Разработка урока по курсу ОРКСЭ и ОМРК по теме «Православие»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
На уроке обучающиеся познакомятся с понятием православие, расширят представления о православной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavie_1.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Православие ( модуль ОМРК)
Цель: знакомство обучающихся с понятием православие.
Задача:
- Расширить представления детей о православной культуре.
- Формировать у обучающихся комплексное представление об иконах, православных праздниках, молитве.
- Способствовать развитию речи, живого образного мышления. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки, учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.Б.Амиров, О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачёва; под редакцией Т.Д.Шапошниковой»
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение использовать текст , структурировать знания по теме урока .
Предметные, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями освоение знаний по теме «Православие»
Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного пособия («православие», «храм», «молитва»), а также с рассказом об первых конах и об иконе А. Рублёва «Троица» Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.
Этапы урока | Деятельность учителя |
I.Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок |
II. Актуализация знаний | - Назовите основные религии. (Христианство, ислам, буддизм, иудаизм (Слайд) - Прочитайте слова и скажите, их значение? ( Тора, Библия, Трипитака , Коран) -Священные книги религий - Соедините религии и священные книги. - Что объединяет людей всех религиозных культур?( Обращение к Богу через молитву) Работа в парах - Сейчас в группах разгадайте кроссворд. (Приложение 1) -Прочитайте, какое слово получилось. -Как вы думаете, какая тема урока? (Православие) -Что мы знаем по этой теме? ЗНАЮ - Что хотим узнать? ХОЧУ УЗНАТЬ |
III. Изучение нового материала | -Произнесите слово «православие», какие корни в слове. -Подумайте, что может означать слово «православие»? - Где мы можем подтвердить свою информацию Работа с учебником - Давайте посмотрим, какое определение православия в учебнике на с. 100? (Православие – это умение правильно обращаться к Богу, то есть умение молиться) Православие – это русский перевод греческого слова ортодоксия ( «орто»- прямой, правильный, «доксия» - мнение, учение, слава ) (Слайд) Православие - наиболее распространенная и укоренившаяся христианская традиция в культуре большинства народов нашей страны. Православие является неотъемлемой частью истории и культуры России. (Слайд) - В православии люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой (просьбой) Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили? Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. - Как называется обращение к богу в православии? Так что такое молитва? Молитва (работа с текстом учебника) - Как вы думаете, все ли молитвы одинаковы? (У православных людей есть три вида молитвы. ( слайд) Самая распространенная молитва – это просьба. - Как вы думаете, что представляет собой молитва просьба? Православие - наиболее распространенная и укоренившаяся христианская традиция в культуре большинства народов нашей страны. Православие является неотъемлемой частью истории и культуры России. - Прочитайте определение молитвы-просьбы в учебнике с. 103. - Наши предположения о молитве - просьбе подтвердились? - О каких молитвах вы еще слышали? - Более редкая молитва – благодарение. -Как вы думаете, почему эта молитва редкая? -Редкая, потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Да, получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом. Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Работа в парах -Прочитайте стихотворения. Найдите, в каком стихотворении автор использует стиль - молитва? ( Приложение2) -Мы увидели, как молитва стала стилем обращения в художественной литературе. Храм - В каких местах люди могут молиться? (в храме, церкви) - Попробуйте дать определение слову «храм». (Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.) - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются старые и строятся новые церкви. -Издавна храмы строили в самых красивых местах. Посмотрите ещё раз на эти храмы. Они одинаковые или отличаются друг от друга? - Найдите в учебнике с.101, каким образом храм отличается от всех остальных зданий? - Почему на куполах крест?
