Урок ОРКСЭ "Христос и Его Крест"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Матвеева Надежда Юльевна

Цель: формирование понимания значения Креста для христиан.

 

Задачи:

Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока, раскрыть смысл Креста как символа православной веры.  

 Помочь осознать смысл христианского учения о жертвенности ради людей.

Развивать коммуникативные навыки и навыки учебного труда через работу в парах.

Воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других, любовь к своим близким.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_otkr.docx802.49 КБ
Файл iisus_i_ego_krest.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Жарынская средняя школа»

д. Красная Горка

2017 г.

Тема: «Христос и Его Крест»

Цель: формирование понимания значения Креста для христиан.

Задачи:

Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока, раскрыть смысл Креста как символа православной веры.  

 Помочь осознать смысл христианского учения о жертвенности ради людей.

Развивать коммуникативные навыки и навыки учебного труда через работу в парах.

Воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других, любовь к своим близким.

УУД

  • Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.
  • Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
  • Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  • Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Планируемые результаты:

  • Предметные. Получат знания о значениях слов «воплощение», «Богочеловек», «Голгофа», о символике креста и его составляющих частях; раскроют смысл Креста как символа православной веры; познакомятся со словами и выражениями, ставшими «крылатыми» (фразеологизмами).
  • Метапредметные. 

Познавательные: научатся оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изучаемые понятия с примерами из жизни. 

Коммуникативные: сформируется готовность слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, работать в группе, в паре, пользоваться материалами учебника. 

Регулятивные: овладеют способностью принимать учебную задачу и сохранять её.

  • Личностные. Учащиеся проникнутся уважением к тем, кто жертвует собой ради других, осознают смысл христианского учения о жертвенности ради людей.
  • Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение,  работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.
  • Понятийный ряд: Крест, воплощение, Богочеловек, Голгофа

Оборудование:

  • ноутбук, проектор,
  • слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),
  • учебник «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев,
  • итоговое задание «Проверь себя» (тесты, аналог задания с диска).

Ход урока:

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Учитель: - Доброе утро (день), солнце! (все поднимают руки и тянут их к солнцу, затем опускают).

- Доброе утро (день), небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро (день), всем нам! (все разводят руки в стороны, смотрят на присутствующих, затем опускают).

Учитель:  Первым, кому мы сказали «добрый день», у нас стало солнышко, оно сегодня будет светить нам весь урок, а почему, вы поймёте немного позже, во время урока (на доске висит картинка солнышка).

 

  1. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Учитель: В начале нашего урока мы выполним небольшой тест, чтобы проверить ваши знания, полученные на предыдущих уроках, настроиться на работу на уроке, а также определить тему нашего урока. (слайд №2)

  1. Постановка учебной задачи, определение темы

Тест

1. Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло

не разрасталось в мире?

Р) Злом отвечать на зло

З)С добрыми быть добрым, со злыми быть злым

К) Любить врагов

2. Что составляет истинное богатство христианина?

О) То, что христианин лучше остальных

Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе,

когда мы делаем добрые дела

А)Земные богатства

3. Кого учил любить Иисус Христос?

Е) Любить всех людей, даже врагов

М) Любить тех, кого нам хочется любить

И) Любить тех, кто нас любит

4. Какое сокровище нельзя украсть?

У) Которое никому не нужно

С) Которое человек собирает на Небе

Г) Которое хорошо спрятано

5. Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной

проповеди, означает:

Т) быть настоящим христианином

П) быть сомневающимся человеком

Д) быть далеким от Бога(слайд №2)

Учитель: Какое слово у нас получилось?  (Крест) - Вы абсолютно правы. Сегодня мы будем говорить о Кресте.

Подумайте, где и когда вам приходилось встречаться с крестами?

(девочки вышивают крестом, на машинах скорой помощи, на дорожных знаках и т.д.)

Учитель: А откуда взялся крест? Чтобы это узнать, отгадайте загадку.

