Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация
презентация к уроку (4 класс) по теме

Селезнева Валентина Арсентьевна

Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курс «Основы светской этики» 4 класс МБОУ СОШ № 4

Слайд 2

Ценности нашей жизни: Добро, любовь, терпение, уважение, забота, сострадание, улыбка, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, скромность, тактичность.

Слайд 3

Разум Воля Совесть

Слайд 4

Разум есть существенная способность человека мыслить, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок.

Слайд 5

Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.

Слайд 6

Тема: Совесть СВЕТСКАЯ ЭТИКА Урок 19

Слайд 7

Приём «Водоворот» Совесть – это ...

Слайд 8

Ожегов С.И. « Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом » .

Слайд 9

Бердяев Н.А. «Совесть - это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с Богом. Тот, кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми, о таких людях говорят, что они живут по законам Божьим»

Слайд 10

Даль В.И. (т.4, с.256) «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»

Слайд 11

Книги Бориса Ганаго

Слайд 12

Борис Ганаго – известный детский белорусский писатель.

Слайд 13

Как пробуждать и развивать в себе чувство совести?

Слайд 14

Нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.

Слайд 15

Игра «Найди пару». Поступать вопреки своим убеждениям. Поступать против совести. Жить честно, справедливо. Жить по совести. Делать что-либо хорошо, добросовестно. Делать на совесть. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. Жить со спокойной совестью. Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна». Поступать без стыда, без стеснения. Поступать без зазрения совести.

Слайд 16

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой. Осколки в сердце

Слайд 17

Один водитель сбил человека насмерть и уехал. Никто происшествия не видел, свидетелей не было. Прошло достаточно много времени. И этот человек пришел в милицию и сдался. Он сказал: «Я не могу так больше жить». Случай на дороге

Слайд 18

Бессовестный В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела. - Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло. Петя быстро оделся и убежал. Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь. Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя. - Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка. - Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя. - А молоко купил? - Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе. И бабушка, заплакав, сказала: - Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

Слайд 19

«жить по совести » Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то. Жить честно, справедливо. Делать что-либо хорошо, добросовестно. Поступать нравственно. «жить против совести » Поступать без стыда, без стеснения. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести.

Слайд 20

Портрет совестливого человека Он все делает по совести, стыдится поступать … (нечестно, несправедливо .) Это – человек … (справедливый, добросовестный, ответственный. ) Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.) Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает) Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.) Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( непреднамеренно ), и они вызывают у него … ( глубокое раскаяние ). Совесть выражается в …( глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков ). Она побуждает человека следовать … ( добру, истине и справедливости ). Отвращает его от … ( дурных поступков и действий ).

Слайд 21

Рефлексия. Закончи предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 22

Домашнее задание 1 уровень: Стр. 33-43 читать 2 уровень: Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»



Предварительный просмотр:

 

ОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 4»  г. Мамадыш

ФИО учителя

Селезнева Валентина Арсентьевна.

Тема

«Совесть».

Цель темы

Познакомить с понятиями «совесть», «раскаяние».

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы.

Планируемый результат

Чтобы дети научились анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы.

Тип урока

изучения нового

Основные понятия

«совесть», «раскаяние».

Межпредметные связи

литературное чтение,

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  Студеникин М.Т. Основы светской этики.

презентация, 4 фломастера, 4 листочка А4.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Тема:      «Совесть» 

Цель урока: формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока: 

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», уметь анализировать свои поступки и делать выводы;

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы.

Ключевые понятия урока добро,  совесть, быть в ладу со своей совестью. 

Оборудование: презентация, 4 фломастера, 4 листочка.

Ход урока.

1.Актуализация опорных знаний. Начинаем урок светской этики.

-На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности) Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

2.Выводим тему урока. Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Что самое главное в человеке? А еще?

-Работаем в четверках. Напишите на листочках фломастерами. 1 минута на работу. Прочтите.

Ответы детей на листочках фломастерами: добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.  

Дети зачитывают. Учитель продолжает.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: –
 Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Высказывания детей.

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – 
совесть! 

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

Что такое разум? (Разум есть существенная способность человека мыслить, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок).

Что такое воля?   Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением. 

-А как на ваш взгляд – какое качество в человеке вы считаете самым главным?  

