4 класс ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Голоднюк Елена Прокофьевна

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

 

Я рады видеть каждого из Вас!

И пусть весна прохладой  в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

                                                                                                                   

      На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое.

Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше.

Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goldnyuk_e._p.4_klass_orkse_umet_ponyat_i_prostit.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет ОРКСЭ  Модуль : Основы светской этики класс.    4класс

Тип урока : Открытие нового знания.

Тема : Умей понять и простить.

Цель: приобретение  учащимися знаний о необходимой черте характера -прощения, путем разрешения учебной проблемы.

Планируемые результаты:

Личностные:

-положительное отношение к изучению человека;

-способность к самооценке;

-знание основных правил поведения в обществе и ориентация на их выполнение.

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

-находить необходимую информацию в учебнике;

- делать обобщения

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; в группе, осуществлять взаимопроверку.

Оборудование: карточки с заданиями для групповой работы,  учебник, м/м доска, палочка для игры

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  «Круг радости» (учитель вместе с детьми стоит в кругу, взявшись за руки 

Добрый день уважаемые коллеги!

Прошу ребят пройти на урок.

Образуйте круг радости, возьмитесь за руки!

Учитель:   

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

 

Я рады видеть каждого из Вас!

И пусть весна прохладой  в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

                                                                                                                       (Прошу занять свои места)

      На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое.

Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше.

Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней.

II. Актуализация.

 Сегодняшний урок ОРКСЭ хотелось бы начать с притчи.

Внимательно просмотрели,  проанализируйте  её,

и  постараетесь определить тему нашего урока.

                                                                                                         (Просмотр притча об обиде )

- Какое же чувство беспокоило душу ученика?

 (Обида)

-Хорошее это чувство или плохое?

- С чем  сравнивается обида в притчи?

 ( с тяжелым грузом)

- Как вы думаете, нужно ли копить этот груз в сердце?

(Нет)

-А почему? На что влияет это чувство? (Ответы)

- Закончите предложение « Когда я обижен(а) я чувствую …….

-К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека, ведь все мы люди, а человечеству свойственно ошибаться.

Каждый может совершить ошибку. А как вы думаете, есть ли средство, которое поможет восстановить душевное равновесие, если тебя обидели  или ты кого-то обидел?

( Нужно помириться, перестать обижаться друг на друга, нужно извиниться, попросить прощение. )

  Обида похожа на камень, который мы носим в сердце.

  И этот камень тяготит прежде всего нас самих. И если мы отвечаем злом тому, кто нас обидел, этот камень становится больше, растёт и может заполнить собою всё сердце. Единственный способ избавиться от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.

-А что нужно уметь, чтобы простить человека?

  (нужно понять, почему он совершил этот поступок)

III .Определение темы и целей урока.

-Предположите  тему нашего урока.   ( Уметь понять и простить.)

-Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:

Что такое прощение?

-Что прощение приносит человеку?

- Как простить обиду?

-Работать сегодня на уроке вы будете в группах, не забывайте правила работы в группе.                                                                                                                                     

IV. Открытие новых знаний.

а) Что такое прощение?

(1 группа находят ответ на 1 вопрос,  найдут лексическое значение этого слова в словаре, и учебнике).

в) 2 группа ребят, поделитесь своими мыслями. Что прощение приносит человеку?

Какие у вас возникли ассоциации, когда слышите слова: « прощения или прости», заполните кластер

(Помириться, не держать зла, наладить хорошие отношения)

                                                                                    Работа в группах

Выступление групп

1 группа

Прощение –прошу, простишь, прощенный      С.И.Ожегова

Прощение – Проявить снисходительность, снять с кого –чего вину, извинить.   Д.Н.Ушакова

Прощение-это когда мы прощаем наших обидчиков, избавляемся от обиды сидевшей внутри.

2 группа

Что прощение приносит человеку?  (интернет)

   Вывод: ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу. Умение прощать сохраняет, сберегает любовь, дружбу, родственные отношения.
Нельзя обиду держать в себе, надо ПРОСТО ПРОСТИТЬ!

Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

ПРОСТИ.

П – понимание

Р – радость

О – открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

Т – терпение

И – искренность, избавление

г) Ребята, а как вы думаете какого цвета прощение? Почему?

Наше сердечко похоже на чистую воду, но иногда приходят люди и обижают нас. В наше сердце приходит зима, холод. Наше сердечко становиться холодным , грустным.