До чего сияет ярко,

Щедро дарит всем подарки:

Теплоту, добро и свет

Миллионы долгих лет.

Утром выгляну в оконце,

В небе радостное...     солнце

Учитель: Оказывается, ребята, крест – это символ солнца, а солнце – это – жизнь. Люди многие века наблюдали закат солнца над водой и видели вот такой крест. (слайд №3)

http://www.podarim-vam.ru/data/big/222.jpg

  1. Открытие новых знаний.

- Сегодня вы узнаете, какой смысл несёт крест для православных людей, что он значит для всех христиан.

- Чтобы достичь этой цели мы с вами должны найти ответы на несколько вопросов: (Вопросы записаны на доске)

- Как Бог стал человеком?

- Почему Христос не уклонился от казни?

- Какова символика Креста?

Учитель: Мы с вами говорили о том, что до того, как люди приняли Христианство, и стали верить в одного Бога, их верой было «Язычество». Люди верили не в одного Бога, а в несколько богов, и каждому богу нужно было приносить жертву. Бог, в которого верят православные люди сейчас, сам принёс людям жертву и этой жертвой стал Он сам, став человеком. Сейчас мы попробуем дать ответ на первый вопрос.

 

  Работа с книгой стр. 24. (Дети читают и рассказывают)

Учитель:   БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. Он создал людей и любит их. А когда любят, то стараются ближе быть к любимому. А чтобы быть ближе к людям, Бог стал человеком. Он вочеловечился. Он соединил с Собой человеческое тело и человеческую душу.    

Богочеловек появился на Земле точно также как появляются все люди. Его  родила Дева Мария, а Его земным отцом стал муж Марии – Иосиф.

(слайд №4)

Рождение Иисуса Христа.

      Правитель Римской Империи приказал всем людям на время переписи вернуться в свои города, где они родились. Иосиф пришёл в Вифлеем вместе с беременной Марией. Город был переполнен людьми, поэтому они остановились переночевать в сарае на окраине города. В эту ночь  в небольшом городке Вифлееме и произошло небывалое событие – родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую с тех пор называют  Богородицей.(слайд №4)

   Придя на землю, Сын Божий не был встречен почётом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища – Он родился за городом, в пещере (сарае) и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Ученик читает стихотворение:                        

В яслях лежит Ребёнок.

Матери нежен лик.

Слышат волы спросонок

Слабенький детский крик.

Придёт Он не в блеске грома,

Не в славе побед земных,

Он трости не переломит

И голосом будет тих.

Не царей назовёт друзьями,

Не князей призовёт в совет –

С галилейскими рыбаками

Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,

В узилища не запрёт,

Но Сам, распростёрши руки,

В смертельной муке умрёт.

(слайд №5) 

     Первыми гостями Божественного младенца были не цари и вельможи, а пастухи, которым  Ангел возвестил о Рождестве Христовом.(слайд №6)

Учитель:   Родившийся Богочеловек стал именоваться Иисусом Христом (спаситель). Как Бог Христос творил чудеса, как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал.

     Многие люди не верили в то, что Иисус сын Божий. Они объявили Его преступником и стали добиваться Его казни. Христос не стал уклоняться от суда и добровольно пошёл на казнь.

Учитель: Итак, ребята, подведём итог первому нашему пункту плана и ответим на вопрос, что значит «вочеловечился», «воплотился»?

Дети:    объясняют

Учитель:

       Ребята, как мы уже сказали, некоторые люди завидовали Иисусу и ненавидели Его, потому, что Он называл Себя Сыном Божиим. Они не понимали, что Иисус пришёл, чтобы взять грехи всех людей на Себя. Он говорил Своим ученикам, что Его убьют, но Бог воскресит Его на третий день. Однажды, когда Иисус входил в Иерусалим, народ, окружавший Его, начал радостно восклицать: «Да здравствует Царь!» И многие начальники и первосвященники возненавидели Его ещё больше, искали удобного случая, чтобы убить. Иуда, один из учеников Христа, предал Его за деньги, указал место, где можно арестовать Христа. Вскоре римские воины арестовали Иисуса. Иисус знал об аресте и даже не думал скрыться. 