Озвучьте тему урока. Какова будет тема урока? (Совесть. Слайд 6)

З.Работа со словом «СОВЕСТЬ».

Слайд 7

Как вы думаете, что такое совесть? Ученики дают свои варианты ответов.
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»

Например:  весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступкиесть - совесть - это то, что есть у всех; свет  совесть -это свет внутри нас и т. д.

А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Вы услышите три высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше других. 

совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

1. Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605).

«Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

2.Бердяев Н.А. «Совесть - это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с высшими силами. Тот, кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми».

3.Даль В.И. (т.4, с.256) «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»

-Что такое душа?  (душа- внутренний мир человека)

Цитата В.И.Даля и словарная работа.

А как в нас отзывается каждый  поступок?

Приведите в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и, что вы чувствовали.

 Мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство:
хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается
тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека
бросает в жар, он краснеет. Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней
надо прислушиваться. Часто человек заболевает от того что что-то сделал не по совести и тогда его мучает бессонница.        

 Учитель: «У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, что человек поступил не по совести». Давайте послушаем рассказ Бориса Ганаго  «Возмездие» и найдем в нём подтверждение этим словам.

4. Борис Ганаго – известный детский белорусский писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения литераторов – «Духовное слово». Борис Ганаго, уже более двадцати лет занимается воспитанием детей и юношей в традициях добра и нравственности. Его книги с удовольствием читают и взрослые и дети.

ВОЗМЕЗДИЕ

Данька считал, что ему всё можно. Запрещали ругаться - ругался, говорили кошек не мучить - камни в них кидал, малышей не обижать - замки их из песка растаптывал.

- Ох, и воздастся тебе, Данька! - предсказывали ему соседки-старушки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность.

Жил Данька рядом с кладбищем. Там многие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Скамейки кое-где. Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечности приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала - некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто...

Заметил Данька, что по вечерам к кладбищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разлетались.

Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа - потёмки. Только задумал он опять не доброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок подстреливать. Ему всегда всё сходило, а тут птицы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся.

Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему - прохожим жутковато становилось.

Пришло время уехать Даньке в другой город. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим.

Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Надеялся, что и это ему сойдёт.

Переехал. Годы миновали. Повзрослел. Сам своё гнездо свил - женился. Прошлое, казалось, ушло в небытие. Только ребёнок у него почему-то немым родился. Почему? Долго переживал молодой папаша, но смысла в происшедшем не увидел.

Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики совесть лечат?

Дать время подумать. Что хотите сказать? Выслушивается мнение детей.

5. Работа над рассказом. Анализ.

Чтобы накачать мышцы - нужна тренировка, чтобы научиться быстро читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести?

 Ученики приходят к выводу, что нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, не совершать плохих поступков, чтобы совесть не мучила.

 6. Закрепление. Замените высказывание другим предложением.

-        Я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна».

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

7.Чтение рассказа.

-Сегодня, рассуждая над   темой нашего урока,  я хочу познакомить вас ещё с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Мы говорили, что у совести есть одна особенность  - она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Давайте послушаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам.

(Рассказ слайд 16)

Осколки в сердце

    Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

   Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

8. Анализ прочитанного.

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?  (Был молод, глуп, плохое настроение)

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?   Этими словами вы подтвердили особенность совести  напоминать человеку о его проступке.

Прочитайте, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)  

  - 50 лет человека мучила совесть и несмотря на то, что он многого добился  в жизни, он вряд ли был счастлив.

9. Творческое применение знаний. 

 Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

10. Рефлексия. Слайд 18. Рефлексия.

Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Работа с учебником. «Основы светской этики».

Чтение материала стр. 33-43

Запись в тетрадях понятий добро, зло, раскаяние.

11. Домашнее задание по выбору

1 уровень: Стр. 33-43, читать

2 уровень: Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»

12. Итог урока.Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. И в  заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.
Словно ненаписанная повесть.                                                                      

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, тот совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

                                                     Яна Кузовлева 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ОРКСЭ

Разработка поможет провести урок по теме "Россия - многонациональная держава". Используется проблемно - диалогическая технология....

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Приложение к методической разработке урока ОРКСЭ в 4 классе. Презентация по теме "Добро и зло".

Небольшая презентация к уроку ОРКСЭ на тему "Добро и зло", позволяющая учащимся лучше усвоить материал....