 | |
22 | Семейные традиции | С. 105-108 | |
23 | Семейные традиции | С. 109-112 | |
24 | Сердце матери | С. 113-122 | |
25 | Сердце матери | Доп. лит | |
26 | Правила твоей жизни | С. 123-127 | |
27 | Правила твоей жизни | С. 128-131 | |
28 | Праздники народов России | С. 132-137 | |
29 | Праздники народов России | С. 138-142 | |
30 | Защитники Отечества | С. 143-147 | |
31 | Защитники Отечества | С. 148-150 | |
32-34 | Итоговое повторение | Доп. лит | Стандартизированная контрольная работа за 2 полугодие |
35 | Резерв | Доп. лит |
4. Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4 класс
№ | Тема урока | Текущий контроль успеваемости | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Введение в предмет | |||
2 | Россия – Родина моя | |||
3 | Россия – Родина моя | |||
4 | Этика и этикет | |||
5 | Этика и этикет | |||
6 | Вежливость | |||
7 | Вежливость | |||
8 | Добро и зло | |||
9 | Добро и зло | |||
10 | Дружба и порядочность | |||
11 | Дружба и порядочность | |||
12 | Честность и искренность | |||
13 | Честность и искренность | |||
14 | Гордость и гордыня | |||
15 | Гордость и гордыня | |||
16 | Обряды и обычаи русского народа | |||
17 | Обряды и обычаи русского народа | |||
18 | Терпение и труд | Стандартизированная контрольная работа за 1 полугодие | ||
19 | Терпение и труд | |||
20 | Семья | |||
21 | Семья | |||
22 | Семейные традиции | |||
23 | Семейные традиции | |||
24 | Сердце матери | |||
25 | Сердце матери | |||
26 | Правила твоей жизни | |||
27 | Правила твоей жизни | |||
28 | Праздники народов России | |||
29 | Праздники народов России | |||
30 | Защитники Отечества | |||
31 | Защитники Отечества | |||
32-34 | Итоговое повторение | Стандартизированная контрольная работа за 2 полугодие | ||
35 | Резерв |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова»
«Рассмотрена» На заседании МО Протокол № _____ ________________ ________________ «___»_________2020г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ СОШ №131 по УВР ____________________ ____________________ «____»______________ 2020г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №131 ___________________ ___________________ «____»_________2020г. |
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5-8 класс
Программу составила:
Ериклинцева И.Б
Карталы, 2020
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные планируемые результаты
Критерии сформированности | Личностные результаты | Предметные результаты |
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1.Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России | Формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности |
1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества | Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве | |
1.3. Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию | |
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | Формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности | |
Смыслообразование | 2.1.Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию |
Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мирамира 3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества 3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам 3.5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия | Метапредметные результаты | Типовые задачи применения УУД |
Регулятивные универсальные учебные действия | ||
Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание) | Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему Р1.3Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов | Постановка и решение учебных задач Учебное сотрудничество Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование) | Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов) Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) Р2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция) | Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований Р3.4Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата Р3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Постановка и решение учебных задач Поэтапное формирование умственных действий Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка) | Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) | Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки Р5.2Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Познавательные универсальные учебные действия | ||
П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД) | П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации П6.11Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Дебаты Кейс-метод |
П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование) | П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата | Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Кейс-метод Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П8 Смысловое чтение | П8.1Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; П8.4 Резюмировать главную идею текста; П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста. П8.7Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов) П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты | Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Кейс-метод Дебаты Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем | П10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы П10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями П10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска П10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные универсальные учебные действия | ||
К11 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество) | К11.1 Определять возможные роли в совместной деятельности К11.2 Играть определенную роль в совместной деятельности К11.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории К11.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации К11.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности К11.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) К11.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его К11.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации К11.9Выделять общую точку зрения в дискуссии К11.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Дискуссия Эколого-образовательная деятельность Кейс-метод Метод проектов (групповые) Дебаты |
К12 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация) | К12.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства К12.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) К12.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности К12.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей К12.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога К12.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником К12.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств К12.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления К12.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя К12.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | Организация учебного сотрудничества Дискуссия Кейс-метод Дебаты Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию Учебно-исследовательская деятельность |
К13 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) | К13.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ К13.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации К13.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи К13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. К13.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм К13.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
1.3. Предметные планируемые результаты
Раздел программы | Планируемые результаты | |
обучающийся научится | обучающийся получит возможность научиться | |
Нравственные ценности российского народа |
|
|
Религия и культура |
|
|
2. Содержание учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разныхнародов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человеканевозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыри др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о героях – защитниках Отечества.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде итрудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Рользаповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России, Южного Урала.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Олюбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной идуховной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князьяДревней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешниеособенности, внутреннее убранство). Храмы Южного Урала. Духовная музыка. Богослужебное песнопение.Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманскойлитературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусствонародов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Мечети Южного Урала. Исламскийкалендарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.Синагоги в Челябинске и Троицке. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийскийкалендарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционныегарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятниковдуховной культуры, охрана исторических памятников России и Южного Урала, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примерыблаготворительности из российской истории. Известные меценаты России и Южного Урала.
