программа по ОРКСЭ модуль Светская этика 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Дроздова Елена Станиславовна

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская этика 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_orkse_modul_svetskaya_etika.docx50.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40»

      «Рассмотрено»

Руководитель МО

_______________/

протокол №   _______                                                 от «___» _____________20      г.                              

           «Согласовано»    

зам. директора по УВР

МАОУ «СОШ №40»

 ___________ Свириденко Е.В.

от «___» _____________20       г.                              

«Утверждаю»:

Директор МАОУ «СОШ №40»

____________ Цыбикжапов Б.Д

Приказ № ____

от «___» ____________20       г.                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                                   по  основам светской этики

                                                                                                            для 4 класса

                                                                                                        УМК «Перспектива»

Дроздовой Елены Станиславовны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                                                                                                                                                                                                Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                                                педагогического совета

                                                                                                                                                                                                         протокол №____ от

                                                                                                                                                                                                              «___»_________20___г

2021-2022 учебный год.

Улан-Удэ

Пояснительная  записка.

Рабочая программа разработана  в соответствии  Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, с требованиями   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования), Основной общеобразовательной программой начального общего образования и Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ№40 г.Улан-Удэ», а также планируемыми результатами начального общего образования, на основе примерной программы  учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по  авторской программе А. И. Шемшуриной «Основы светской этики».

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.

Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.

В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Цели и задачи изучения учебного предмета:

  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные
  • представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
  • формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
  • адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
  • изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.

Задачи курса:

  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
  • формирование качеств гражданина России;
  • воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального общего  образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)

Формы и методы работы:

Формы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые,  исследовательские.

Виды и формы контроля: практическая работа,  выставка работ

         НРК реализуется в следующих разделах: «Этика человеческих отношений», «Судьба и Родина едины» 

 Сроки реализации программы: 2021-2022 год.      

 Структура рабочей программы:

1. Планируемые результаты освоения предмета, курса.

2. Содержание учебного курса.

3. Календарно-тематическое планирование

Приложение

1. Планируемые результаты.

Личностные результаты.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные.

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,  
  • строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
  • слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;
  • определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • понимать и сопереживать чувствам других людей.
  • проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

Регулятивные

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;
  • вносить соответствующие коррективы в процесс  реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

Предметные результаты:

  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • познакомиться с основными нормами светской  морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
  • иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
  • осознавать ценности человеческой жизни.

Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос,  домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.
  • Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
  • Самоконтроль.
  • Фронтальный контроль.
  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

2. Содержание учебного предмета

№ п/п

Раздел

Количество часов

НРК

1

Этика общения

Добрым жить на белом свете веселей.

Правила общения для всех.

От добрых правил-добрые  слова и поступки.

Каждый интересен.

5

2

Этикет

Премудрости этикета.

Красота этикета.

Простые школьные и домашние правила этикета.

Чистый ручеек нашей речи.

4

3

Этика человеческих отношений

В развитии добрых чувств – творение души

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Чувство Родины.

Жизнь протекает среди людей.

4

1

4

Этика отношений в коллективе

Чтобы быть коллективом.

Коллектив начинается с меня

Мой класс – мои друзья.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

4

5

Простые нравственные истины 

Жизнь священна.

Человек рожден для добра

Милосердие – закон жизни.

Жить во благо себе и другим.

4

6

Душа обязана трудиться

Следовать нравственной установке.

Достойно жить среди людей.

Уметь понять и простить.

Простая этика поступков

4

7

Посеешь поступок – пожнешь характер

Общение и источники преодоления обид

Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»

4

8

Судьба и Родина едины

С чего начинается Родина.

В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек - чело века.

Слово, обращенное к себе

5

2

9

Обобщение пройденного.

1

Итого

34

3

Национально-региональный компонент (НРК) вводится через связь с другими предметами (окружающий мир, русский язык, технология, ИЗО). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на других уроках, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Характеристика

деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Этика общения (5 часоа)

1

Этика – наука о нравственной жизни человека

1

Читать и понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания -  ориентироваться в словарях и справочниках;

-  формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод

Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

П. - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

К. - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

Р. - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

2

Добрым жить на белом свете веселей

1

3

Правила общения для всех

1

4

От добрых правил - добрые  слова и поступки

1

5

Каждый интересен

1

Этикет (4 часа)

6

Премудрости этикета

1

Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом. Подводят

итоги урока; готовятся к работе над проектом.

-  знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей,

- познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений

П. - строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями.

К. - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

Р. - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

7

Красота этикета

1

8

Простые школьные и домашние правила этикета

1

9

Чистый ручеек нашей речи

1

Этика человеческих отношений (4 часа)

10

В развитии добрых чувств – творение души

1

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют

таблицы; выполняют словарную работу;

Пишут мини-сочинение

ориентироваться в словарях и справочниках;

-  определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

П.- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

11

Природа – волшебные двери к добру и доверию

1

12

Чувство Родины

НРК

1

13

Жизнь протекает среди людей

1

Этика отношений в коллективе (4 часа)

14

Чтобы быть коллективом

1

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную   работу

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К. -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р.- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

15

Коллектив начинается с меня

1

16

Мой класс – мои друзья

1

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи

1

Простые нравственные истины (4 часа)

18

Жизнь священна

1

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную   работу

Формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

П, - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К. -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

19

Человек рожден для добра

1

20

Милосердие – закон жизни

1

21

Жить во благо себе и другим

1

Душа обязана трудиться (4 часа)

22

Следовать нравственной установке

1

Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом. Подводят

итоги урока; готовятся к работе над проектом.

- формирование первичных

представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека

- осознавать ценность человеческой жизни

П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К. - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

23

Достойно жить среди людей

1

24

Уметь понять и простить

1

25

Простая этика поступков

1

Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)

26

Общение и источники преодоления обид

1

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочи-нение

формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,

о значении ответственности в жизни людей

П. - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

27

Ростки нравственного опыта поведения

1

28

Доброте сопутствует терпение

1

29

Действия с приставкой «со-»

1

Судьба и Родина едины (5 часов)

30

С чего начинается Родина

НРК

1

Формулируют  проблемные вопросы

Планируют алгоритм решения проблемы,

записывают проблемные

вопросы.

Читают текст учебника с комментированием;

работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

П. - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

К. - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

Р. - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

31

В тебе рождается патриот и гражданин

НРК

2

32

Человек - чело века

1

33

Слово, обращенное к себе

1

34

Обобщение пройденного

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....

Программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Светская Этика 4 класс

 Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» для обучающихся ...