Дружба - ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Дружба - это разработка открытого урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_urok.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области

             

Тема урока: Дружба

Подготовила  и провела

учитель начальных классов

Курышова Н.В.

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи:

  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
  • Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
  • Умение выделить проблему и аргументировать свое решение.


Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; принять самостоятельное решение; закрепить навыки работы в группе.

Учебное оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Ход урока 

I. Организационный момент. 1 мин. 

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!

II. Определение темы урока. 1 мин. 

А чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам послушать следующую сценку:

Сценка: «Урок дружбы».

Ведущий: Жили – были два воробья: Чик и Чирик. Но однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик пшена, но Чик об этом не сказал ни слова своему приятелю.

Чик: Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется.

Ведущий: Склевал он все зернышки, но когда он нес ящик,  из него на землю высыпались несколько зёрнышек. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал их и полетел к своему приятелю Чику.

Чирик: Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек зерна. Давай их поровну поделим и склюём.

Чик: Не надо! Зачем! Ты их нашёл, ты их и ешь!

Чирик: Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?

Ведущий: Чику стало стыдно очень! Ведь он сам склевал все зёрнышки и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказался от подарка приятеля - значит обидеть его. Он взял пять зёрнышек.

Чик: Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки и за урок…. (дружбы!)

Учитель:

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(если дети затрудняются ответить, нужно задать наводящие вопросы:

- О чем или о ком говорится в рассказе? Что говорится?)

- О чем мы сегодня будем говорить? (Дружбе)

- Сегодня наш урок  посвящен такому знакомому и понятному для всех чувству, как дружба!

Откройте тетради, запишите число,  тема урока – «Дружба».

Слово «дружба» вам хорошо знакомо, оно часто встречается в повседневной жизни. Где вы сталкивались с этим словом в городе? (пл.Дружбы, ул.Дружбы, магазины и пр.)

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

  1. Что такое дружба?
  2. Между кем она может быть?
  3. Как найти друга и не потерять его?
  4. Есть ли законы в дружбе?
  5. Каким должен быть друг?

Сравним со слайдом

Учитель: Я хотела бы начать наш урок со сказки.

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет, волшебнику:

-Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне  завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

-Вот, выбирай,- сказал волшебник.  Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую печаль, пятую – Дружба.

-Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.

 Задумалась Любовь.

Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

Вопрос детям: Почему Любовь выбрала Дружбу?

-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм). Ребята, подумайте над таким вопросом: что такое дружба? Я предлагаю написать своё определение дружбы

- Напишите на листе- смайле, что вы понимаете под словом “дружба”? (прием ТРКМ - “Корзина идей”)

Дружба – это

... быть добрым

..... отношения

.... забота

.... привязанность друг к другу

..... любовь

.... преданность и т.д. ?  

Учитель : Поработаем в группах и найдем точное объяснение того, что такое дружба.

Работа в группах.

  1. Группа: Используя толковый словарь, объясните значение этого слова.
    (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

СЛАЙД          ЗАПИШИТЕ то, Значение дружбы, которое вам более понятно.

  1. Группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
  2. Группа: Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите словосочетания.
  3. Группа:  Соберите пословицы про дружбу.

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

« Взаимное доверие - основа дружбы».

 « Старый друг, лучше новых двух».

«Настоящая дружба не знает зависти».

( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

Анализ результатов работы в группах.


III. Актуализация знаний. 3 мин. 

– Прочитайте слова: товарищ, приятель, друг. Слайд 2.

- Что объединяет эти слова?Дружба,

- Чем они отличаются друг от друга
ТОВАРИЩ  - Тот, кто связан с кем-л. общей профессией, местом работы; коллега. Товарищи с детства, по школе. Т. по оружию, боевой т. 

Приятель-человек, с которым приятно общаться, но душу никогда не откроешь и ничего лишнего не скажешь...

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью). 

ФИЗМИНУТКА «Барбарики»

– Что вы здесь видите? (Показ белого листа с точкой посередине)

Притча о черной точке         

«Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.

"Что вы здесь видите?", – спросил старец.

"Точку", – ответил один.

"Чёрную точку", – подтвердил другой.

"Жирную чёрную точку", – уточнил третий.

И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.

"Скажи нам, о чём ты так горько плачешь?", – удивились ученики.
"Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа...
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах"

– В чем мудрость этой притчи?

цветок «Дружбы».

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

- честность

- враньё

- доброта

- верность

- грубость

- вежливость

- предательство

-отзывчивость

- драчливость

- справедливость

- задиристость;

- сострадание.

- жадность

- уважение

- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.

- Вам нравится?

А с чего начинается дружба? С улыбок Песня звучит
- От ваших улыбок даже светлее стало в классе и теплее у всех на душе.

ВИДЕО отрывки
- Кто может быть другом?
Мама, учитель, игрушка…. 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРУЖБЫ  

 СЛАЙД

Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строится на основе взаимопомощи и взаимоуважения.

Отличительные черты дружбы.

1 Отличительная черта -  избирательность. Как вы поняли?

2 Отличительная черта - доверительность

3 отличительная черта – бескорыстность.

4 черта- взаимные симпатии и общности интересов

Работа с кейсом. 7 мин.