Раздел 5. Твой духовный мир.Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющиедуховного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.Нравственные качества человека.
3. Содержание учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 8 класс
Раздел 1. Введение. Как различают и что объединяет народы? (1 час)
Многонациональность как специфика населения Челябинского Урала. Признаки этноса. Науки, изучающие историю и культуру народов: этнография, антропология, лингвистика, фольклористика, топонимика, статистика, социология, генеалогия, искусствоведение. Стационарный, сезонный и маршрутный методы полевых этнографических исследований.
Раздел 2. Народы Южного Урала: история и современность (15 часов)
«Между Европой и Азией»: древние жители Южного Урала и их потомки. Основные этапы истории народов Южного Урала в древности и средневековье. Индоиранские (индоевропейские), финно-угорские (уральские) и тюркские (алтайские) народы. Мордва и чуваши. Учебная экскурсия. Этнографическая экспозиция в Челябинском областном краеведческом музее.«Коренные южноуральцы»: башкиры и казахи. Этногенез современных тюркских народов. Этнонимы «башкорт» и «казак». Родоплеменное деление. Кочевая система хозяйства. Распространение ислама и доисламские верования. Вхождение в состав Российского государства. Расселение башкир и казахов на территории современной Челябинской области.
«Крестьяне, казаки и заводские»: русские. Ассимиляция восточными славянами финно-угорских и балтских племен. Этноним «русские». Формирование русского населения на Южном Урале. Расширение этнической территории русского народа. Этнографические группы русского населения Челябинской области. Комплексное хозяйство. Лингвистический практикум. Составление словаря местных слов и выражений.
«Братья-славяне»: украинцы. Этнонимы «малороссы», «украинцы». Воссоединение Украины с Россией. Основные этапы переселения украинцев на Южный Урал. Украинцы в составе населения Челябинской области.
«Загадочные земляки»: татары и нагайбаки. Практикум по решению познавательных заданий. Этноним «татары». Этнографические группы татар. Тептяри и мишари. Расселение татар на Южном Урале. Торговля и посредническая деятельность татарских купцов. Нагайбаки – коренной малочисленный народ Южного Урала.
«Европейцы на Южном Урале»: немцы, евреи и поляки. Урок-конференция. Основные вехи переселения немцев, евреев и поляков на Южный Урал. Знаменитые представители европейских народов в истории и культуре Челябинской области.
Жители дореволюционного Челябинска. Лабораторная работа по анализу статистических данных. Заселение района (города, села) и историческая память местных жителей.
«Масленица и сабантуй»: традиционный календарь и народные праздники. Урок-конференция. Весенне-летний и осенне-зимний циклы праздников. Русско-башкирские параллели в праздничном календаре. Народные праздники в советское время. Рождество и «Новый год». Масленица и «проводы русской зимы». Возрождение традиционной праздничной обрядности. Сабантуй – «праздник плуга». Праздничные атрибуты.
«Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья. Пятистенки и крестовики. Учебная экскурсия. Школьный Изба и горница. «Русская печь». Печь с котлом – казаном и нары у нагайбаков. Юрты тюркского и монгольского типов.
«Путь человека»: народные традиции воспитания и семейные обряды. Учебная экскурсия. Музей г. Троицка. Запись местных календарных и семейных обрядов, детских игр и фольклора, преданий и легенд. Изготовление традиционных детских игрушек, ремесленных изделий.
