Разработка урока по курсу ОРКСЭ и ОМРК по теме «Православие»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данилюк Ирина Геннадьевна

На уроке обучающиеся познакомятся  с понятием православие, расширят  представления о православной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavie_1.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Православие ( модуль ОМРК)

Цель: знакомство  обучающихся с понятием православие.

Задача:

  • Расширить представления детей о православной культуре.
  • Формировать у обучающихся комплексное представление об иконах, православных праздниках, молитве.
  • Способствовать  развитию речи, живого образного мышления. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки, учебник «Основы духовно- нравственной культуры  народов России. Основы  религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур»  4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.Б.Амиров,  О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачёва; под редакцией Т.Д.Шапошниковой»

Планируемые результаты:

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи,  моделирование понятия, умение использовать   текст , структурировать знания по теме урока .

Предметные, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями освоение знаний по теме «Православие»

Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного пособия («православие», «храм», «молитва»), а также с рассказом об первых конах и об иконе А. Рублёва «Троица» Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.

Этапы урока

Деятельность учителя

I.Организационный  момент

Эмоциональный настрой на урок

II. Актуализация знаний

- Назовите основные    религии.

(Христианство, ислам, буддизм, иудаизм  (Слайд)

- Прочитайте слова и скажите, их значение? ( Тора, Библия, Трипитака , Коран)

-Священные книги религий

- Соедините религии и священные книги.

 - Что  объединяет людей всех  религиозных культур?( Обращение к  Богу  через молитву)

Работа в парах

- Сейчас в группах разгадайте кроссворд. (Приложение 1)

-Прочитайте, какое слово получилось.

-Как вы думаете, какая тема  урока? (Православие)

-Что мы знаем по этой теме?

ЗНАЮ

- Что хотим узнать?

ХОЧУ УЗНАТЬ

III. Изучение нового материала

-Произнесите слово  «православие», какие  корни в слове.

-Подумайте, что может означать слово «православие»?

- Где мы можем подтвердить свою информацию

Работа с учебником

- Давайте посмотрим, какое определение православия в учебнике на с. 100? (Православие – это умение правильно обращаться к Богу, то есть умение молиться)

     Православие – это русский перевод греческого слова ортодоксия

( «орто»- прямой, правильный, «доксия» - мнение, учение, слава ) (Слайд)

      Православие - наиболее распространенная и укоренившаяся христианская традиция  в культуре большинства народов нашей страны. Православие  является  неотъемлемой  частью  истории и культуры России. (Слайд)

- В православии люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой (просьбой) Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили? Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.

 - Как называется обращение к богу в православии? Так что такое молитва?

  Молитва (работа с текстом учебника)

 - Как вы думаете, все ли молитвы одинаковы?  (У православных людей есть три вида молитвы. ( слайд)   Самая распространенная молитва – это просьба.

 -  Как вы думаете, что представляет собой молитва просьба? Православие - наиболее распространенная и укоренившаяся христианская традиция  в культуре большинства народов нашей страны. Православие  является  неотъемлемой  частью  истории и культуры России.

 - Прочитайте определение молитвы-просьбы в учебнике  с. 103.

- Наши предположения о молитве - просьбе подтвердились?

  -  О каких молитвах вы еще слышали?

 - Более редкая молитва – благодарение.

  -Как вы думаете, почему  эта молитва редкая?

 -Редкая, потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Да, получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.

Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая.      

Работа в парах

-Прочитайте стихотворения. Найдите, в каком стихотворении автор использует стиль - молитва?

( Приложение2)

-Мы увидели,  как молитва стала стилем обращения в художественной литературе.

Храм

-  В каких местах люди  могут молиться? (в храме, церкви)

  - Попробуйте  дать определение слову «храм». 

(Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.)

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются старые и  строятся новые церкви.

 -Издавна храмы строили в самых красивых местах. Посмотрите ещё раз на эти храмы. Они одинаковые или отличаются друг от друга?

  - Найдите в учебнике с.101, каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

  - Почему на куполах крест?

  • Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. (Слайд)               
  • Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля. (Слайд)
  • Иногда храм устраивается в виде круга. (Слайд)

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

  -Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

   - Часто на храме строят не одну, а несколько куполов.

   - Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

    - Отправимся на дистанционную  экскурсию по храму. (видео)

  -  Храм  разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь.

 -В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению.

          Средняя часть храма- место для прихожан собравшихся на церковную службу. Здесь расположен центр храма- пространство под куполом. Это символ неба, с которого Бог смотрит на молящихся.  

         Главнейшая часть храма — это алтарь. Самая священная часть храма:

 здесь совершается священнослужителями богослужение,  находится святой престол.