(слайд №7)!!! Ночь, спят уставшие ученики. Чёрные тучи-предвестники беды закрыли небо. Страстные молитвы произносит Иисус, обращаясь к Господу. С надеждой смотрит он на небо. О чём просит он Бога? Господь слышит Его молитвы - небесный свет освещает преклоненную фигуру Иисуса, вселяя в него надежду, укрепляя Его веру, что не покинет Его в трудный час.(прочитать)

.(слайд №8)Утром Иуда своим поцелуем выдал Иисуса. Иисус не позволил ни ангелам, ни апостолам защитить Его. Схватив Христа, воины привели Его на суд к римскому правителю Пилату.(слайд №9)Видя невинность Христа, Пилат хотел отпустить Его. Но желая угодить толпе народа, осудил Христа  на распятие  на месте, называемом Голгофа.

     Если бы Иисус Христос добился оправдания и Его не казнили, то не состоялась бы встреча Жизни со смертью и смерть не была бы сокрушена. До Христа смерть давала людям только пустоту и холод, а после смерти Его люди получают любовь Христа и Царство Божие, Царство Небесное  (Рай).

-Ответим на второй вопрос нашего плана урока: «Почему Христос не уклонился от казни?»      (выслушиваются ответы детей)

Учитель: После приговора Иисус был передан римским воинам, они сплели терновый венец и надели на голову Спасителя. Потом одели Его в царскую багряницу (красные одежды) и насмехались над Ним: «Радуйся, Царь Иудейский». Воины избили Иисуса плетьми, били по голове и терновый венец  острыми шипами колол голову Христа.

(слайд №10) Затем Иисуса повели на Голгофу.

Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. Слово  «голгофа» стало означать   страдание, высшее и жертвенное служение правде.

Всю дорогу Он должен был нести орудие  Своей казни – тяжёлый  деревянный крест. Измученный Спаситель падал, и воины заставили  проходящего по дороге  Симона Киринеянина  нести крест Иисуса Христа.

Физкультминутка

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе

Распятие Христа.

(слайд № 11) Ученики читают в учебнике на стр. 26.   (слайд №12)Учитель читает стихотворение слайда

Учитель:(слайд №13,15) Начиная с шестого часа, солнце померкло, и тьма объяла всю землю.

  • Около девятого часа по иудейскому времени, то есть в третьем часу по полудни, Иисус громко воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Для  чего Ты Меня оставил?» Это переживание богооставленности было самым страшным мучением для Сына Божия.
  • «Жажду», - произнёс Спаситель. Тогда один из воинов намочил губку уксусом (вином), надел её на трость и поднёс к иссохшим губам Христа.
  • Когда же Иисус вкусил уксуса (вина), сказал: «Свершилось!». Исполнилось обетование Божие. Совершилось спасение человеческого рода.
  • Вслед за тем Спаситель воскликнул: «Отче, в руки Твои передаю дух Мой», и, «преклонив главу, испустил дух».

Учитель: И что в это время произошло?(слайд №14)

  • День ясен был, но вдруг вдали
  • Возникла тьма, и солнце скрылось,
  • Тревожно небо помутилось,
  • И с шумом треснул грунт земли!
  • Без света стал весь мир так мрачен,
  • Затменье всюду разлилось
  • Когда, изранен и беззрачен,
  • Повис на дереве Христос.