«Старинные моды»: одежда наших предков. Конкурс проектов. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная, зимняя и летняя. Народный стиль в современной одежде.
«Ребячья артель»: народные ремесла и промыслы Южного Урала. Фоторепортаж. Художественная обработка растительных материалов. Изделия из древесины, бересты, лозы и лыка. Роспись по дереву. Художественное ручное ткачество. Валяние и кошмоделание. Вязание, вышивка и кружевоплетение. Лоскутное шитьё. Изделия из камня и кости. Беседы с мастерами народных ремесел и художественных промыслов.Лабораторная работа с контурной картой. Анализ традиционных орнаментов. Рисунки по мотивам народных ремесел и художественных промыслов.
«Сто лет перемен»: этнические процессы в ХХ веке. Лабораторная работа с контурной картой, диаграммами и графиками. Изменения в национальном составе населения Южного Урала в ХХ вв. Сравнительные данные численности основных национальностей в Челябинской области. Переселенцы из Ближнего и Дальнего Зарубежья. Взаимодействие народов. Деятельность национально-культурных центров. Бажовский фестиваль народного творчества. Лабораторная работа по анализу статистических данных. Современная демографическая картина Троицкого района и села Бобровка. Национальный состав учащихся школы.
«Купола над городом»: религии и храмы Троицка. Автобусная учебная экскурсия по культовым местам. православные, Свято-Троицкая и Александро-Невская, Дмитриевская церкви, женский монастырь, мечеть,. Внешний вид, устройство и убранство культовых зданий. Поликонфессиональность населения Южного Урала. Милосердие и благотворительность в истории края. Место религии в истории края и в современности.
«Флаг семьи»: происхождение фамилий. Практическая работа по решению познавательных заданий. Современные русские имена из разных языков. Социологический опрос. «Мода на имена» в прошлом и современности.
«Судьба семьи в истории страны». Урок-конференция с презентацией проектов. «Родословное древо» − генеалогическая схемы своей семьи или знаменитых земляков.
«Фестиваль народного творчества»: традиционная культура народов Южного Урала и современность. Коллективное творческое дело. Выставка поделок и национальных блюд.Национальные песни и танцы.
Раздел 3. Просвещение и искусство на Южном Урале (19 часов)
«Школьный мир»: общее образование в Челябинске. Урок-конференция. Народное просвещение в дореволюционный период. Школьное образование в советское время. Современные школы, лицеи и гимназии. Уклад школьной жизни. Известные просветители, заслуженные педагоги и учителя-новаторы.
«Куда пойти учиться»: учреждения профессионального образования в Челябинской области и г.Троицка. Встреча с выпускниками школы. Старейшие вузы города; современное высшее образование: спектр направлений профессиональной подготовки. Начальное и среднее профессиональное образование.
«Путешественники и экспериментаторы»: краеведение и наука. Лабораторная работа с учебником и контурной картой. Первые шаги в изучении нашего края. Ученые-путешественники XVIII – XIX вв. Появление краеведческих организаций и изданий. Развитие краеведения в советский период. Современные научно-исследовательские институты и центры. Энциклопедии и краеведческая литература. Современные ученые и краеведы.
«Хранилища памяти народной»: музеи. Фоторепортаж. Первые музеи на Южном Урале. Разнообразие музеев Челябинской области: краеведческие, исторические, мемориальные, художественные, литературные, естественно-научные, технические и др. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.
«Гриф секретности снят»: архивы. Учебная экскурсия. Комплектование архивных фондов и хранение документов. Публикационная деятельность архивов. Роль архивов в сохранении исторической памяти. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.
«В мире книг»: библиотеки и книжное дело. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Библиотеки и их место в культурной жизни нашего края. Библиотечная сеть Челябинской области. Книгоиздательство.
«Строительное искусство»: архитектура Челябинского Урала. Урок-практикум. Особенности архитектуры как вида искусства. Функциональное назначение зданий в архитектуре Южного Урала (фортификационные, производственные, общественные, культурные, культовые, жилые здания). Архитектурные стили общественных и культовых зданий Южного Урала.