                 Располагается  алтарь в самой восточной части храма. Стенка, отделяющая алтарь от храма, имеет «царские врата» в центре. Через них священник выходит к прихожанам из алтаря. Алтарь отделен от основного храма иконостасом – большая стена. Состоящая из нескольких рядов икон.

         Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    -Как вы думаете, зачем нужны колокола?

  - Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

- Послушайте фрагмент  колокольных звонов (аудиозапись)

IV/Физкультминутка

Икона

  -Кто  был в храме?

 -Ч то запомнилось? (много икон)   

   -Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.

  -   А что такое икона?

 « Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд )

    - Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом.                                                          

     - Образы  Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их  можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя.В России выявлено более 470 именований Икон Божией Матери.

- Как вы  думаете кому молятся православные христиане глядя на икону?

- Большую роль в жизни православного человека играют церковные праздники.

-Какие православные праздники знаете? (Праздник Рождества Христова,  Пасха )(слайд).

V. Рефлексия

- Какую учебную задачу мы ставили на урок?

- Что такое православие?

«Да ,нет»

  1. Православие означает «правильное, истинное мнение, правильно славящее бога» (да)
  2. Сборник молитв называется «Библия» (нет)
  3. Православный храм – это то место, где собираются верующие (нет)
  4. Икона в переводе с греческого значит «образ» (да)
  5. Пасху христиане называют Праздником праздников (да)

Проверка. ( Слайд)

VI.Самооценка

-Оцените свою работу, поставьте себя на лестницу успеха

VII. Домашнее задание

Подготовить сообщение об одном из традиционных праздников Русской православной церкви.

 

.

Приложение 1

Кроссворд

1.Ученики Христа (Апостолы)

  1. Одно из Христианских таинств называется ___________________. Это таинство совершается через  троекратное погружение вводу (Крещение)
  2. Мусульмане совершают это ______________, 5 раз в день. (Намаз)
  3. «Благая весть» (Евангелие)
  4. Священная книга иудаистов (Тора)
  5. Сын божий, который жил земной жизнью (Христос)
  6. Священная книга Христиан (Библия)
  7. Святой день, день отдыха у евреев (шаббат)
  8. Это слово происходит от еврейского «рабби»- «учитель мой» (Раввин)
  9.  Помещение для общественной молитвы евреев (Синагога)
  10. Светильник, семисвечник, древний символ, восходящий к образу мирового дерева (Менора)

Приложение 2

Галина Зверева

Молитва

Рано утром, как проснусь,

Сразу Богу улыбнусь.

Улыбнётся Бог в ответ -

Темноту рассеет свет.

Я умоюсь, причешусь,

На колени опущусь,

Руки к небу подниму

И скажу: "Благодарю!

За рассвет, за новый день,

Что в саду цветёт сирень.

Что живу, пою, люблю

Папу, маму, всю семью.

Что с Тобой могу дружить,

Нашей дружбой дорожить.

Афанасий Фет «Весенний дождь»

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купался, трепещет.

 

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

 

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Наталья Алдохина

Глаза икон и свечи плачут...

Дрожащий голос в тишине:

"Пошли нам, Боженька, удачу,

Любовь и счастье на земле...

Пускай дожди проходят мимо,

Пусть солнце каждый день встаёт

Лучами яркими над миром,

В сердцах растапливая лёд...

Пусть мама нежно улыбнётся,

А папа рядышком всегда

С семьёй своею остаётся...

Пусть не стучится к нам беда...

И пусть спокойным будет небо,

Цветы в лугах и детский смех,

И в доме пахнет свежим хлебом,

Благослови нас, Боже, всех!"

Стоит девчушка пред иконкой,

Ладошки как два мотылька...

Слетают с губ её тихонько

Простые детские слова...


Молитва. Мария Пожарова

Девочка молилась:

"Господи, помилуй

Папу, маму, Таню,

И старушку няню!"

Девочка склонилась.

Солнце озарило

На головке милой

Золото кудряшек.

"Господи, помилуй

Всех зверьков и пташек!

Бедного барбоску,

Пёсика больного,

И котёнка Дымку,

И в саду берёзку

Что от ветра злого

Ночью надломилась"...

девочка молилась.

Ангел неведимкой

пролетая мимо,

Ласково, незримо,

До неё коснулся,

Тихо улыбнулся,

И понёс моленье

В райское селенье.

Фёдор Тютчев «Полдень»

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

 

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,—

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф спокойно дремлет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Методическая разработка для курса ОРКСЭ.

Образей родительского собрания по курсу ОРКСЭ....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).

Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» УМК: А. Кураев  4класс.Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г. Те...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ по теме "Дружба"

Понимание учащимися необходимости и ценности понятий "дружба"и "настоящий друг"...

Методическая разработка к курсу ОРКСЭ "Православное учение о человеке".

Методическая разработка к курсу ОРКСЭ "Православное учение о человеке"....