Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
статья по орксэ (4 класс)

Арзамаскова Наталья Анатольевна

В этой статье говорится о том, как важно духовно-нравственное развитие. Его основы закладываются на ступени начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-_nravstvennoe_razvitie.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

      Одна из главных задач  современного российского образования заключается не только в том, чтобы передать новые  знания подрастающему поколению и научить жить в условия  информационного общества, но и сформировать  ребенка как личность. Здесь важно отметить, что именно духовно-нравственное развитие в школе и семье является основой воспитания детей.   По словам  знаменитого педагога К.Д. Ушинского:    "Воспитание- это величайший вопрос человеческого духа. Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека". В современных условиях развития общества,  когда размыты нравственные ориентиры и господствует плюрализм мнений, ребенку очень  трудно понять, что такое "хорошо" и "плохо". Задача духовно-нравственного воспитания  -  помощь подрастающему поколению в том, чтобы выбрать правильные цели в жизнь и научить, что смысл обучения не только в том, чтобы найти престижную профессию, но сохранить и приумножить духовные ценности. Проблема духовно – нравственного воспитания детей актуальна, и роль педагога в решении этой проблемы велика.

      Почему важно заниматься нравственным развитием личности уже на первой ступени образования? Во-первых, федеральный государственный образовательный стандарт включает новый компонент в структуру образовательных программ школ: «Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников». Во-вторых, если с азов в школе ребенок не будет воспитан в системе духовно-нравственных ценностей, то изменить в дальнейшем будет очень трудно.

    Тематикой духовного развития детей младшего возраста  занимаюсь  с начала своей педагогической карьеры. Что же входит в систему духовно-нравственного воспитания? Классные часы,  родительские собрания, "уроки Добра", викторины, квесты, различные тематические кружки, экскурсии и походы. Мне хочется подробнее  остановиться  на курсе "Основы религиозных культур и светской этики", который включен Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента. Программа разделена на шесть модулей, чтобы родители ребенка могли выбрать какой модуль им ближе. Цели курса  одна -  формирование у школьников  мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

      Предмет Основы религиозных культур и светской этики преподаю с 2013 года. Важно отметить, что авторы учебного курса применили дифференцированный метод, чтобы родители учеников могли выбрать модуль, которым им ближе в духовном плане.  

      В чем же польза данного курса? Во-первых, изучая основы религиозных учений ребенок приобщается многовековым ценностям народа, проникается любовью к своей Родине, родителям и людям в целом. Во-вторых, польза может заключаться в том, что он будет воспитывать вместе с детьми и родителей. Если они захотят, конечно. Если будут общаться со своим ребенком и совместно выполнять задания, изучая понятия «добро», «зло», «любовь». В-третьих, формирование  умений детей младших классов к общению в многонациональной и поликонфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Как отмечают авторы учебника "с одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего"(2).

    Итак, духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся   является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. В дальнейшем продолжу заниматься тематикой нравственного развития подрастающего поколения, подготовкой курса уроков по предмету ОРКСЭ, а также организация встреч с представителями различных конфессий, экскурсии в духовно-нравственные учреждения.  В завершении хочется привести слова  Святейшего Патриарха  Кирилла, которые он произнес в 2011 году на церемонии закрытия III Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры и отметил, что " дети приобщаясь к Основам православной культуры   обретают мудрость, столь необходимую им для их жизненного путешествия. Это будет непростое путешествие — гораздо сложнее, чем проехать на машине из пункта А в пункт Б. Это путешествие почти всегда бывает очень драматическим, где соседствуют и радости, и горе. И как важно пройти по этому жизненному пути, сохраняя самого себя, сохраняя свои жизненные принципы" (3).

Литература

1.К.Д. Ушинский. "Моя система воспитания. О нравственности".

2. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений

3. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповеди 2010-2011"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...