методическая разработка по ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Лаврова Лидия Петровна

тема Рождество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_rabota_lavrovoy_l.p.docx654.29 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная работа

Разработка урока

по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

подготовила

учитель начальных классов

ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Лаврова Лидия Петровна

2020 год

Урок №11 «В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос…»

                                                                         

Пояснительная записка

Цели и задачи урока

Метапредметные:

регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

познавательные УУД: создавать условия для развития памяти; обогащать словарный запас; выполнять универсальные логические действия: анализ, устанавливать причинно-следственные связи , извлекать информацию из учебника, работать с иллюстрациями;

коммуникативные УУД: создавать условия для развития монологической речи; владеть диалогической формой коммуникации, формировать собственное мнение, позицию.

личностные УУД: формировать ценностное отношение к православной культуре, культуре празднования христианского праздника в традиции русского народа; воспитывать любовь к традициям русского народа.

Предметные: дать представление о событиях Рождества Христова, о православном празднике Рождество Христово и русских традициях его празднования;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: атрибуты для инсценировки «Сочельник», «Христославы», проектор, компьютер, презентация.

Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая.

Использованная литература:

  1. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры».  О.Л. Янушкявичене,  Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина, Москва, «Русское слово», 2013;
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы православной культуры».  О.Л. Янушкявичене,  Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина, Москва, «Русское слово», 2013

Ход урока

  1. Вводное слово учителя. Постановка проблемы.

Учитель предлагает детям послушать стихотворение Саши Черного (пр.1), строки из которого вынесены в заглавие урока и сказать с каким событием оно связано.

Дети называют событие – Рождество Христово.

Учитель ставит проблемный вопрос «Что в стихотворении не является фантазией поэта?»

Дети предлагают варианты. Учитель вместе с учащимися делает вывод, что стихотворение о чуде Рождества, о любви и милосердии Бога.

Учитель предлагает поразмышлять над эпиграфом к уроку и пишет эпиграф на доске до середины: «Бог стал Человеком, чтобы…» и предлагает детям обсудить в парах, как можно его закончить.

Учащиеся предлагают варианты, в процессе обсуждения выбирают наиболее по их мнению точные слова.

Учитель дописывает эпиграф «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Вместе с учащимися объясняет смысл этих слов: Бог стал таким, как мы, чтобы мы постарались уподобиться Ему. Бог пришел на землю, чтобы указать людям путь на небо.

  1. Работа с текстом

Ученики обращаются к тексту учебника, читают о событиях Рождества.

Ребята работают в парах, ученики выделяют в тексте те фразы, мысли, которые вызывают у них вопросы. После прочтения дети задают уточняющие вопросы. Учитель организует работу в группах, помогает, отвечает на вопросы.

  1. Обсуждение информации.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы для самоконтроля

- Почему Иисус Христос родился в пещере? (в переполненном городе для них не было места)

- Как Иосиф и Мария оказались в Вифлееме? (пришли на перепись населения)

- Как объяснить значение слов Иисус, Христос (Спаситель, Помазанник Божий)

- Кто пришел первым поклониться младенцу? (первыми пришли поклониться Младенцу Пастухи.)

- Как узнали волхвы о рождении Спасителя? (волхвы узнали о рождении Спасителя по явившейся на небе необычной звезде)

  1. Включение в обсуждение дополнительных фактов.

Учитель предлагает детям вглядеться в икону Рождества Христова на странице учебника (пр.2) и постараться прочитать, что она рассказывает о Боге. Дети высказывают свои предположения и сравнивают с объяснениями в учебнике. Учитель предлагает задуматься над вопросами, поразмышлять над их толкованием.

- Зачем Младенец Христос так туго укутан пеленами?

(Бог пришёл на Землю не в могущественной силе и славе, а как Человек. )

- Почему Богородица не смотрит на Младенца?

(Богородица родила Сына не для Себя, а для всех людей.)

