Урок ОРКСЭ тема"Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Казакова Екатерина Алексеевна

Формирование мотивации  осознанному нравственному поведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx36.51 КБ
Файл prezetantsiya.pptx348.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОРКСЭ

Тема урока: «Добро и зло»

Модуль: «Основы светской этики»

Класс: 4 

Цель урока: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 

Задачи урока:

Дидактические: создать условия для знакомства с основными нормами светской морали «Добро и зло», понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Развивающие: способствовать адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Воспитательные: Обеспечить условия для развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача

этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познав., Р – регулят., К коммуник.)

Личностные

Орг. Момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

Беседа

 (Деление на 5 подгрупп вначале урока)

-Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас. Сегодня нас ждет интересный урок. Давайте мысленно друг другу пожелаем успеха.

 

Приветствуют учителя.

Ф

Регулятивные: регулировать свое поведение и свою деятельность. Коммуникативные: доброжелательное отношение к другим.

Умение проявлять уважение к учителю и одноклассникам

Открытие новых знаний

1.формулирование темы и цели урока в ходе обсуждения созданной учебно-проблемной ситуации.

Беседа

 Решение проблемной ситуации.

 Практический (выполнение заданий)

-Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот какую именно, вы ответите сами.

- Ребята у вас на доске весят две картинки и слова. Ваша задача распределить героев в два царства.

- Почему этих героев распределили именно так?

 - Правильно ребята.

- Так кто же догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать?

 - А зачем нам знать о добре и зле?

- Молодцы.

- Ребята, а сейчас посмотрите на слайд и запишите в своих листах, которые лежат на парте у каждой команды, какие цели на урок мы можем поставить.  (Слайд) 

Продолжите фразу

 - Я хочу узнать…

- Я хочу понять …

- Я хочу научиться…

 

-Что нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленных целей? Где мы можем взять необходимую информацию?

-Итак, вы уже разделены на группы, я предлагаю вам поработать с такими понятиями как добро и зло.

- Но для начала вспомним правила работы в группе. (Слайд)

1.Будьте внимательны друг к другу.

2. Активно участвуйте в обсуждении вопросов.

3. Прислушивайтесь к мнению товарищей.

 4. Не стесняйтесь высказывать свое мнение

5. Сделал сам – помоги другу.

-Сейчас я каждой группе раздам карточки и необходимый материал.

-Вам необходимо познакомиться с определениями «добро» и «зло», а потом представитель из каждой команды должен выйти представитель и своими словами дать определение этим  словам добро и зло.

-Итак, я вижу, что все команды уже справились, прошу выйти представителей их команд которые работали с определением слова добро.

-А вы ребята внимательно слушайте и посмотрим, отличаются ли определения у этого слова.

- Хорошо спасибо, садитесь.  

-Скажите,  разные ли представления о добре мы услышали?

-А теперь, давайте послушаем определения слову зло.

-Разные ли представления мы услышали о зле?

- Какой мы с вами можем сделать вывод?

-С древних времён наш народ ценил добро и в народе всегда относились к добру по-особому. Все свои мудрые мысли народ вложил в пословицы.  

-Ну а вот какой смысл в пословицах, мы узнаем вместе.

- У вас на партах лежат карточки, вам нужно собрать пословицы и потом выбрать одну из пословицы и объяснить ее смысл.

1. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Худо тому, кто добра не делает никому.

2.Добро помни, а зло забывай.

 Кто доброе творит, того зло не вредит.

3. Доброе слово не уймет злого.

Делая зло, на добро не надейся.

4. От доброго не бегай, а худого не делай.

Добро поощряй, а зло порицай.

5. От добра добра не ищут.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

-Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

-Вспомните, когда вы или ваши друзья, знакомые совершали добрые и злые поступки в школе или семье.

-У вас на партах лежат карточки, в одну колонку запишите добрые поступки в другую злые, а потом мы с вами проверим.

-Итак, все уже справились с заданием, начнем. Вам необходимо прочитать поступки не называя, какой это поступок злой или добрый, а вы ребята из остальных команд внимательно слушайте, если поступок добрый хлопайте в ладоши, если наоборот топайте ногами.

-Но давайте сделаем так, так как у некоторых команд могут поступки совпадать и чтобы нам с вами не повторяться, один человек из команды будет сидеть и проверять, чтобы поступок не совпал с вашим.

