Современные образовательные технологии духовно-нравственного воспитания младших школьников.
статья по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
Никто не станет отрицать важность духовно-нравственного воспитания. Этому безусловно способствует курс «Основы православной культуры», который начинают преподавать уже в начальных классах.
Принципы работы
Для себя в преподавании курса ОПК я определила следующие ключевые принципы:
-Принцип деятельности (ученик сам получает знания через
экскурсии, посещение музеев, храмов, архивов).
-Принцип целостности (на уроках и внеурочных занятиях идет формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире).
-Принцип психологической комфортности (создание доброжелательной атмосферы).
-Принцип творчества (ребенок приобретает собственный опыт творческой деятельности).
Важно, чтобы через нетрадиционные формы обучения ребенок прикоснулся к истокам православия, русской культуры. Поэтому считаю, что в столице необходимо преподавание ОПК с широким применением краеведческого материала по истории культуры Москвы, области, страны и других государств.
Виды работ
Эффективным приемом является использование тематических презентаций, составленных учителями. Когда рассказываешь, например, об устройстве храма, рассказ сопровождается демонстрацией схем. Если говорить о событиях библейской истории, то полезным будет использование географических карт или репродукций картин, написанных по данному сюжету.
Другой, не менее продуктивный метод - это проектная деятельность. По своей дидактической сущности она нацелена на формирование способностей, которые помогают адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Считаю, что не стоит откладывать занятия проектной деятельностью до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
Какую пользу несет занятия ОПК для детей?
Младшие учащиеся с удовольствием занимаются поисковой деятельностью и готовят презентации на компьютере. Такая форма работы развивает мышление, совершенствует навыки работы на компьютере и учит высказывать и аргументировать свою точку зрения. Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть все это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия не только из одной точки мира в другую, но и сравнивать церковное искусство различных эпох. Применение цвета, звука, видеотехники, графики позволяет воссоздать реальный образ объекта или эпохи, а значит, повышает степень усвоения изучаемого материала.
Посредством применения информационно-коммуникационных ресурсов решается и вопрос осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении: ребенок с ослабленной памятью или замедленным темпом усвоения материала получает возможность вернуться к тому моменту видеоролика, который он недостаточно хорошо усвоил или запомнил.
Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок емким, красочным, глубоким, используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, Интернетом и МЭШ. Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет.
У учителя начальных классов имеется уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, историей, трудовым обучением, изобразительным искусством.
Процесс духовно-нравственного воспитания был бы неполным, если бы не нашел продолжение во внешкольной воспитательной деятельности.
Внеклассные и внешкольные мероприятия
Большую пользу приносят разнообразные экскурсии. Мы посетили очень много музеев Москвы и области, а также других регионов. Особенно запомнились посещения храмов Кремля, музея-заповедника «Коломенское». Мы побывали в Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Казани, Волгограде, Элисте, республике Беларусь.
Дети познакомились с культурой и религией разных народов, увидели храмы других религиозных конфессий, что помогло сравнить и понять отличия между ними.
Еще одной незаменимой формой работы считаю проведение праздников. Совместно с родителями младшеклассников нами были проведены календарные вечера: «Здравствуй, Новый год», «Праздник бабушек и мам», «Наша дружная семья», «Народные посиделки», «Малые олимпийские игры», «День именинника» и другие. Весело и интересно проходят православные праздники: Масленица, Рождество, Пасха. Все это способствует формированию таких ценностей, как любовь к близким людям, дружба, доброта, взаимопомощь. Кроме того, создаются условия для самопознания, саморазвития, самореализации.
Важно также, чтобы дети знали историю своей страны, не забывали ее защитников. Ко Дню Победы была подготовлена литературно-музыкальная композиция. Дети рассказывали стихи, пели песни военных лет, танцевали. Представление было показано ветеранам, ученикам других классов, родителям, воспитанникам детского сада. Состоялось выступление и на Поклонной горе. Мой класс ежегодно участвует в акции «Бессмертный полк». В этом году мы посетили реконструкцию битвы под Москвой в музее танка «Т-34», где дети смогли воочию увидеть ужасы войны.
Еще хочу упомянуть о проведении классных часов на духовно-нравственную тематику: «Правда и ложь», «Зависть», Добро и зло», «Страдания и испытания». На этих занятиях формируются и развиваются нравственные чувства детей, идет приобщение к духовным ценностям российского народа.
Нравственное воспитание школьников находит свое отражение в благотворительных акциях, например: «Поможем малоимущим детям». Ученики с удовольствием делятся с одноклассниками учебными принадлежностями: карандашами, линейками, тетрадями. Ежегодно в классах проходит акция «Помоги птицам»: дети самостоятельно изготовляют кормушки для птиц и вывешивают их на территории школы и района.
Интересной формой нравственно-воспитательной работы является проведение различных конкурсов. Например, мы проводили конкурсы стихов: «Моя страна», «Стихи о Москве», «Рождество и Новый год», конкурсы рисунков: «Где я был летом», «Мой храм». Был проведен конкурс поделок «Пасхальное яйцо».
В этом учебном году мои подопечные участвовали в олимпиаде «История и культура храмов столицы». Саша Ситник стал победителем, а Соня Гусенкова - призером олимпиады.
Вывод
Без взаимодействия с семьей, без ее эмоциональной и этической поддержки изучение предмета «Основы православной культуры» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Какие бы формы и методы работы мы ни выбирали, главным критерием является качественное образование и воспитание, которое поможет человеку жить в мире и согласии с собой, людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. Поэтому преподавание основ православной культуры является оптимальной формой приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре и традициям своей семьи, своего народа.
Ирина Бирюкова,
учитель начальных классов
ГБОУ Школа №1248
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".
1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....