методическая разработка по ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Зачетная работа
Разработка урока
по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
подготовила
учитель начальных классов
ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»
Лаврова Лидия Петровна
2020 год
Урок №11 «В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос…»
Пояснительная записка
Цели и задачи урока
Метапредметные:
регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
познавательные УУД: создавать условия для развития памяти; обогащать словарный запас; выполнять универсальные логические действия: анализ, устанавливать причинно-следственные связи , извлекать информацию из учебника, работать с иллюстрациями;
коммуникативные УУД: создавать условия для развития монологической речи; владеть диалогической формой коммуникации, формировать собственное мнение, позицию.
личностные УУД: формировать ценностное отношение к православной культуре, культуре празднования христианского праздника в традиции русского народа; воспитывать любовь к традициям русского народа.
Предметные: дать представление о событиях Рождества Христова, о православном празднике Рождество Христово и русских традициях его празднования;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: атрибуты для инсценировки «Сочельник», «Христославы», проектор, компьютер, презентация.
Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая.
Использованная литература:
- Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры». О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина, Москва, «Русское слово», 2013;
- Рабочая тетрадь к учебнику «Основы православной культуры». О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина, Москва, «Русское слово», 2013
Ход урока
- Вводное слово учителя. Постановка проблемы.
Учитель предлагает детям послушать стихотворение Саши Черного (пр.1), строки из которого вынесены в заглавие урока и сказать с каким событием оно связано.
Дети называют событие – Рождество Христово.
Учитель ставит проблемный вопрос «Что в стихотворении не является фантазией поэта?»
Дети предлагают варианты. Учитель вместе с учащимися делает вывод, что стихотворение о чуде Рождества, о любви и милосердии Бога.
Учитель предлагает поразмышлять над эпиграфом к уроку и пишет эпиграф на доске до середины: «Бог стал Человеком, чтобы…» и предлагает детям обсудить в парах, как можно его закончить.
Учащиеся предлагают варианты, в процессе обсуждения выбирают наиболее по их мнению точные слова.
Учитель дописывает эпиграф «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Вместе с учащимися объясняет смысл этих слов: Бог стал таким, как мы, чтобы мы постарались уподобиться Ему. Бог пришел на землю, чтобы указать людям путь на небо.
- Работа с текстом
Ученики обращаются к тексту учебника, читают о событиях Рождества.
Ребята работают в парах, ученики выделяют в тексте те фразы, мысли, которые вызывают у них вопросы. После прочтения дети задают уточняющие вопросы. Учитель организует работу в группах, помогает, отвечает на вопросы.
- Обсуждение информации.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы для самоконтроля
- Почему Иисус Христос родился в пещере? (в переполненном городе для них не было места)
- Как Иосиф и Мария оказались в Вифлееме? (пришли на перепись населения)
- Как объяснить значение слов Иисус, Христос (Спаситель, Помазанник Божий)
- Кто пришел первым поклониться младенцу? (первыми пришли поклониться Младенцу Пастухи.)
- Как узнали волхвы о рождении Спасителя? (волхвы узнали о рождении Спасителя по явившейся на небе необычной звезде)
- Включение в обсуждение дополнительных фактов.
Учитель предлагает детям вглядеться в икону Рождества Христова на странице учебника (пр.2) и постараться прочитать, что она рассказывает о Боге. Дети высказывают свои предположения и сравнивают с объяснениями в учебнике. Учитель предлагает задуматься над вопросами, поразмышлять над их толкованием.
- Зачем Младенец Христос так туго укутан пеленами?
(Бог пришёл на Землю не в могущественной силе и славе, а как Человек. )
- Почему Богородица не смотрит на Младенца?
(Богородица родила Сына не для Себя, а для всех людей.)