«Искусство ваяния»: скульптора. Особенности скульптуры как вида искусства. Художественные темы в скульптуре Южного Урала. Памятники деятелям и событиям дореволюционной истории России. Памятники, посвященные революционерам и событиям гражданской войны. Памятники воинам-защитникам Отечества. Памятники трудовой славы края. Памятники деятелям искусства и культуры. Памятники бытового жанра. Жизнь и творчество южноуральских скульпторов.
«Узор чугунных кружев»: каслинское и кусинское литьё. Образцы изделий художественного литья в Челябинске. Технология чугунно-литейного производства. Бронзовое литье. История художественного литья в портретах мастеров и их произведениях.
«Изобразительное искусство. Живопись» Учебная экскурсия. Выставочный зал г. Троицк. Тема Урала в изобразительном искусстве.Художественные школы, училища и вузы.
«Иванко-крылатко»: златоустовская гравюра. Приемы художественной обработки металла. Украшенное оружие. Сувенирная продукция советского периода. Художественное творчество современных мастеров Златоуста.
«Звуков волшебство»: музыка. Музыкальная жизнь Южного Урала в прошлом и настоящем. Музыкальные театры, концертные залы, филармонии. Оркестры и хоры. Музыкальные школы, училища и вузы. Композиторы, дирижеры и исполнители; преподаватели музыки. Тема Урала в музыке.
«У театральной афиши»: театр. Урок-конференция. История и репертуар челябинских театров. Лабораторная работа с театральными афишами. Театральные фестивали.
«Тайны закулисья»: оперный театр. Виртуальная экскурсия. Челябинский театр оперы и балета им. М.И.Глинки. Архитектура театрального здания. Внешнее убранство и оформление интерьеров. Зрительный зал. Устройство сцены. Гримуборные артистов. Репетиционные залы. Костюмерный цех. «Снимаем кино»: кинематограф. Конкурс проектов. Сценарии фильмов о культуре Южного Урала. Кинотеатры и их история, кинофестивали. Известные деятели кинематографа – южноуральцы.
Повторительно-обобщающий урок. Практическая работа по контурной карте. Конкурс проектов. Театр, кинотеатр, музей, библиотека будущего. Контрольная работа.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс 35 часов
Наименование учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Авторы: Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В.
Издательство «Вентана–Граф»
№ п/п | Тема с учетом НРЭО | Материалучебника | Текущий контроль успеваемости |
В мире культуры (3 часа) | Раздел 1. | ||
Величие многонациональной российской культуры | С. 7-11 | ||
Величие многонациональной российской культуры | С. 7-11 | ||
Человек – творец и носитель культуры | С. 12-17 | ||
Нравственные ценности российского народа (15 часов) | Раздел 2. | ||
Береги землю родимую, как мать любимую | С. 19-24 | ||
Жизнь ратными подвигами полна | С. 25-34 | ||
Жизнь ратными подвигами полна | С. 34-35 | ||
Защита проектов | Доп. лит-ра | ||
В труде – красота человека | С. 36-40 | ||
Плод добрых трудов славен | С. 41-42 | Практическая работа № 1 | |
Люди труда | С. 43-48 | ||
Люди труда | Доп. лит-ра | ||
Бережное отношение к природе | С. 49-51 | ||
Зачем нужны заповедники | С. 52-5 5 | ||
Семья – хранитель духовных ценностей | С. 56-59 | ||
Семья – хранитель духовных ценностей | Доп. лит-ра | Практическая работа № 2 | |
Семья - первый трудовой коллектив | С. 68-71 | ||
Семейные ценности | С. 73-77 | ||
Семейные ценности | Доп. лит-ра | Контрольная работа № 1 | |
Религия и культура (10 часов) | Раздел 3. | ||
Роль религии в развитии культуры | С. 84 | ||
Культурное наследие христианской Руси. | С. 85-89 | ||
Христианская вера и образование в Древней руси | С. 90-94 | ||
Духовная музыка. Православный календарь. | С. 95-98 | ||
Культура ислама | С. 99-104 | Практическая работа № 3 | |
Мусульманская архитектура. Мечеть | С. 105-108 | ||
Иудаизм и культура | С. 109-113 | ||
Иудейская история в произведениях живописи | С. 114-118 | ||
