Рабочая программа ОРКСЭ мировые религиозные культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Хлыстова Ирина Валентиновна

Рабочая программа курса ОРКСЭ мировые религиозные культуры в которой представлены цель и задачи данного курса, тематическое и поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovyh_mirovnyh_religioznyh_kultur.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Преамбула

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы   мировых   религиозных   культур»,  составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС  № 72 города Калининграда, на  основе   Концепции   духовно – нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина  России  и  авторской   учебной программы   Виноградовой  Н.Ф.,   в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.  

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.

Рабочая программа курса  «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» рассчитана на 34 часа.

       Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур», в 4 классе являются следующие умения:

– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

           Метапредметными результатами изучения данного курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

          Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

         Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

          Коммуникативные УУД:

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

            Предметными результатами изучения  курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировой религиозной культуры» в 4 классе является сформированность следующих умений:

– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях;

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

           В результате изучения курса ОРКСЭ  учащиеся научатся:

  • традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
  • значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
  • историю возникновения и распространения православной    культуры,
  • роль православной культуры в истории России
  • основы духовной традиции православия,
  • определения основных понятий православной культуры,
  • взаимосвязь между религиозной (православной)культурой и поведением людей,
  • описание основных содержательных составляющих священных книг,
  • описание священных сооружений,
  • описание религиозных праздников и святынь православной культуры,

получат возможность научиться:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии —  основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережно относиться  к материальным и духовным ценностям;
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения  высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • слушать собеседника, вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Содержание учебного предмета

            Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.  Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские, её географическое положение, природа, население. Древние города России, их памятники культуры, народы Поволжья, народы Северного Кавказа, народы Сибири.            Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

            Мораль. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

          Что такое религия? Какие религии принято называть мировыми? Что такое культура рождения религий. Что помогает жить людям в мире и согласии. Как возникли правила. Что такое религия. Какие религии принято называть мировыми. Какие религии являются мировыми.

           Особенности мировых религий. Христианство-мировая религия. Священная книга христиан. Ислам – мировая религия. Особенности исламского искусства. Буддизм – мировая религия. Чему учит буддизм. Что такое семья. Семейные ценности. Подготовка и защита творческих работ и проектов.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы или тема

Количество часов на изучение раздела (темы)

Количество  часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме)

Практическая часть раздела (темы)

программы

1.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

3

2.

Мораль.

13

           1

3.

Что такое религия? Какие религии принято называть мировыми?

13

1

4.

Особенности мировых религий.

5

            3

Итого:

34

 5

Поурочное планирование

№ п/п

Тема

Дополнительные сведения

1.

Россия – многонациональное государство.

2.

Как все начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья.

3.

Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и Дальнего Востока.

4.

Русский язык – государственный язык России.

5.

Когда люди объединяются.

6.

Что нам стоит дом построить.

7.

Заглянем в праздничный сундук. Приглашаем к праздничному столу.

8.

Культура, рожденная религией.

9.

Православный и буддийский храм.

10.

Мечеть и синагога.

11.

Народные и религиозные праздники. Цаган – Сар, Навруз.

12.

Рождество, Пасха.

13.

Курбан  - Байрам. День рождения Пророка.

14.

Шабат, Пуриль, Праздник Весак.

15.

Что помогает жить людям в мире и согласии. Как возникли правила.

16.

Творческие работы учащихся. Будь милосерден и добр. Почитай родителей. Не завидуй, не предай.

17.

Творческие работы учащихся. Что такое религия? Какие религии принято называть мировыми?

18.

Что такое традиционная религия? Религиозная культура.

19.

Христианство – мировая религия.

20.

Учение Иисуса Христа. Благая весть.

21.

Священная книга христиан. Православие в России.

22.

Троице – Сергеева лавра. Князь Дмитрий и преподобный Сергий.

23.

Православный храм. Ценности христианской семьи.

24.

Христианские праздники.

25.

Ислам – мировая религия. Чему учит ислам. Пророки ислама.

26.

Главная книга ислама. Ислам в семье и семейной жизни.

27.

Особенности исламского искусства. Праздники ислама.

28.

Буддизм – мировая религия. Кто основал буддизм?

29.

Чему учит буддизм? Буддийские храмы и монастыри.

30.

Семья – это доверие и любовь.

31.

Буддийские праздники.

32.

Подготовка творческих проектов.

33.

Презентация творческих проектов.

34.

Презентация творческих проектов.

Работа с одаренными и неуспевающими детьми (консультации, тренинги и т.д.)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В программе представлено календарно-тематическое планирование, пояснительная записка к курсу, критерии оценивания...

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. (Дидактическая система "Русское слово")

Рабочая программана 2012 - 2013 учебный годк комплексному курсу "ОРКиСЭ"предметная область : "Основы духовно - нравственной культуры народов России".модуль : "Основы мировых религиозных культур"(дидак...

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: "Основы мировых культур и светской этики", автор Данилюк А. В....

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур", 4 класс

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур", 4 класс...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур"...