Добро и зло в нашей жизни
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
«Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы мировых религиозных культур».
Добро и зло в нашей жизни
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 р.п. Екатериновка
Саратовской области
Завражнова Н.В.
Февраль 2021
Класс: 4 класс
Название предмета - «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур».
Тема урока: «Добро и зло в нашей жизни»- первый урок (по программе - 2часа)
Ф.И.О. учителя: Завражнова Н.В.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, обсуждение и анализ проблемных ситуаций, выборочное чтение и письмо, работа с материалом на карточках, работа в группах, в парах, коллективная и индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Основные термины и понятия: добро и зло.
Оборудование и наглядность: учебник «Основы мировых религиозных культур», тетрадь, презентация по теме, ПК и проектор, чашечные весы, словарь С. И. Ожегова, текст В. И. Осеевой «Три товарища», «кирпичики» - карточки со словами, карточки с пословицами, рисунки сказочных героев, белые и черные кубики – фишки, музыкальные записи песен.
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях в нашей жизни; формулирование «правил доброты».
Задачи: - личностные: развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки ; учить видеть сущность терминов - добро и зло; метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; работать в группе, в парах, индивидуально, коллективно. -предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент. (слайд 3) Звучит песня «Улыбка» - 1 куплет и припев, далее музыка стихает. Учитель читает стихи. В жизни по-разному можно жить - можно в беде, а можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости. А можно так: на рассвете встать, и помышляя о чуде, Рукой обноженной солнце достать и подарить его людям. - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок. 2. Определение темы и цели урока. (слайд 4-5) …Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо? Учитель: - Знакомы ли Вам эти строки? Какие чувства они у вас вызывают? Определите тему нашего урока. А как вы думаете - какие цели нашего урока? ( ответы учащихся) Учитель: Слово «хорошо»- новое слово в литературе . Вспомните, как это слово звучит на старославянском языке? На старославянском языке оно означает «добро». С какими поступками оно ассоциируется? (с добрыми поступками) Назовите антоним этому слову? (добро-зло) 3. Актуализация знаний по теме: беседа - Понятны ли вам слова «добро» и «зло»? - Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (ответы учащихся) Учитель: Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним. - Как вы понимаете слово « добро»? (ответы детей) - Как вы понимаете слово «зло»? (ответы детей) 4. Изучение нового учебного материала а) Словарная работа. (слайд 6) Заглянем в книгу мудрости – в Толковый словарь С.И. Ожегова. С. И. Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, предотвращает вражду». С.И. Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
б) Чтение и анализ рассказа В.А. Осеевой «Три товарища» (тексты – на партах, чтение вслух уч-ся) (слайд 7)
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Вопрос: Можно ли назвать Колю добрым, внимательным мальчиком? Почему ты так думаешь?
Вывод.- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?
- Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность –
взаимопонимание и взаимоуважение.
в) Задание в группах « Положительные качества характера человека» (слайд 8)
Подобрать на каждую букву слова, обозначающие положительные качества характера человека (ответы поочередно в каждой группе, дополнения)
Д - дружелюбный
О - отзывчивый
Б - бережливый
Р - рассудительный
О - откровенный
г) Обсуждение проблемного задания «Как можно управлять и побеждать зло?» - Расскажите, что такое «зло»? Приведите примеры проявления зла.
-Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев? - Где у нас закипает? (ученик показывает на грудь) Куда злость движется дальше? Сначала она приводит в движение язык, потом руки и ноги. Люди даже пускают в ход кулаки. Потом движется в область шеи .Только что было в ней широко, а теперь узко. Буль-буль-буль -закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить , как в народе говорят «проглотить». Но это удается не всем. Зло часто оказывается сильнее. В гневе человек теряет свой человеческий облик. - Что нужно делать для того, чтобы вернуть человеческий облик? (ответы учащихся) д) Коллективная работа « Стена - щит на пути зла». (слайд 9) - Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я даю вам слова – кирпичики, из которых вы сложите стену-щит. Выбирайте кирпичики с умом - не каждый из них годится. (Кирпичики : добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, гнев, сострадание, добродетель, улыбка, зависть, послушание, честность , гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь , прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. ) -Посмотрите, ребята, какие слова остались ? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: «От зла можно закрыться только добром!» 5. Физминутка: (слайд 10) Одной из главных тем русских народных сказок были темы добра и зла. В сказках все просто: этот герой злой, а этот добрый. Я буду называть (показывать) вам сказочного героя, а вы закрываете лицо ладошками, если он злой, а если добрый – радостно хлопаете в ладоши. (Иван - царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас - Барабас, Дюймовочка, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина, Морозко) 6. Изучение нового учебного материала: а) Слово учителя по новой теме. (слайд 11) Учитель: Древние греки считали, что на Земле существовали добрые и злые боги, боги, равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Библия (иудаизм и христианство ) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно , зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным , то есть на Земле появилось зло. В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедовал людям следовать путем добра и справедливости. В буддизме зло - это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних. – В мировых религиях существует правила, которым должен следовать верующий человек,- заповеди. Однако, как сказано в Библии , человек нарушил заповеди жития в Раю. Это нарушение назвали – грехопадением. Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу. Ад – посмертное наказание грешников. Рай – вечная блаженная жизнь на небесах.
