Программа "Основы религиозных культур и светской этики"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Модуль"Основы православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_pravoslavnyh_kultur.docx | 386.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры», составлена на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы Виноградовой Н.Ф. «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и ООП НОО МАОУ НШ - ДС№72 в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальная школа – детский сад №72 с учетом индивидуальных особенностей, познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа в год.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры», являются следующие умения:
- развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину и свой народ;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения данного курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Познавательные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен-тировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» в 4 классе является сформированность следующих умений:
- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, поднимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
- способности к творческому восприятию и самостоятельному суждению о православной культуре и ее ценностях.
Содержание учебного предмета
Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.
Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что
относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие
нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в
реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение раздела (темы) | Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме) | Практическая часть раздела (темы) программы |
1. | Россия – страна, объединившая народы | 6 | 1 | |
2. | Многообразие культур народов России. | 11 | 1 | |
3. | Православие в России. | 4 | 1 | |
4. | Чему учит православное христианство. | 6 | 1 | |
5. | Традиции православного христианина. | 7 | 2 | |
Итого: | 34 | 6 |
Поурочное планирование
№ п/п | Дата | Тема | Дополнительные сведения |
1. | Россия – многонациональная держава. | ||
2. | Народы Поволжья | ||
3. | Народы Северного Кавказа. | ||
4. | Народы Сибири. | ||
5. | Русский язык – государственный язык. | ||
6. | Когда люди объединяются. Защита Отечества. | ||
7. | Жилища народов России. | ||
8. | Одежда народов России. | ||
9. | Кухня народов России. | ||
10. | Традиционные религии народов России. | ||
11. | Православный храм. | ||
12. | Буддийский храм. | ||
13. | Мечеть. | ||
14. | Синагога. | ||
15. | Народные и религиозные праздники. | ||
16. | Что помогает людям жить в мире и согласии. | ||
17. | Творческие работы. | ||
18. | Православие - традиционная религия России. Крещение Руси. | ||
19. | Православная русская церковь. | ||
20. | Монастыри России. | ||
21. | Вклад православия в развитие русской культуры. | ||
22. | Бог – создатель мира. | ||
23. | Десять заповедей Божьих. | ||
24. | Сын Божий – Иисус Христос. | ||
25. | Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа. | ||
26. | Апостолы – ученики Христа. | ||
27. | Библия – Священная книга Христиан. | ||
28. | Ценности православной семьи. | ||
29. | Богослужение в русской православной церкви. Молитва в православии. | ||
30. | Храм – дом Божий. Правила поведения в православном храме. | ||
31. | Иконы и фрески. | ||
32. | Церковное пение и колокольный звон. | ||
33. | Православный календарь. | ||
34. | Презентация творческих проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.
В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Тематическое планирование в 3 классе по авторской программе "Славянская культура" "Славянская культура"
Тематика занятий в 3 классе спецкурса "Славянская культура"...
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Круглый стол для родителей и детей. «Культура. Культура? Культура!»
Цель: Формировать у родителей и детей понимание значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов;Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и вне ее, а также дома.Возраст: ...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...