Дружба - ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Дружба - это разработка открытого урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_urok.docx | 47.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области
Тема урока: Дружба
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Курышова Н.В.
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи:
- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
- Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
- Умение выделить проблему и аргументировать свое решение.
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; принять самостоятельное решение; закрепить навыки работы в группе.
Учебное оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. 1 мин.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
II. Определение темы урока. 1 мин.
А чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам послушать следующую сценку:
Сценка: «Урок дружбы».
Ведущий: Жили – были два воробья: Чик и Чирик. Но однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик пшена, но Чик об этом не сказал ни слова своему приятелю.
Чик: Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется.
Ведущий: Склевал он все зернышки, но когда он нес ящик, из него на землю высыпались несколько зёрнышек. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал их и полетел к своему приятелю Чику.
Чирик: Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек зерна. Давай их поровну поделим и склюём.
Чик: Не надо! Зачем! Ты их нашёл, ты их и ешь!
Чирик: Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?
Ведущий: Чику стало стыдно очень! Ведь он сам склевал все зёрнышки и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказался от подарка приятеля - значит обидеть его. Он взял пять зёрнышек.
Чик: Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки и за урок…. (дружбы!)
Учитель:
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(если дети затрудняются ответить, нужно задать наводящие вопросы:
- О чем или о ком говорится в рассказе? Что говорится?)
- О чем мы сегодня будем говорить? (Дружбе)
- Сегодня наш урок посвящен такому знакомому и понятному для всех чувству, как дружба!
Откройте тетради, запишите число, тема урока – «Дружба».
Слово «дружба» вам хорошо знакомо, оно часто встречается в повседневной жизни. Где вы сталкивались с этим словом в городе? (пл.Дружбы, ул.Дружбы, магазины и пр.)
Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?
- Что такое дружба?
- Между кем она может быть?
- Как найти друга и не потерять его?
- Есть ли законы в дружбе?
- Каким должен быть друг?
Сравним со слайдом
Учитель: Я хотела бы начать наш урок со сказки.
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет, волшебнику:
-Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
-Вот, выбирай,- сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую печаль, пятую – Дружба.
-Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.
Задумалась Любовь.
Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему?
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Вопрос детям: Почему Любовь выбрала Дружбу?
-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм). Ребята, подумайте над таким вопросом: что такое дружба? Я предлагаю написать своё определение дружбы
- Напишите на листе- смайле, что вы понимаете под словом “дружба”? (прием ТРКМ - “Корзина идей”)
Дружба – это
... быть добрым
..... отношения
.... забота
.... привязанность друг к другу
..... любовь
.... преданность и т.д. ?
Учитель : Поработаем в группах и найдем точное объяснение того, что такое дружба.
Работа в группах.
- Группа: Используя толковый словарь, объясните значение этого слова.
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
СЛАЙД ЗАПИШИТЕ то, Значение дружбы, которое вам более понятно.
- Группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
- Группа: Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите словосочетания.
- Группа: Соберите пословицы про дружбу.
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
« Взаимное доверие - основа дружбы».
« Старый друг, лучше новых двух».
«Настоящая дружба не знает зависти».
( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)
-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?
Анализ результатов работы в группах.
III. Актуализация знаний. 3 мин.
– Прочитайте слова: товарищ, приятель, друг. Слайд 2.
- Что объединяет эти слова?Дружба,
- Чем они отличаются друг от друга
ТОВАРИЩ - Тот, кто связан с кем-л. общей профессией, местом работы; коллега. Товарищи с детства, по школе. Т. по оружию, боевой т.
Приятель-человек, с которым приятно общаться, но душу никогда не откроешь и ничего лишнего не скажешь...
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью).
ФИЗМИНУТКА «Барбарики»
– Что вы здесь видите? (Показ белого листа с точкой посередине)
Притча о черной точке
«Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
"Что вы здесь видите?", – спросил старец.
"Точку", – ответил один.
"Чёрную точку", – подтвердил другой.
"Жирную чёрную точку", – уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
"Скажи нам, о чём ты так горько плачешь?", – удивились ученики.
"Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа...
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах"
– В чем мудрость этой притчи?
цветок «Дружбы».
У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.
- честность
- враньё
- доброта
- верность
- грубость
- вежливость
- предательство
-отзывчивость
- драчливость
- справедливость
- задиристость;
- сострадание.
- жадность
- уважение
- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.
- Вам нравится?
А с чего начинается дружба? С улыбок Песня звучит
- От ваших улыбок даже светлее стало в классе и теплее у всех на душе.
ВИДЕО отрывки
- Кто может быть другом? Мама, учитель, игрушка….
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРУЖБЫ
СЛАЙД
Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строится на основе взаимопомощи и взаимоуважения.
Отличительные черты дружбы.
1 Отличительная черта - избирательность. Как вы поняли?
2 Отличительная черта - доверительность
3 отличительная черта – бескорыстность.
4 черта- взаимные симпатии и общности интересов
Работа с кейсом. 7 мин.