Нам нужно, конечно же, простить этого человека . Мы не сможем простить его без божьего света . Свет божий желтого цвета. И вот когда приходит божий свет в наше сердечко, то оно расцветает, пробуждается,  как деревья весной. Прощение – зеленого цвета! Прости, и твоя душа станет светлее.  

  - Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни             один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не    остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)

      К сожалению, человек, даже зная, что простить обиду необходимо, не всегда легко может это сделать. Как вы думаете почему?      (обсудите в парах).
   

      На Руси есть древнейшая церковная традиция Прощёное воскресенье

     В Прощенное воскресенье все православные христиане просят друг у друга прощения, за все причинённые за год неприятности и обиды. чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, очистить сердце от грехов.

    Попросить прощения – значит, войти в Великий пост с чистой, незапятнанной душой, без вины перед близкими за плечами.        

Прощение уничтожает злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества

           Прощение нужно именно нам самим!!!

           Об этом говорят мудрые мысли. Прочтите их.

     "Умение  прощать - свойство сильных, слабые никогда не прощают"

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                М.Ганди.

         «Хочешь сохранить друзей – научись прощать…»    

                                                                             

ж) В одном африканском племени существует обычай?

 Когда кто-то из племени совершает плохой поступок, жители племени приводят его  в центр поселения, окружают толпой и в течение двух дней просто вспоминают все хорошее , что он делал и благодарят его за это . Они считают , что каждый человек приходит в мир хорошим. Каждый хочет любви, счастья, мира ,безопасности. Но иногда в погони за этими ценностями совершают ошибки. Племя видит в этих ошибках сигнал, крик о помощи. Они объединяются , чтобы поднять упавшего, восстановить его в своей истинной природе . чтобы напомнить ему , кто он есть на самом деле.

       -Почему, когда человек совершает плохой поступок, его племя восхваляет, вспоминают все хорошее, что совершил?                                               (все вместе помогают исправить человеку исправить  ошибку.

V. Физкультминутка .

Встаньте в круг и сделайте пантомиму

     «Я обиделся»

А теперь, расправьте  плечи,  

      губы улыбаются,  

     ладони - свободны,

     живот мягкий,

     голова высоко поднята,

     лицо веселое - такие мы бываем,

     когда мы умеем прощать! 

е) Разбор ситуации. ( по группам) работа с учебником.

Разбор ситуации из учебника. 1 и 2 группа  с111. Г)  Игра "Человеческие чувства и качества" (в группах) (на мультимедийной  доске)

Выбери те качества, которые помогут тебе научиться прощать/.

Досада                              Любовь                                        Скромность

агрессия                           обида                                           зависть

раздражение                  сердечность                                   радость

гнев                                    ненависть                                  умение  понять

доброта                             равнодушие                              снисходительность

- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

VIII Домашнее задание .

-Сформулировать свои правила «Как уберечь себя от обид»

-Сочинение – рассуждение на тему: «Если польза от того, чтобы помнить обиду» .

-Придумать сказку « Обида».

-Загадку придумать.

VII Рефлексия . «Волшебная палочка»

У меня в руках Волшебная Палочка Прощения.

 Как бы вы ее использовали? 
Передайте  палочку по кругу, высказывая свои мысли.

IX Итог урока

Закончим наш урок красивым стихотворением .(читает ученица)

 Уметь прощать - особый дар от бога,

Ни на словах, а, главное, в душе…

Уметь прощать, не принуждая себя строго…

И главное, понять, что это нужно и … тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Рождество Христово" 4 класс (ОРКСЭ)

Разработка урока "Рождество Христово"...

поурочное планирование 4 класс ОРКСЭ

Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики»При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этик...

Взаимоотношение в семье (4 класс) ОРКСЭ

Семья – это то, что всегда с тобой.Семья – это счастье и любовь в доме.Семья – это то, что очень сложно найти и страшно потерять.Семья – это самое значимое  в жизни человека.Семья ...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...

Рабочие программы 1-4 класс ОРКСЭ

Рабочая программа 4 класс. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Светская этика"...

Урок на тему "Справедливость," 4 класс,ОРКСЭ

Презентация к уроку на тему "Справедливость"...

Посиделки (Повторение по теме "Православный храм") 4 -5 класс. ОРКСЭ

Цель урока: закрепить изученное о православном храме, его устройстве, значении в жизни православного человека.Задачи:1.     Формировать гражданскую идентификацию личности.2....