Проект урока по "Основам православной культуры"в 4 классе "Христос и Его Крест"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Данная разработка содержит описание проекта урока по теме :"Христос и Его Крест" с подробным изложением деятельности учителя и учеников, а также формирование УУД на различных этапах проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_hristos_i_ego_krest.docx | 61.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Горбатов Павловского района
Нижегородской области
Проект урока по ОРКСЕ
Предмет: Основы православной культуры
Класс: 4
Тема Христос и Его Крест.
Программа: Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Горбатов Павловского района
Нижегородской области
Веретенникова Ирина Павловна, 1 категория.
Стаж работы 21 год
г. Горбатов 2012
Тема урока: Христос и Его Крест
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Формирование понимания значения креста для христиан.
Задачи:
Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; научить понимать символику Креста.
Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.
Воспитывающая: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть
В области формирвания УУД:
- познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
- регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
- коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.
Художественно-педагогическая идея урока:
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Мк.8.34)
Планируемые результаты урока:
- Личностные: Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
- Предметные: Имеют представление о понятиях « Боговоплощение»,
« Богочеловек», «Крест», их взаимосвязи;
- Метапредметные:
-Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;
-Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;
-Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Дидактическое обеспечение: таблицы «ЗХУ», карточки с дифференцированным заданием.
Рабочие материалы к уроку:
- Мультимедиапроектор.
- Интерактивная доска
- Презентация «Крест».
- Крест – Распятие.
- Учебник «Основы православной культуры»
- Методические рекомендации А. Кураева (автора учебника).
- Карточки с заданием.
В ходе урока учащиеся узнают:
- Как Бог стал человеком.
- Почему Христос не уклонился от казни.
- Символику креста.
Этапы урока и их продолжительность
Содержание урока | Продолжительность |
| 2 минуты |
| 3 минуты |
| 3 минут |
| 1минута |
| 14 минут |
| 2 минуты |
| 7 минут |
| 6 минут |
| 4 минуты |
| 3 минуты |
Разработка урока
Этапы урока | Психолoго –педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемый результат со стороны учеников | Универсальные учебные действия |
1.Мотивация к учебной деятельности Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Все в порядке на столе? (Да!) Есть порядок в голове? (Да!) Мы за парты сели ровно. И к работе все готово. -Покажите мне, пожалуйста, настроение, с каким вы пришли сегодня на урок. Я вам желаю узнать много нового. 2. Актуализация опорных знаний -Ребята, как вы думаете, что будет сегодня темой нашего разговора? (крест) - Почему вы сделали такой вывод? (на столе учителя находится крест – распятие, на доске – картины, соответствующие теме урока). Сформулируйте тему урока. - Правильно, сегодня мы узнаем, какое значение имеет крест для православного человека. Давайте проверим ваши знания. 3.Выявление места и причин затруднения. А что бы вы хотели узнать по этой теме? Заполните второй столбик таблицы. Итак, сегодня мы с вами узнаем, как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. 4.Построение проекта выхода из затруднения. («открытие» детьми нового знания) 5. Реализация построенного проекта. Библия подчёркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Как Бог стал человеком? Давайте узнаем это. Читаем текст «Боговоплощение» Используем приём «Маркировка текста» + -знаю Н- новое ? не понял --думал иначе. Где поставили н? Выясним, что мы не знали. Что противоречило вашим знаниям? Что для вас оказалось самым важным и интересным? Итак, Богочеловек Христос претерпел смерть. Он позволил распять себя на Голгофе. А что такое Голгофа? Читаем текст «Голгофа» с. 25 Христос принёс себя в жертву. Какую казнь ему определили? Читаем текст «Жертва Христа», «Распятие» с. 26 А что вы знаете о кресте? Какова его символика? Нарисуйте крест. Сравните рисунок с соседом по парте. Рассказ учителя о кресте, сопровождая презентацией. 6. Физкультминутка 7. Первичное закрепление во внешней речи Чтение статьи «Символика креста»
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. А сейчас я предлагаю вам выполнить задание (Варианты дифференцированных заданий в приложении) 8. Включение в систему знаний и повторения. Итак, мы изучили тему «Христос и Его Крест». Давайте повторим изученное , используя образовавшийся на доске кластер. 9 .Подведение итогов урока
- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал, что… В конце урока мне бы хотелось посмотреть не ваше настроение. (Дети показывают свое настроение). Д.З: с.24-29 подготовить по 3 вопроса по тексту. | Создание психологического настроя на учебную деятельность Организация обратной связи. Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его). Развитие коммуникативных навыков, умение слушать и высказываться Учитель раздаёт детям карточки «ЗХУ» Постановка цели урока. Создаю у учащихся «ситуацию успеха». Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации). Операционный компонент учебной деятельности (ученики принимают и удерживают учебную задачу) Стимулирование познавательной активности. Учитель предлагает сформулировать тему, цель урока. В учебнике читаем вопросы из рубрики «Вы узнаете» В учебнике читаем вопросы из рубрики «Вы узнаете» с.24 Корректирует вопросы, предложенные учениками. Сообщает план действий : 1. Знакомство с презентацией и беседа по ее содержанию. 2. Изучение текста учебника о взаимосвязи понятий « Боговоплощение», «Голгофа», «Жертва Христа», «Распятие», «Символика креста» 3. Составление ответов на главные вопросы урока. Проверка работы Развитие навыков самопроверки. Постановка проблемных вопросов способствует дальнейшему формированию познавательной мотивации и устойчивого произвольного внимания Учитель прикрепляет к доске слово «Боговоплощение» Учитель прикрепляет к доске слово «Голгофа» Учитель прикрепляет к доске слово «Распятие» Учитель просит нарисовать крест Развитие внимательности, способности удерживать учебную задачу. Снятие напряжения. Учитель предлагает детям поработать в парах: объяснить друг другу значение каждой перекладины. Учитель вешает на доску слово «Крест» Учитель предлагает детям выполнить самостоятельную работу с использованием новых знаний по Рабочей тетради. Дифференциация по уровню трудности выполненного задания способствует развитию способностей учащихся, обеспечивает усвоение материала на необходимом уровне Организация обратной связи. Помощь учителя или других учеников помогает усвоить учебный материал. Учитель предлагает детям по кластеру рассказать новый материал.
1. Обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. 3. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал, что… В конце урока мне бы хотелось посмотреть не ваше настроение. (Дети показывают свое настроение). Д.З: с.24-29 подготовить по 3 вопроса по тексту
| Ожидаю увидеть доброжелательный настрой на урок. (Дети показывают настроение при помощи сигнальных карточек). Класс готов к работе. Учащиеся воспроизводят материал в соответствии с поставленными вопросами Дети заполняют первый столбик таблицы, что они знают по этой теме. Дети заполняют второй столбец таблицы «ЗХУ»
Дети формулируют тему урока, определяют цель. В учебнике на с. 24 читают вопросы из рубрики «Вы узнаете» Ученики работают над текстом «Боговоплощение» с. 24-25 учебника. Ученики читают текст и делают пометки на полях в соответствии с эталоном. Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга. Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению. Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению. Дети отвечают на вопросы учителя. Фронтальная работа Дети, основываясь на свои знания, рисуют крест. Работа в парах Дети учатся рассуждать. Выслушивать мнения друг друга. Самостоятельное выполнение обучающимися задания с использованием нового способа действия, самопроверка на основе сопоставления с эталоном
Дети дополняют предложение, используя приобретённые знания. 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник. Психологическая удовлетворённость от урока.
| Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ; Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Познавательное УУДпоиски способов решения проблемы Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
. Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
Познавательное УУД: группировать предметы по существенным признакам. Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания, Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание Личностные УУД: Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности. Познавательные УУД: Обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы, оценивать правильность выполнения задания. Познавательное УУД: понимать информацию, представленную в виде схем. Регулятивное УУД: определение правил составления кластера Коммуникативное УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности. |
Условные обозначения: Л – личностные УУД; Р – регулятивные УУД;
П – познавательные УУД; К – коммуникативные УУД.
Литература.
1.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы\
(Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.); под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.-М.: Просвещение, 210с.-239с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы/(А.Я.Данилюк)-М.: Просвещение, 210 с.-24с.
3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2011.-95с.:ил.
Интернет-ресурсы:
Образцы карточек для дифференцированной работы
Задание
Перед тобой одно из изображений креста. Подумай, что означают сокращения на перекладине. Аккуратно скопируй и расшифруй их. ___________________________________________________________________________________________ Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.? (По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.) Объясни значения этих букв. I. ___________________________________ Н. ___________________________________ Ц. ___________________________________ I. ____________________________________ |
Задание
Перед тобой одно из изображений креста. Подумай, что означают сокращения на перекладине. Аккуратно скопируй и расшифруй их. IC____________________________________________XC________________________________________ Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.? (По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.) Объясни значения этих букв. (в учебнике с. 27) I. ___________________________________ Н. ___________________________________ Ц. ___________________________________ I. ____________________________________ |
Задание
Перед тобой одно из изображений креста. Подумай, что означают сокращения на перекладине. Аккуратно скопируй и расшифруй их. IC Иисус____________________________________ XC_______________________________________ Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.? (По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.) Объясни значения этих букв. (В учебнике с. 27) I. Иисус______________________________ Н. Назарянин_________________________ Ц. ___________________________________ I. ____________________________________ |
Задание
Перед тобой одно из изображений креста. Подумай, что означают сокращения на перекладине. Аккуратно скопируй и расшифруй их. Царь____________________________________ Иудейский_______________________________ Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.? (По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.) Объясни значения этих букв. I. Христос Н. Воскрес________________________ Ц. Воистину_______________________ I. Воскрес_________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: Псалтирь в православной культуре.
Данный проект разработан в курсе ОРКСЭ. Его цель: определить значение Псалтири в православной культуре....
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"
Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...
Индивидуальный проект по основам православной культуры "Развилка двух дорог"
Проект "Развилка двух дорог" выполнена по учебной дисциплине "Основы православной культуры" по теме "Зачем творить добро?"...
Технологическая карта урока по православной культуре для 4 класса по теме урока" Подвиг"
Карта составлена по учебнику Кураева А Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры", 4 класс.Подведение под понятие слово "Подвиг".Осмысление статьи учебник...
проект по Основам Православной Культуры на тему"Именная икона"
Проектная работа включает в себя цели, задачи, выводы, список литературы...
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....