Культурные традиции буддизма | С. 120 | Практическая работа № 4 | |
Буддийские священные сооружения | С. 121-127 | Контрольная работа № 2 | |
Как сохранить духовные ценности (4 часа) | Раздел 4 | ||
Забота государства о сохранении духовных ценностей | С. 129-132 | ||
Храм Христа спасителя | С. 133-135 | ||
Храмы и мечети родного края | С. 136-141 | ||
Хранить память предков | Доп. лит-ра | ||
Твой духовный мир (3 часа) | Раздел 5 | ||
Твой духовный мир | С. 143-152 | ||
Нравственные качества и культура поведения | С. 153-154 | ||
Итоговый урок | Доп. лит-ра |
4. Календарно-тематическое планирование по ОДНРК 5 класс
№ | Тема урока | Текущий контроль успеваемости | Дата проведения | |
План | Факт | |||
В мире культуры (3 часа) | ||||
1 | Величие многонациональной российской культуры | |||
2 | Величие многонациональной российской культуры | |||
3 | Человек – творец и носитель культуры | |||
Нравственные ценности российского народа (15 часов) | ||||
4 | Береги землю родимую, как мать любимую | |||
5 | Жизнь ратными подвигами полна | |||
6 | Жизнь ратными подвигами полна | |||
7 | Защита проектов | |||
8 | В труде – красота человека | |||
9 | Плод добрых трудов славен | Практическая работа № 1 | ||
10 | Люди труда | |||
11 | Люди труда | |||
12 | Бережное отношение к природе | |||
13 | Зачем нужны заповедники | |||
14 | Семья – хранитель духовных ценностей | |||
15 | Семья – хранитель духовных ценностей | Практическая работа № 2 | ||
16 | Семья - первый трудовой коллектив | |||
17 | Семейные ценности | Контрольная работа №1 | ||
Религия и культура (10 часов) | ||||
18 | Роль религии в развитии культуры | |||
19 | Культурное наследие христианской Руси. | |||
20 | Христианская вера и образование в Древней руси | |||
21 | Духовная музыка. Православный календарь. | |||
22 | Культура ислама | Практическая работа № 3 | ||
23 | Мусульманская архитектура. Мечеть | |||
24 | Иудаизм и культура | |||
25 | Иудейская история в произведениях живописи | |||
26 | Культурные традиции буддизма | Практическая работа № 4 | ||
27 | Буддийские священные сооружения | Контрольная работа №2 | ||
Как сохранить духовные ценности (4 часа) | ||||
28 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | |||
29 | Храм Христа спасителя | |||
30 | Храмы и мечети родного края | |||
31 | Хранить память предков | |||
Твой духовный мир (4 часа) | ||||
32 | Твой духовный мир | |||
33 | Нравственные качества и культура поведения | |||
34-35 | Итоговый урок |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 класс 35 часов
Наименование учебника: Краеведение
Авторы: Кузнецов В.М.
Издательство: «Абрис»
№ п/п | Тема с учетом НРЭО | Материал учебника | Текущий контроль успеваемости |
Введение (1 час) | Раздел 1. | ||
1. | Как различают и что объединяет народы? | С. 5-8 | |
Народы Южного Урала: история и современность (15 часов) | Раздел 2. | ||
2. | Между Европой и Азией: древние и средневековые народы | С. 10-13 | |
3. | Самый уральский народ - башкиры | С. 14-17 | |
4. | Народ свободных людей - казахи. | С. 18-21 | |
5. | Крестьяне, казаки и заводские - русские | С. 22-25 | |
6. | Братья – славяне: украинцы | С. 26-29 | |
7. | Загадочные земляки: тептяри, мещеряки, калмыки и нагайбаки. | С. 30-33 | |
8. | Татары - представители России в полуденной Азии. | С. 34-37 | |
9. | Потомки древних булгар - чуваши | С. 38-39 | |
10. | Родом из центра России: мордва | С. 40-41 | |
11. | Южно-уральские европейцы: немцы | С. 42-45 | |
12. | История древнего народа: евреи. | С. 46-49 | |
13. | Яркий след на уральской земле: поляки | С. 50-53 | |
14. | Сто лет перемен: этнические процессы в XX веке | С. 54-57 | |
15 | Сто лет перемен: этнические процессы в XX веке | С. 54-57 | |
16 | Обобщающее повторение темы: Народы Южного Урала | Доп. лит-ра | Контрольная работа № 1 |
Просвещение и искусство на Южном Урале (19 часов) | Раздел 3. | ||
