Фрагмент урока по модулю "Основы православной культуры" по теме "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

В данномматериалае представлен фрагмент урока по организации работы с притчей по теме "Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_pritchey._fragment_uroka.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Милосердие и сострадание»

Цель урока:

создать условия для ознакомления с понятиями « милосердие», « сострадание», « любовь к ближнему», « любовь к врагам», развивать умение более глубоко и детально понимать прочитанное, видеть глубинный скрытый смысл произведения.

Задачи:

  1. Формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, любовь к ближнему, любовь к врагу.
  2. Формирование умения рассуждать на тему морали с привлечением жизненного опыта.
  3. Развивать логическое мышление, воображение,  творческие способности учащихся.
  4. Формирование навыка милосердия, доброжелательности, уважения к другому человеку, воспитания неравнодушного отношения к другому человеку,  положительного отношения к нравственным поступкам.

Работа с Притчей о добром самарянине.


Библейская притча

Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:

- Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему:

- В законе что написано? Как читаешь?

Он сказал в ответ:

- Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему:

- Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:

- А кто мой ближний?

На это сказал Иисус:

- Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал:

- Оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему:

- Иди, и ты поступай так же.


Притчу читает учитель., но для более полного понимания, можно предложить обучающимся,  повторно прочитать данную притчу в группе или парах.

Перед началом работы над анализом притчи следует провести словарно-понятийную работу

I Анализ притчи.

Путник – это человек, покинувший рай, его настиг грех;

Священник и левит – это иудаизм (не смог путника спасти);

Самарянин – это христианство (принесло спасение);

Гостиница – это церковь.

3.Вопросы по тексту:

- Как вы думаете, о чем эта притча?

Дети могут обращаться при ответе к тексту, зачитывать отдельные высказывания или предложить свой  вариант ответа.

- Об избитом человеке, которому помог добрый самарянин;

- Приезжий самарянин оказал помощь избитому, а все проходили мимо;

-О милосердии самарянина, который помог человеку, избитому разбойниками, отвез его в гостиницу и оплатил лечение;

- Знакомые не увидели в избитом своего ближнего и проходили мимо, а приезжий незнакомец помог ему, проявив сострадание.

- Как вы думаете, мысль, которая содержится в притче, относится только к той ситуации, которая в ней описана?

Дети могут привести свои примеры, из жизни.

-  Нет, ситуаций , когда необходимо оказать помощь, случаются очень часто;

- Мы должны помогать тем, кто попадает в беду.

- Да, мысль, которая содержится в данной притче, обобщает похожие, типичные ситуации в жизни. Какие это ситуации?

- Человек заболел, ему нужна помощь, а рядом никого из близких нет;

- Поскользнулся , упал, а прохожие проходят мимо;

- Старый человек несет тяжелые сумки;

- Бабушка просит милостыню, ей нечего есть.

- Эти различные ситуации связывают проявления одного человека с реакциями на это проявление другого в различных ситуациях нашей жизни. Какие при этом могут быть реакции людей?

- Люди по-разному реагируют на ситуацию : один бросается на помощь, а другой проходит мимо;

- Кто-то помогает, поддерживает, кто-то думает только о себе.

- В современном мире люди стали равнодушнее к чужой боли.

После высказываний детей следует все обобщить:

- Как же поступают люди и почему? Как вы думаете, от чего зависит реакция людей?

- А в чем выражается умение видеть состояние другого человека?

- Трудно ли его увидеть и что для этого надо?

- Можете ли вы с уверенностью сказать , как бы вы поступили в данной ситуации?

- У вас  получается помогать людям, даже тогда, когда они вас об этом не просят?

Продолжите следующие предложения:

Мама пришла с работы молчаливая и расстроенная, и я ____________________________

Мимо меня прошла больная бабушка с тяжелой сумкой, и я почувствовал(а)________________________________________________________________

Подруга пришла в школу грустная, и я___________________________________________

-Каждый ли человек готов откликнуться на состояние другого человека?

- Какое качество характера и души у нас должно быть, чтобы помочь ближнему?

-  Что можно сказать в связи с этим о добром самарянине?

- В чем, по-вашему, назначение человека?

- Охарактеризуйте такие качества людей ,как доброта, милосердие, сострадание, бессердечие.

- Как вы думаете, какова основная мысль этой притчи?

Поработайте в группах над смыслом пословиц:

« Жизнь дана на добрые дела»; «Без добрых дел нет доброго имени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."

Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу доб...

Урок по православной культуре "Милосердие и сострадание"

Урок по првославной культуре в 4 классе.Тема урока "Поговорим о милосердии и сострадании". На уроке дети знакомятся с понятием "милосрдие" и делают выводы. Разбиают пословицы и высказывания известных ...

Урок по основам православной культуры. Милосердие и сострадание

Вашему вниманию предлагается разработка урока по ОПК. Тема урока: "Милосердие и сострадание"...

Урок по основам православной культуры в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Милосердие и сострадание» Задачи:- воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие;- расширять кру...

Презентация к уроку по основам православной культуры "Милосердие и сострадание"

Презентация содержит притчи, которые помогают учителю объяснить значение слов "милосердие", "сострадание"...

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы православной культуры" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "Милосердие и сострадание"

Урок познакомит обучающихся с понятием “милосердие и сострадание” как основой отношений между людьми, научит  выражать свои мысли, чувства, эмоции, создаст условия для свободного...

Конспект урока курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») "Милосердие и сострадание"

Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «ми...