  1. Беседа-инсценировка по теме урока

Учитель готовит атрибуты и рассказывает об одной из традиции Сочельнике — день накануне Рождества. В этот день обычно садятся за стол, когда над землей появляется первая звезда. Ее ждут в память той самой рождественской звезды. Именно отсюда появилось выражение «путеводная звезда» — это Вифлеемская звезда, указывавшая путь мудрецам.

— Вначале на стол кладут соломку, пучки колосьев пшеницы, овса. Зачем? (В память о яслях Христа.) Сверху — белая скатерть, как будто снег.

Главное угощение в сочельник — сочиво или кутья, еда из вареных зерен с медом. Это особая еда. Зерно ведь удивительное: будто неживое, а посадишь в землю, и оно вновь рождается, воскресает, как Христос воскрес, и дарит новую жизнь, наливаясь колосом. Зерно — символ смерти и воскресения.

К каше можно добавить все, что сладко: изюм, орехи, в знак

сладости райской жизни. Положим в вазочку рождественское печенье — вот козочка, овечка, коровка. А почему такие фигурки пекут на Рождество? (В память о животных в вертепе.) Ставим взвар (кисель) — его обычно варят на рождение ребенка. Учитель «зажигает» (включает) декоративную свечу.

— Как вы думаете для кого она?(Свеча, чтобы путники, Иосиф и Мария, не сбились с пути). А еще раньше в России ставили елки в домах не на Новый год, а на Рождество. Как вы думаете, о чем нашему сердцу может сказать елочка?

Она живет среди холода и снега. Христос родился среди холода, равнодушия (помните, что не нашлось Ему места в домах, кроме пещеры)? Но Он родился и принес радость людям. Елочка — образ этой радости.

Далее учитель предлагает детям стать ненадолго христославами и научиться колядовать — ходить по домам с поздравлениями, песнями. Христославы — те, кто на Святках ходит славить Христа.

Физминутка.

Учитель предлагает детям взять атрибуты и спеть куплет песни «Рождество Христово Ангел прилетел…»

После исполнения песни учитель говорит, что Христославов надо было не только приветить, но и одарить. Давали детям печенья, но при этом обязательно произносили: «Бычки – мальчикам, а коровки – девочкам», «овечки - девочкам, а баранчики – мальчикам». Учитель раздает сувениры в форме печенья каждому ребёнку.

  1. Групповая работа по теме урока

Учитель предлагает детям самостоятельно познакомиться с традициями празднования Рождества, о которых рассказано на страницах учебника и в совместной работе выполнить задание «Найдите соответствие» (пр. 3).  Проверка с помощью презентации.

  1. Опыт детей.

Учитель предлагает обратиться к личному опыту детей. Желающие могут поделиться ситуациям из своей жизни, связанными с традициями празднования Рождества в их семье.

  1. Рефлексия

Учитель предлагает детям представить, что Христос приходит к нам с вопросом: «Могу ли Я родиться в твоей душе, в твоем доме? Могу ли Я прийти к тебе?» и подумать, что для этого нужно (творить добро).

Учитель говорит, что добрые дела, дарующие кому-то, пускай и незнакомому человеку, не только наполняют нашу душу радостью, но и приближают ее ко Христу.

Учитель предлагает ребятам подумать, какое доброе дело можно сотворить для своей семьи, для незнакомого человека, кому традиционно помогают в Рождество (сиротам, бездомным, больным).

  1. Домашнее задание

По выбору 1) Сделать рисунок «Традиции празднования Рождества в моей семье»

2) Узнай и подготовься рассказать в классе, что означали дары, которые принесли Спасителю волхвы.

Приложение 1

Саша Чёрный «Рождественское»

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Приложение 2. Икона Рождества Христова

Приложение 3. Найдите соответствие

Рождество Христово, Ангел прилетел

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация

Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация...

Методическая разработка по ОРКСЭ

Разработка поможет провести урок по теме "Россия - многонациональная держава". Используется проблемно - диалогическая технология....

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...