17. | Под сенью куполов: религии и храмы | С. 60-63 | |
18. | Под сенью куполов: религии и храмы | С. 60-63 | |
19. | От училища до университета: просвещение и образование | С. 64-69 | |
20. | От училища до университета: просвещение и образование | Доп. лит-ра | |
21. | Путешественники и экспериментаторы: краеведение и наука. | С. 70-73 | |
22. | Хранилища памяти народной: музеи, архивы и библиотеки. | С. 74-79 | |
23. | Строительное искусство: архитектура | С. 80-85 | |
24. | Изобразительное искусство. Скульптура. | С. 86-91 | |
25. | Чугунное кружево: каслинское и кусинское литьё. | С.92-93 | |
26. | Изобразительное искусство. Живопись. | С.94-99 | |
27. | Искусство мастеров Златоуста: гравюра на стали | С.100-101 | |
28. | Народное декоративно-прикладное искусство: ремёсла и промыслы | С. 102-107 | |
29. | Звуков волшебство: музыка | С. 108-113 | |
30. | Cценическое искусство: театр | С. 114-119 | |
31. | Cценическое искусство: театр | С. 114-119 | |
32. | Важнейшее из искусств»: кинематограф | С. 120 | |
33. | Важнейшее из искусств»: кинематограф | С. 120 | |
34. | Повторим пройденное, узнаем новое | Доп. лит-ра | Контрольная работа № 2 |
35. | Повторим пройденное, узнаем новое | Доп. лит-ра |
4. Календарно-тематическое планирование по ОДНРК 8 класс
№ | Тема урока | Текущий контроль успеваемости | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Введение (1 час) | ||||
1. | Как различают и что объединяет народы? | |||
Народы Южного Урала: история и современность (15 часов) | ||||
2. | Между Европой и Азией: древние и средневековые народы | |||
3. | Самый уральский народ - башкиры | |||
4. | Народ свободных людей - казахи. | |||
5. | Крестьяне, казаки и заводские - русские | |||
6. | Братья – славяне: украинцы | |||
7. | Загадочные земляки: тептяри, мещеряки, калмыки и нагайбаки. | |||
8. | Татары - представители России в полуденной Азии. | |||
9. | Потомки древних булгар - чуваши | |||
10. | Родом из центра России: мордва | |||
11. | Южно-уральские европейцы: немцы | |||
12. | История древнего народа: евреи. | |||
13. | Яркий след на уральской земле: поляки | |||
14. | Сто лет перемен: этнические процессы в XX веке | |||
15 | Сто лет перемен: этнические процессы в XX веке | |||
16 | Обобщающее повторение темы: Народы Южного Урала | Контрольная работа № 1 | ||
Просвещение и искусство на Южном Урале (19 часов) | ||||
17. | Под сенью куполов: религии и храмы | |||
18. | Под сенью куполов: религии и храмы | |||
19. | От училища до университета: просвещение и образование | |||
20. | От училища до университета: просвещение и образование | |||
21. | Путешественники и экспериментаторы: краеведение и наука. | |||
22. | Хранилища памяти народной: музеи, архивы и библиотеки. | |||
23. | Изобразительное искусство. Скульптура. | |||
24. | Строительное искусство: архитектура | |||
25. | Чугунное кружево: каслинское и кусинское литьё. | |||
26. | Изобразительное искусство. Живопись. | |||
27. | Искусство мастеров Златоуста: гравюра на стали | |||
28. | Народное декоративно-прикладное искусство: ремёсла и промыслы | |||
29. | Звуков волшебство: музыка | |||
30. | Cценическое искусство: театр | |||
31. | Cценическое искусство: театр | |||
32. | Важнейшее из искусств»: кинематограф | |||
33. | Важнейшее из искусств»: кинематограф | |||
34. | Повторим пройденное, узнаем новое | Контрольная работа № 2 | ||
35. | Повторим пройденное, узнаем новое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль"Основы светской этики" 4 класс
В программе содержаться личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, а также содержательные линии и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль"Основы православной культуры" 4 класс
В программе содержатся личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты, содержательные линиии программы и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...