Учитель: Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Завеса в храме, закрывавшая Святое Святых, разодралась надвое, тем самым отверзая людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное. Видя происшедшее на Голгофе, все жители Иудеи были объяты страхом. И даже распинатели – язычники, стоявшие подле Креста, видя происшедшее, говорили с трепетом: «Воистину Он был Сын Божий»

Ученик читает стихотворение:

ХРИСТОС РАСПЯТЫЙ

Торжествовать. У них удача...
Но солнце вдруг оделось в траур,
Голгофа вздрагивала, плача.
Мир выковал копьё и гвозди,
И суд не дал Христу защиты.
Но заявили с неба гости:
«Его средь мёртвых не ищите!»

А люди «мёртв!» кричат в угаре,
И в ад идут, как рыба в верши.
Но счастье вечное нам дарит
Христос распятый и Воскресший!

Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим, почему же Христос умер, прослушав следующее стихотворение.

Ученик:

О, человек! За тебя на кресте

Умер Господь, - умер страшно, мучительно

Не для того, чтоб ты жил в суете;

Не для того, чтобы падал стремительно.

Ты для Христа стал дороже всего:

Жизнь Он отдал за твоё искупление,

Чтобы взирая на подвиг Его,

Ты облекался в одежды нетления.        (Юрий Вилюгов)

 Прослушиваются ответы детей.

Учитель: Давайте прочитаем третий вопрос нашего урока и приступим к поиску ответа на него.

- Какова символика Креста?

Символика креста

(слайд №16)+ диск «Основы православной культуры»

На православном кресте три перекладины.

  • Верхняя, над головой Христа – это дощечка с надписью «ИНЦИ». Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин Царь Иудейский». «Назарянин» - потому что Он жил в городе Назарете, в стране, которая сегодня называется Израиль, а раньше называлась Иудея. «Царь Иудейский» - слова из ложного приговора, что вынесли Ему люди. Они обвиняли Его в том, что Он хочет произвести переворот и стать царём.
  • К нижней перекладине были прибиты ноги Иисуса Христа. Она перекошена, потому что вместе с невинным  Христом были распяты  два настоящих разбойника (преступника). Перекладина поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что разбойник, который находился справа от Христа, покаялся и попал в рай. Другой разбойник не покаялся и попал в ад.
  •  На большой перекладине, где были прибиты руки Христа, на правой оконечности написаны буквы IC обозначающие имя Господа – Иисус. На левой оконечности ХС – Христос (Искупитель).

http://player.myshared.ru/4/217249/slides/slide_16.jpg

  1. Закрепление .

Учитель: А сейчас, ребята, мы выполним задание (приложение №1), этим мы подведём итог полученным знаниям о символике Креста. (Детям раздаются листочки с приложением 1 и они самостоятельно работают по ним)

Приложение 1

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5961_b.png

Перед тобой одно из изображений креста.

Подумай, что означают сокращения на перекладине.

Аккуратно скопируй и расшифруй их.

____________________________________

____________________________________

Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.? Запиши её на изображении Креста.

(По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.)

Объясни значения этих букв.

I. ___________________________________

Н. ___________________________________

Ц. ___________________________________

I.____________________________________

Учитель: Сегодня мы также познакомились с новыми православными понятиями. Вы замечательно работали, а теперь я предлагаю интересное задание, которое покажет, как вы усвоили эти понятия.

- Откройте конверт   (Приложение 2). Поработайте в группах и найдите соответствие, соединив иллюстрацию, понятие и значение понятия (иллюстрация разрезана)

Приложение 2

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5961_d.png

 

Богочеловек

Иисус Христос

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5961_e.png

Боговоплощение

воплощение Бога

в человека

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5961_f.png

Голгофа

небольшая гора на окраине Иерусалима, где распинали преступников

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/5961_g.jpeg

Крест

символ православных христиан,

знак любви Бога

к людям

Учитель: Итак, ребята, мы с вами нашли ответы на все поставленные в начале урока вопросы, выполнили все задания по закреплению изученного материала, но в начале урока прозвучал ещё один вопрос и теперь, узнав многое о Кресте давайте попробуем ответить на него. А вопрос такой:     какой смысл несёт Крест для православных людей, что он значит для всех христиан. Почему христиане носят его и не снимают?