- Прочитайте текст и заполните таблицу. Работаем в команде
- Вам необходимо обозначить проблему и сформулировать гипотезу.
- Запишите проблему и гипотезы на карточке.
«Давным-давно в школах не было столовых, и дети носили завтрак с собой. Витя потерял завтрак. На большой перемене одноклассники Коля, Миша и Володя достали свои завтраки и стали есть, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…»
- Какая проблема обозначена в этом тексте?
(Проблема:Витя остался без завтрака.)
- Как могли бы повести себя Витины одноклассники? Предложите возможные варианты поведения (положительные и отрицательные).
(Учащиеся формулируют гипотезы).
- Коля не обратил внимание на Витю и продолжал есть.
- Миша спросил: «В чем дело?» Но не поделился с Витей.
- Володя предложил Вите половину своего завтрака.
- Оцените поведение одноклассников Вити по шкале хорошо-средне-плохо.
- Кто оказался настоящим другом?
- Как бы вы повели себя в подобной ситуации?
Для чего нужны друзья?
Чтобы не быть одиноким.
- Каждый ли человек может быть другом?
Нет. Другом может быть человек бескорыстный, у которого нет стремления к личной выгоде, наживе.
- Может ли дружба распасться? По каким причинам?
Да. Если не помогают друг другу, если не приходят на помощь, когда из зовут, если не делятся всем лучшим, что у них есть
- Сформулируйте, каким должен быть настоящий друг.
(Настоящий друг первым придет тебе на помощь. Друг никогда не подведет тебя в трудной ситуации и не предаст. Он всегда тебя поймет.)
- Объясните смысл поговорки: «С кем поведешься, от того и наберешься». (Ответы учащихся).
Окружающие люди оказывают большое влияние на человека, изменяя его. Человек сам волен менять себя, и что все зависит от того, как он решит, кем он хочет быть.
Есть очень справедливая испанская поговорка: «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты».
- Какие друзья опасны и почему?
- Как следует относиться к ним?
Китайская мудрость гласит: «Человек должен выбирать себе в друзья тех, кто лучше него. Знакомых в мире всегда достаточно, а вот настоящих друзей очень мало».
3.Чтение текста учителем.Слайд 7.3 мин.
Я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя».
Вам необходимо внимательно выслушать и ответить на вопросы после прочтения.
«Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.»
- Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Почему покраснели Маша и Таня?
- Нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему? (Ответы детей).
Действительно, народная мудрость учит нас: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким»
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.
4. Рефлексия
а) Составление синквейна.
Дружба
Сильная, сплочённая.
Дружить, выручать, не предавать.
Никогда не оставлять друга в беде.
Верность.
б) Самооценка и самоанализ.
На ладошке
• большой – для меня это важно и интересно ...
• указательный - я получил конкретные рекомендации... (написать какие)
• средний - мне было трудно (или не понравилось)...
• безымянный – некомфортно на уроке
• мизинец - для меня было недостаточно...
– Давайте попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в команде, создайте правила дружбы и запишите в свою тетрадь.
- Сравните свои правила с правилами на слайде. Какие правила вам захотелось добавить в свой список?
Не ссориться
- Помогать друг другу
- Уступать друг другу
- Защищать друга
- Быть вежливым
- Быть честным
- Быть внимательным
- Не жадничать
- Не обижать друга
- Прощать своего друга.
- Если вы будете эти правила соблюдать, то вас всегда будут окружать друзья, вы никогда не будете одиноки.
Ведь человек не может жить один, без друзей!
Вопрос учащимся.
- Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
Что такое дружба?
Когда мы можем назвать дружбу настоящей?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Нужно ли выбирать друзей?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Чтобы дружбу сохранить
9 июня отмечается неофициальный Международный день друзей. Международный день друзей (InternationalFriendsDay) просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они дороги и важны для нас, и порадовали их.
VII. Домашнее задание. Подготовить проект (по выбору):
- Рассказ о своем друге.
- Сообщение о дружбе знаменитых людей.
- Интервью, взятое у родителей (бабушек, дедушек), на тему «Истории о настоящей дружбе».
- - В конце урока хочу предложить вам стихотворение. Слайд 12
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может! - И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов. (Уильям Шекспир)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)
Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией...
презентация к уроку по теме "Дружба"(ОРКСЭ ,4 класс)
Презентация к уроку...
Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)
Данный конспект поможет провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе....
Презентация к уроку по теме "Дружба". ОРКСЭ. 4 класс.
Данную презентацию можно использовать как на уроке "Основы светской этики", так и во внеклассной работе....
Презентация "Пифагорейская дружба", ОРКСЭ, урок № 22, к учебнику Шемшуриной А. (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашних заданий, видеоряд по новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, предполагает анализ текстов "Завтрак", рассказа о дружбе...
Урок о дружбе.ОРКСЭ
Урок проводится в 4 классе по ОРКСЭ.Урок раскрывает понятия дружбы, товарищества....