Воздаяние – награда или кара за дела добрые или злые. б) Самостоятельная работа учащихся по учебнику – с.24-25 (слайд 12) Задание: прочитать текст и выписать 2-3 предложения, которые вы считаете наиболее важными для этого урока. (проверка: чтение по одному предложению – каждый учащийся) в) Работа с пословицами (работа в парах) (слайд 13) Учитель: Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце», «Доброе слово, что ясный день», «Жизнь дана на добрые дела», «Добрый человек придёт, словно свету принесёт», «Добрый человек лучше каменного моста». О добре и зле народ сложил много пословиц . Давайте в парах составим пословицы на карточках и объясним их смысл. ( составляют, читают, объясняют) * За своим богом пойдешь, добрый путь найдешь. * Добрым путем Всевышний правит. * Доброе слово лечит, а злое калечит. * Доброе слово человеку, что дождь в засуху. *Худо тому, кто добра не делает никому. * Добро помни, а зло забывай. 7. Закрепление знаний. Составление «Правил доброты» (слайд 14) Согласитесь, что нам приятно, когда нас окружают добрые люди, но для этого мы должны сами быть добрыми. Давайте вместе разработаем правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (высказывания детей)
• не врите, будьте честными;
• будьте добры к ближнему , и добро вернётся к вам;
• любите других, и вас будут любить;
• помогайте слабым;
• умейте прощать;
• каждый день делайте добрые дела;
• учитесь не только говорить, но и слушать (будьте внимательными к окружающим: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи, поддержке, сочувствии);
• не хвастайтесь – хорошее дело само за себя говорит;
• радуйтесь успехам своих друзей;
• живите и поступайте так, чтобы окружающим вас людям было приятно и радостно.
8. Итог урока. Д/з.
1. Что такое доброта?
2. Как, по-вашему, выглядит доброта? Какие краски и почему вы бы выбрали, чтобы нарисовать доброту?
3. Готовы ли вы назвать себя добрым человеком и почему?
Дома запишите в тетрадь добрые и злые свои поступки за неделю. Сделайте вывод: каких поступков вы совершили больше?
9. Рефлексия. (слайд 15)
-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут весы ответить на
этот вопрос? На одну чашу весов кладем «зло» (темные фишки), означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите белые фишки на другую чашу весов. Какая же чаша весов перевесит?
Слово учителя: (если перевесит чаша «добра»)
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек
оставляет после себя добрый след.
Слово учителя: (если перевесит чаша «зла») - Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
Хочу я, чтоб ДОБРО (слайд 16)
к вам пришло,
Как свет весенний,
как тепло костра:
Пусть для вас источником добра.
Не станет то, что для других зло.
По жизни вы идите всегда
только дорогой Добра.
-А теперь улыбнитесь друг другу и споем все вместе песню «Если добрый ты» (звучит запись песни – дети подпевают).
Список литературы и интернет - ресурсов
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. А. Л. Беглов, Е. В. Саплина,Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. — М. : Просвещение, 2010.
- Методическое пособие «Основы религиозных культур и светской этики». Серия «Современная школа». М.,»Планета» 2013.
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка.- «Советская энциклопедия». М. 1973.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М. 1973.
- Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие для работы с родителями.- М. Просвещение. 2012.
6. http://www.psychologov.net/view_post.php?id=2205
https://lit.na5bal.ru/kultura/6103/index.html
https://lit.na5bal.ru/doc/17036/index.html
https://lit.na5bal.ru/literatura/24610/index.html
http://muzofon.com/, http://www.svetoch-opk.ru/ http://wiki.iteach.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша жизнь-постоянный выбор между добром и злом
Мероприятие способствует формированию у учащихся представления «о совести» , учит детей слышать «голос» совести; нацеливает на совершение добрых поступков, развивае...
Театрализованное представление "Наша жизнь в наших руках".
Мероприятие направлено на формирование правильного поведения детей на дорогах соблюдение пожарной безопасности, а также воспитание бережного отношения к собственному здоровью....
Родительское собрание в начальной школе на тему "Добро и зло в нашей жизни".
"Добро и зло в нашей жизни"...
Исследовательская работа "Добро и милосердие в нашей жизни".
Цель работы: выяснить легко ли быть добрым и милосердным, на примере отношения к братьям нашим меньшим....
Познавательная беседа «Добрые и теплые чувства в нашей жизни»
Цели:закрепить правила дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга....
Образовательный проект на тему: «Добро и Зло в нашей жизни. В чем свобода человека?»
Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 3 классов...
Конспект урока "Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?"
Цель занятия: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях в нашей жизни; формулирование «правил доброты»...