Выслушиваются ответы детей  

Учитель подводит итог всему сказанному: Крест для православных людей это  Любовь Господа, свет, победа над смертью, адом.   Поэтому православные люди носят нательные кресты.

Нательные кресты.

     Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: “Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”.  Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов”, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. 

Учитель: А ещё, ребята, есть такое высказывание «нести свой крест». Подумайте и попробуйте объяснить, что оно означает. Делаю подсказку, у этого высказывания есть два значения.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Давайте посмотрим фильм, который называется «Твой крест» и я думаю, вы более точно поймёте значение этого высказывания.

   После просмотра проводится небольшой анализ фильма. Дети объясняют значение высказывания.  

Учитель: Скажите, ребята, а что делал человек, в самую тяжёлую минуту?

(Он обращался к Богу за помощью)

Ученик читает стихотворение:

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтоб не оставил нас Господь

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: А теперь, ребята, вернёмся к своему солнышку, которое светило нам весь урок, и подведём итог нашему уроку. Тот, кто думает, что он хорошо усвоил материал сегодняшнего урока, и ему было интересно на уроке, пусть станет к солнышку, а кому урок не понравился, много не понял, тот пусть станет к тучке.    (слайд №17)

 

http://nierocks.areavoices.com/files/2011/06/sun03.jpg       

 

Подведение итогов: Ребята, вы замечательно работали на уроке и смогли ответить на поставленные в начале урока вопросы. Я рада вашим результатам.

Иисус  Христос

И – искупление

И – исцеление, истина

С– Сын, страдающий, смиренный, справедливый

У – учитель

С – спаситель, счастье, свет

Христос– помазанник (Мессия)

 

Список литературы

  1. Учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», издательство «Просвещение», 2012 г.
  2. Книга «Самый великий ЧЕЛОВЕК, который когда-либо жил».
  3. Диск «Основы православной культуры» - приложение к учебнику.
  4. Интернет – ресурсы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе Модуль: «Основы православной культуры» Тема: «Христос и Его Крест» Учитель: Матвеева Надежда Юльевна МБОУ «Жарынская средняя школа» д. Красная Горка 2017 год

Слайд 2

1 . Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире? Р ) Злом отвечать на зло З) С добрыми быть добрым, со злыми быть злым К ) Любить врагов 2. Что составляет истинное богатство христианина ? О ) То , что христианин лучше остальных Р) Духовные богатства, которые собираются на небе, когда мы делаем добрые дела А) Земные богатства 3. Кого учил любить Иисус Христос ? Е ) Любить всех людей, даже врагов М ) Любить тех, кого нам хочется любить И ) Любить тех, кто нас любит 4. Какое сокровище нельзя украсть ? У ) Которое никому не нужно С ) Которое человек собирает на Небе Г) Которое хорошо спрятано 5. Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной проповеди, означает : Т) Быть настоящим христианином П) Быть сомневающимся человеком Д) Быть далеким от Бога

Слайд 18

Иисус Христос И – искупление И – исцеление, истина С – Сын, страдающий, смиренный, справедливый У – учитель С – спаситель, счастье, свет Христос – помазанник (Мессия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

Проект урока по "Основам православной культуры"в 4 классе "Христос и Его Крест"

Данная разработка содержит  описание проекта урока по теме :"Христос и Его Крест" с подробным  изложением деятельности учителя и учеников,  а также формирование УУД на различных этапах ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Конспект урока технологии "Вышивка крестом" 3 класс

В конспекте изложен ход урока и технология вышивки крестом....

Тема урока: Вышивка крестом. Изготовление мешочка из конвы.

Мультимедийная презентация урока  технологии в 3 классе....

Методическая разработка. Урок «Христос и Его Крест» (ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»).

Урок «Христос и Его Крест» подготовлен с  учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Он формирует и основы православной культуры, и качественное эмоцион...