- Беседа-инсценировка по теме урока
Учитель готовит атрибуты и рассказывает об одной из традиции Сочельнике — день накануне Рождества. В этот день обычно садятся за стол, когда над землей появляется первая звезда. Ее ждут в память той самой рождественской звезды. Именно отсюда появилось выражение «путеводная звезда» — это Вифлеемская звезда, указывавшая путь мудрецам.
— Вначале на стол кладут соломку, пучки колосьев пшеницы, овса. Зачем? (В память о яслях Христа.) Сверху — белая скатерть, как будто снег.
Главное угощение в сочельник — сочиво или кутья, еда из вареных зерен с медом. Это особая еда. Зерно ведь удивительное: будто неживое, а посадишь в землю, и оно вновь рождается, воскресает, как Христос воскрес, и дарит новую жизнь, наливаясь колосом. Зерно — символ смерти и воскресения.
К каше можно добавить все, что сладко: изюм, орехи, в знак
сладости райской жизни. Положим в вазочку рождественское печенье — вот козочка, овечка, коровка. А почему такие фигурки пекут на Рождество? (В память о животных в вертепе.) Ставим взвар (кисель) — его обычно варят на рождение ребенка. Учитель «зажигает» (включает) декоративную свечу.
— Как вы думаете для кого она?(Свеча, чтобы путники, Иосиф и Мария, не сбились с пути). А еще раньше в России ставили елки в домах не на Новый год, а на Рождество. Как вы думаете, о чем нашему сердцу может сказать елочка?
Она живет среди холода и снега. Христос родился среди холода, равнодушия (помните, что не нашлось Ему места в домах, кроме пещеры)? Но Он родился и принес радость людям. Елочка — образ этой радости.
Далее учитель предлагает детям стать ненадолго христославами и научиться колядовать — ходить по домам с поздравлениями, песнями. Христославы — те, кто на Святках ходит славить Христа.
Физминутка.
Учитель предлагает детям взять атрибуты и спеть куплет песни «Рождество Христово Ангел прилетел…»
После исполнения песни учитель говорит, что Христославов надо было не только приветить, но и одарить. Давали детям печенья, но при этом обязательно произносили: «Бычки – мальчикам, а коровки – девочкам», «овечки - девочкам, а баранчики – мальчикам». Учитель раздает сувениры в форме печенья каждому ребёнку.
- Групповая работа по теме урока
Учитель предлагает детям самостоятельно познакомиться с традициями празднования Рождества, о которых рассказано на страницах учебника и в совместной работе выполнить задание «Найдите соответствие» (пр. 3). Проверка с помощью презентации.
- Опыт детей.
Учитель предлагает обратиться к личному опыту детей. Желающие могут поделиться ситуациям из своей жизни, связанными с традициями празднования Рождества в их семье.
- Рефлексия
Учитель предлагает детям представить, что Христос приходит к нам с вопросом: «Могу ли Я родиться в твоей душе, в твоем доме? Могу ли Я прийти к тебе?» и подумать, что для этого нужно (творить добро).
Учитель говорит, что добрые дела, дарующие кому-то, пускай и незнакомому человеку, не только наполняют нашу душу радостью, но и приближают ее ко Христу.
Учитель предлагает ребятам подумать, какое доброе дело можно сотворить для своей семьи, для незнакомого человека, кому традиционно помогают в Рождество (сиротам, бездомным, больным).
- Домашнее задание
По выбору 1) Сделать рисунок «Традиции празднования Рождества в моей семье»
2) Узнай и подготовься рассказать в классе, что означали дары, которые принесли Спасителю волхвы.
Приложение 1
Саша Чёрный «Рождественское»
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Приложение 2. Икона Рождества Христова
Приложение 3. Найдите соответствие
Рождество Христово, Ангел прилетел
Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”
Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!
Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация
Методическая разработка по ОРКСЭ в 4 классе "Совесть" + презентация...
Методическая разработка по ОРКСЭ
Разработка поможет провести урок по теме "Россия - многонациональная держава". Используется проблемно - диалогическая технология....
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...