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. -Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? - Часто на храме строят не одну, а несколько куполов. - Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? - Отправимся на дистанционную экскурсию по храму. (видео) - Храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь. -В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. Средняя часть храма- место для прихожан собравшихся на церковную службу. Здесь расположен центр храма- пространство под куполом. Это символ неба, с которого Бог смотрит на молящихся. Главнейшая часть храма — это алтарь. Самая священная часть храма: здесь совершается священнослужителями богослужение, находится святой престол. Располагается алтарь в самой восточной части храма. Стенка, отделяющая алтарь от храма, имеет «царские врата» в центре. Через них священник выходит к прихожанам из алтаря. Алтарь отделен от основного храма иконостасом – большая стена. Состоящая из нескольких рядов икон. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. -Как вы думаете, зачем нужны колокола? - Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. - Послушайте фрагмент колокольных звонов (аудиозапись) |
IV/Физкультминутка | |
Икона -Кто был в храме? -Ч то запомнилось? (много икон) -Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы. - А что такое икона? « Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд ) - Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. - Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя.В России выявлено более 470 именований Икон Божией Матери. - Как вы думаете кому молятся православные христиане глядя на икону? - Большую роль в жизни православного человека играют церковные праздники. -Какие православные праздники знаете? (Праздник Рождества Христова, Пасха )(слайд). | |
V. Рефлексия | - Какую учебную задачу мы ставили на урок? - Что такое православие? «Да ,нет»
Проверка. ( Слайд) |
VI.Самооценка | -Оцените свою работу, поставьте себя на лестницу успеха |
VII. Домашнее задание | Подготовить сообщение об одном из традиционных праздников Русской православной церкви. |
.
Приложение 1
Кроссворд
1.Ученики Христа (Апостолы)
- Одно из Христианских таинств называется ___________________. Это таинство совершается через троекратное погружение вводу (Крещение)
- Мусульмане совершают это ______________, 5 раз в день. (Намаз)
- «Благая весть» (Евангелие)
- Священная книга иудаистов (Тора)
- Сын божий, который жил земной жизнью (Христос)
- Священная книга Христиан (Библия)
- Святой день, день отдыха у евреев (шаббат)
- Это слово происходит от еврейского «рабби»- «учитель мой» (Раввин)
- Помещение для общественной молитвы евреев (Синагога)
- Светильник, семисвечник, древний символ, восходящий к образу мирового дерева (Менора)
Приложение 2
Галина Зверева
Молитва
Рано утром, как проснусь,
Сразу Богу улыбнусь.
Улыбнётся Бог в ответ -
Темноту рассеет свет.
Я умоюсь, причешусь,
На колени опущусь,
Руки к небу подниму
И скажу: "Благодарю!
За рассвет, за новый день,
Что в саду цветёт сирень.
Что живу, пою, люблю
Папу, маму, всю семью.
Что с Тобой могу дружить,
Нашей дружбой дорожить.
Афанасий Фет «Весенний дождь»
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купался, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Наталья Алдохина
Глаза икон и свечи плачут...
Дрожащий голос в тишине:
"Пошли нам, Боженька, удачу,
Любовь и счастье на земле...
Пускай дожди проходят мимо,
Пусть солнце каждый день встаёт
Лучами яркими над миром,
В сердцах растапливая лёд...
Пусть мама нежно улыбнётся,
А папа рядышком всегда
С семьёй своею остаётся...
Пусть не стучится к нам беда...
И пусть спокойным будет небо,
Цветы в лугах и детский смех,
И в доме пахнет свежим хлебом,
Благослови нас, Боже, всех!"
Стоит девчушка пред иконкой,
Ладошки как два мотылька...
Слетают с губ её тихонько
Простые детские слова...
Молитва. Мария Пожарова
Девочка молилась:
"Господи, помилуй
Папу, маму, Таню,
И старушку няню!"
Девочка склонилась.
Солнце озарило
На головке милой
Золото кудряшек.
"Господи, помилуй
Всех зверьков и пташек!
Бедного барбоску,
Пёсика больного,
И котёнка Дымку,
И в саду берёзку
Что от ветра злого
Ночью надломилась"...
девочка молилась.
Ангел неведимкой
пролетая мимо,
Ласково, незримо,
До неё коснулся,
Тихо улыбнулся,
И понёс моленье
В райское селенье.
Фёдор Тютчев «Полдень»
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,—
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
Методическая разработка для курса ОРКСЭ.
Образей родительского собрания по курсу ОРКСЭ....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"
Методическая разработка урока составлена по ФГОС....
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).
Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» УМК: А. Кураев 4класс.Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г. Те...
Методическая разработка по курсу ОРКСЭ. Виртуальная экскурсия для 4 класса "Храмовый комплекс на Средней Рогатке"
Виртуальная экскурсия для 4 класса "Храмовый комплекс на Средней Рогатке "...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ по теме "Дружба"
Понимание учащимися необходимости и ценности понятий "дружба"и "настоящий друг"...
Методическая разработка к курсу ОРКСЭ "Православное учение о человеке".
Методическая разработка к курсу ОРКСЭ "Православное учение о человеке"....