- Прочитайте текст и заполните таблицу. Работаем в команде

- Вам необходимо обозначить проблему и сформулировать гипотезу.

- Запишите проблему и гипотезы на карточке.

«Давным-давно в школах не было столовых, и дети носили завтрак с собой. Витя потерял завтрак. На большой перемене одноклассники Коля, Миша и Володя достали свои завтраки и стали есть, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…»

- Какая проблема обозначена в этом тексте?

(Проблема:Витя остался без завтрака.) 

- Как могли бы повести себя Витины одноклассники? Предложите возможные варианты поведения (положительные и отрицательные).

(Учащиеся формулируют гипотезы).

  1. Коля не обратил внимание на Витю и продолжал есть. 
  2. Миша спросил: «В чем дело?» Но не поделился с Витей. 
  3. Володя предложил Вите половину своего завтрака. 
    - Оцените поведение одноклассников Вити по шкале хорошо-средне-плохо.

- Кто оказался настоящим другом?

- Как бы вы повели себя в подобной ситуации?

Для чего нужны друзья?


Чтобы не быть одиноким. 

  • Каждый ли человек может быть другом?

Нет. Другом может быть человек бескорыстный, у которого нет стремления к личной выгоде, наживе. 

  • Может ли дружба распасться? По каким причинам?


Да. Если не помогают друг другу, если не приходят на помощь, когда из зовут, если не делятся всем лучшим, что у них есть 

- Сформулируйте, каким должен быть настоящий друг.


(Настоящий друг первым придет тебе на помощь. Друг никогда не подведет тебя в трудной ситуации и не предаст. Он всегда тебя поймет.) 

- Объясните смысл поговорки: «С кем поведешься, от того и наберешься». (Ответы учащихся).


Окружающие люди оказывают большое влияние на человека, изменяя его. Человек сам волен менять себя, и что все зависит от того, как он решит, кем он хочет быть.

Есть очень справедливая испанская поговорка: «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты».

- Какие друзья опасны и почему?

- Как следует относиться к ним?

Китайская мудрость гласит: «Человек должен выбирать себе в друзья тех, кто лучше него. Знакомых в мире всегда достаточно, а вот настоящих друзей очень мало».

3.Чтение текста учителем.Слайд 7.3 мин. 

Я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя».

Вам необходимо внимательно выслушать и ответить на вопросы после прочтения.

«Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в
школу  вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.»

- Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснели Маша и Таня?

- Нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему? (Ответы детей).

Действительно, народная мудрость учит нас: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким»

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

4. Рефлексия

а) Составление синквейна.

Дружба

Сильная, сплочённая.

Дружить, выручать, не предавать.

Никогда не оставлять друга в беде.

Верность.

б) Самооценка и самоанализ.

На ладошке

• большой – для меня это важно и интересно ...

• указательный - я получил конкретные рекомендации... (написать какие)

• средний - мне было трудно (или не понравилось)...

• безымянный – некомфортно на уроке

• мизинец - для меня было недостаточно...

– Давайте попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в команде, создайте правила дружбы и запишите в свою тетрадь.


- Сравните свои правила с
правилами на слайде. Какие правила вам захотелось добавить в свой список?
Не ссориться

  • Помогать друг другу
  • Уступать друг другу
  • Защищать друга
  • Быть вежливым
  • Быть честным
  • Быть внимательным
  • Не жадничать
  • Не обижать друга
  • Прощать своего друга.

- Если вы будете эти правила соблюдать, то вас всегда будут окружать друзья, вы никогда не будете одиноки.

Ведь человек не может жить один, без друзей!

Вопрос учащимся.

- Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?


  • Что такое дружба?

  • Когда мы можем назвать дружбу настоящей?

  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?

  • Нужно ли выбирать друзей?

  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?


Чтобы дружбу сохранить 

9 июня отмечается неофициальный Международный день друзей. Международный день друзей (InternationalFriendsDay) просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они дороги и важны для нас, и порадовали их. 

VII. Домашнее задание. Подготовить проект (по выбору):

  • Рассказ о своем друге.
  • Сообщение о дружбе знаменитых людей.
  • Интервью, взятое у родителей (бабушек, дедушек), на тему «Истории о настоящей дружбе».

  • - В конце урока хочу предложить вам стихотворение. Слайд 12
    Настоящий друг везде
    Верен – в
    счастье и беде;
    Грусть твоя его тревожит,
    Ты не спишь – он спать не может!
  • И во всем без дальних слов
    Он помочь тебе готов. (Уильям Шекспир)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)

Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией...

Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)

Данный конспект поможет  провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе....

Презентация к уроку по теме "Дружба". ОРКСЭ. 4 класс.

Данную презентацию можно использовать как на уроке "Основы светской этики", так и во внеклассной работе....

Презентация "Пифагорейская дружба", ОРКСЭ, урок № 22, к учебнику Шемшуриной А. (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашних заданий, видеоряд по новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, предполагает анализ текстов "Завтрак", рассказа о дружбе...

Урок о дружбе.ОРКСЭ

Урок проводится в 4 классе по ОРКСЭ.Урок раскрывает понятия дружбы, товарищества....