- Хорошо ребята, вы отлично справились с заданием.

 Потому что одни причиняли добро, а другие зло.

 О добре и зле.

Чтобы совершать добрые поступки

Ставят цели на урок

Обучающиеся работают с определениями из разных источников предоставленными учителем.

Обучающиеся выходят и читают свои определения.

Нет, все определения между собой схожи, только написаны разными словами.

Обучающиеся выходят и читают определения.

Нет

Поработав с разными источниками, мы можем сделать вывод, что у всех одинаковое представление о добре и зле.

Обучающиеся собирают пословицы, после этого каждая команда объясняет смысл одной пословицы.

Обучающиеся в карточках записывают по три поступка.

Обучающиеся читают поступки, остальные определяют добрый это поступок или злой.

Ф

Г

Карточки, презентация

Формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

Знание смысла понятий «Добро и зло»;

Уметь приводить примеры хороших и плохих поступков

Коммуникативные: умения слушать и слышать других.

Формирование

понятий о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Закрепление материала урока

Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала

Беседа

-Послушайте притчу.

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-О чем притча?

-Чему она нас учит.

- Научиться по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.  

-В народе говорят «Доброта что солнце»

-Почему так говорят?

-Что дарит людям тепло?

-Вот и доброта дарит людям тепло. Добрый человек подобен солнцу, излучает тепло.

-Ребята у нас есть солнышко, но оно совсем грустное, скажите, чего солнышку не хватает?

-А давайте сделаем так, чтобы наше солнце засияло, каждый в своей подгруппе выберет из списка,  какими качествами должен обладать добрый человек.

-Какое чудесное у нас получилось солнышко, каждый его лучик несет в себе тепло, заботу и внимание.

Слушают притчу, объясняют, о чем она, и чему нас учит.

О добре и зле

Не совершать зла

Солнце

Лучиков

Обучающиеся записывают на лучиках качества, выходят к доске и приклеивают.

Ф

Г

Карточки

Осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Регулятивные: строить план действий, управление своей деятельностью.  

Познавательные: умения применять имеющиеся знания. Давать обоснование.

Коммуникативные: умения слушать и слышать других.

Умение слушать и слушать друг друга.

Подведение итогов урока, рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Беседа

-Ребята, какие цели мы с вами ставили вначале урока?

-Достигли ли мы этих целей?

-А какой вывод мы можем сделать из нашего сегодняшнего урока?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лесенку успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока.

-Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с

собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли.

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Отвечают на вопросы учителя

Ф

Карточки

Регулятивные: строить план действий, контролировать свое поведение.

Коммуникативные:

умения слушать и слышать других.

Готовность и способность

вести диалог с учителем и достигать в нем взаимопонимания

Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слово учителя

Повторить то, что изучали на прошлом уроке.

Регулятивные: регулировать свое поведение.

Умение проявлять уважение к учителю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О сновы религиозных культур и светской этики В 4 классе

Слайд 2

Тема: «Добро и зло »

Слайд 3

Продолжите фразу - Я хочу узнать… - Я хочу понять … - Я хочу научиться…

Слайд 4

1.Будьте внимательны друг к другу 2. Активно участвуйте в обсуждении вопросов 3. Прислушивайтесь к мнению товарищей 4. Не стесняйтесь высказывать свое мнение 5. Сделал сам – помоги другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ курс Светская этика урок по теме "Добро и зло"

Разработка урока Основ религиозных культур и светской этики по курсу Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло" (В разработке испильзуются стихи, притчи, высказывания , загадки , анкетирование)...

план-конспект урока ОРКСЭ. Тема "Добро и зло"

Разработка плана-конспекта урока по теме "Добро и зло" явилась зачетной работой по этике на курсах ОРКСЭ....

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

Урок по теме "Добро и зло" ОРКСЭ модуль "Светская этика"

урок по теме "Добро и зло" модуль "Светская этика"...

Презентация к уроку на тему "Добро и зло" ОРКСЭ 4 класс

Тип урока - освоение новых знаний.Цели урока:Предметные: познакомить с понятиями «добро», «зло»; учить анализировать и давать характеристику поступкам людей, учить распознавать...

4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Добро и зло".

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Добро и зло" и информационные ресурсы, используемые на уроке....

Конспект урока по ОРКСЭ Тема: «Добро и зло »

Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.  Люди старались не доп...