Методическая разработка занятия по ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Методическая разработка занятия по ОРКСЭ. Модуль: "Основы светской этики". Тема занятия: "Добро и зло". Класс: 4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_orkse_dobro_i_zlo.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы светской этики»
Тема занятия: «Добро и зло»
Класс: 4
Цель занятия: создание условий для понимания значения понятий добра и зла
Задачи занятия:
в области ценностей:
ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
в области опыта:
ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
в области знаний:
ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
в области умений и навыков:
ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;
индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Ход занятия:
I. Организация деятельности учащихся.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
II. Определение темы занятия:
Прочитайте эпиграфы на доске.
Эпиграфы:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
Древнекитайское изречение.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
Сегодня на занятии будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.
III. Подготовка к изучению нового материала.
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
IV. Выход на определение (понимание детьми этих определений)
Как вы понимаете понятие «Добро»?
Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
2.Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
3.И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Почему же добро всегда побеждает над злом?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
V. Закрепление понятий. Работа в группах.
1) Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
1.С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жанне его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик» В.Катаев.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)
2.Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
3.Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
4. Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4.Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.
В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.
Перед вами карточки с качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы
-Качества- «помощники» добра.
-Качества- «помощники» зла.
Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи «Зло»
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
2) Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.
Перед вами карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:
- «Ни один …. человек не бывает счастлив»
Ювенал
- «Жизнь …. людей полна тревог»
Д.Дидро
- «Добро помни, а … забывай»
Пословица
- « Не делай … , не то на зло нарвешься»
Восточная мудрость
- « Если не хочешь знать страха, не делай …»
Кабус
Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.
3) Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку.
Поэт Б.Заходер рассказал об этом в стихотворении
«Мы – друзья»
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я – худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе…
Отстаём!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был.
Помнишь, Петя?
Что – то, Вова,
Позабыл.
И я забыл!
Ну не важно! Дрались честно.
Как положено друзьям!
Я как стукну!
Я как тресну!
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.
Правильно ли вели себя ребята?
К чему могла бы привести такая ссора?
Можно ли назвать их друзьями? Добрыми людьми?
Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Правильно, ребята, если бы люди старались делать добро друг другу, то не было бы печали, горя, а слезы бы лились от радости и счастья.
VI. Анкетирование.
Может ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3.Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4.Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5.Любите ли вы злые шутки?
6.Вы злопамятны?
7.Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли на практике применять свои способности?
9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
1.Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
2.От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
3.Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
VII. Обобщение и рефлексия.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.
Доброта последнюю рубашку
Снимет с плеч своих и нищему отдаст.
Разведет сады, похожие на сказку,
И в несчастье друга не предаст.
Не обидит добрую старушку,
Приласкает малое дитя
И отдаст последнюю краюшку,
Не оставив корки для себя.
Доброта как солнце, теплый ветер,
На неё ты не предъявишь счет.
Доброта нам достается даром,
Ценится дороже всех щедрот.
Доброта в глазах лучистым светом
Отражает путь своей души.
В добром деле и решенье смелом
Все ёе поступки хороши.
Будем жить в согласии и вере,
Говорить лишь правду и не лгать!
Будем доброту повсюду сеять,
Чтобы зло потом не пожинать!
Что хотела передать автор в этих строках?
К чему она нас призывает?
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
1.ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
2.Попробуй – и ты увидишь, какими тёплыми, радостными, спокойными станут твои отношение с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку. И ещё помни:
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
VIII.Домашнее задание (по выбору)
а) Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.
б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.
Список используемой литературы:
1.Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний» /Л.Барышникова /Томск, 1998
2.Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
3.Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
4.Периодические издания.
5.Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.
6.Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
7.Энциклопедия. К и М, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация
Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация...
Методическая разработка по ОРКСЭ
Разработка поможет провести урок по теме "Россия - многонациональная держава". Используется проблемно - диалогическая технология....
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...