Тема урока - Христианская семья.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кирьянова Елена Александровна

Тема урока - Христианская семья

 

Тип урока - Урок усвоения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей                                                                г. Электрогорска Московской области

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«ХРИСТИАНСКАЯ  СЕМЬЯ»

Модуль «Основы православной культуры»

Автор: учитель начальных классов

МОУ лицей

Кирьянова Е.А.

                                                       

Электрогорск

2021год

Тема урока - Христианская семья

Тип урока - Урок усвоения новых знаний

Цели урока - а) формировать представление  учащихся о христианской семье, её ценностях.
б) развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

Задачи - формирование первоначальных представлений о православной семье.

Планируемые результаты  урока -

осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

понимать значение религиозной морали  в выстраивании благоприятных отношений в семье;

испытывать  чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;

определять самостоятельно  цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.

владеть навыками смыслового чтения текстов,  осознанного построения речевых высказываний.

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Дидактическое обеспечение                                                                                                          - А.В. Кураев «Основы православной культуры» учебник для  4-5 класса;

 - презентация «Христианская семья»;

- задания для учащихся

Методы - Словесный, наглядный, практический

Формы деятельности - Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Литература и Интернет-ресурсы

- учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры»

- С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

-Книга «Пословицы и поговорки русского народа».

- https://infourok.-

- https://kopilkaurokov

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.

Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим  частичку своей любви, доброты, тепла и радости.

2. Мотивация к учебной деятельности   

                                                                                                                                                                Если взять любовь и верность,
К ним добавить чувство, нежность,
Всё умножить на года,
То получится – семья!                                                                                          Слайд 2

3. Актуализация знаний

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?                                                                  Ребята, как вы думаете, зачем  нужен разговор о семье?

-Прежде чем мы начнём разговаривать о семье, надо узнать, что такое семья, что означает это понятие.     (ответы детей)                                                                                                                                                

Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Мы много говорили о семье. Так давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре. ( Дети заранее готовят).

Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.                                                                                                     Слайд 3

4. Изучение нового.

- А что же такое «христианская семья»?  (ответы детей)                                                                                                                                                

Тема нашего урока «Христианская семья».                                                          Слайд 4

- Какую же  задачу мы сегодня поставим перед собой?

 - Понять, что такое  «христианская семья»?   

  - Как мы будем добиваться выполнения  поставленной задачи?  (Будем рассуждать, получать информацию из учебника, слушать друг друга, делать выводы, выполнять задания, отвечать на вопросы)                                                                                                                                             Работа с текстом                                                                                                                                                                  

- Для этого прочитаем текст и ответим на вопросы:

Парная работа

«Семья - это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо».                                                                                                                            

- С чем сравнивают семью?                                                                                                                                            - Что такое ковчег?                                                                                                                                                                           - Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

-Христианская семья это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды.

                                                                                                                                                              Слайд 5

- С чего начинается  христианская семья?                                                                                                                               - Христианская семья -  начинается с таинства брака.

  Фронтальная работа .                                                                                                                                 Организую фронтальную работу с тексом учебника.

  1. Как в православии называется вступление в брак?                                                    Слайд 6                                                                                  - Венчанием.
  2. Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания?                                                                - Венцы.
  3. Какое значение имеет венец?

      -Награда за решимость людей подарить себя друг другу.

  1. Почему венцы, похожие на корону, символизирую не богатство и власть, а терпение? 

- Венцы означают одновременно и награду, и мученичество. Выражение «мученический  венец» напоминает о терновом венце Христа.

      5.Почему обручальное кольцо является символом вечности?

-Нет начала и конца. Жених и невеста до смерти должны быть верными друг другу, когда станут мужем и женой.

– Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.

Чтение и анализ текстов (работа по группам)

На партах  у вас лежат карточки с текстами по группам. Прочитайте свои истории и подготовьте ответ на вопрос.

1 группа

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

Если трудная работа, нужно дружно напевать,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей,улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

- В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (Запись – «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 группа

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

- Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (Запись – «Братская любовь», «Нравственный долг».)

3 группа

                Чтение легенды « Как появилась дружная семья».  

                Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:  Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Вопрос: Какие качества нужны для дружной семьи?

(Запись - Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба)

- Ответ групп.

5.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Самостоятельная работа

-А теперь я проверю, как вы поняли, что же объединяет всех членов семьи?

Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Запишите правильно текст.

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

-Давайте проверим, как у вас получилось.

Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.                                                             Слайд 7

- Как вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой?

- Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были семейные традиции. – Уточним значение слова «традиция»?                                                                                                      - Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени, то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

                                                                                                                                Слайд 8

•  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  Приглашать гостей и собирать застолье;

•  Собирать и хранить семейные фотографии;

•  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

-А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о своей семье.

Моя родословная, (несколько детей  рассказывают о своей семье, гербе  семьи, который придумывали дети со своими родителями, генеалогическое древо, рисунок семьи,  традиции, фотографии).

- Христианская семья также вместе празднует Пасху, Рождество Христово и другие православные праздники. Семейные традиции и общие события сближают людей, делают семью защищенной от всех невзгод.

6.Закрепление изученного материала.

Не случайно о семье написано много стихов, картин, снято много фильмов, сложено много пословиц и поговорок. Дополните каждую пословицу нужным словом.                           Работа в группах.

На что и клад, коли в семье … (лад).

В семье согласно – так и дело идёт …(прекрасно).

Семья в куче, не страшна … (туча).

Любовь да совет – так и … (горя) нет.

В родной семье и …(каша) гуще.

Семьей дорожить — …(счастливым) быть.

Семейное согласие  -   …     ( всего дороже).                                                                                                                  Не смейся над старым -  … и ( сам будешь стар).                                                                                                               У кого детей много –       ..      (тот не забыт от Бога).

- Каждая группа зачитывает составленные пословицы

- Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. 

В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония Муромские. Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм.                          Слайд 9

Рассказывает ученик.

«В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости».

– Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.

8 июля православные верующие чтят память этих святых.

 В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии, просят о счастье, любви, благополучии.               

С 8 июля 2008 года в России отмечается праздник «День любви, семьи и верности».

Символом праздника стала ромашка.                                                                Слайд 10

7.Итог урока

- Какую  задачу ставили на уроке? Решили?

- На какие вопросы вы  получили ответы?

8.Рефлексия

- На ваших ромашках вы можете написать правила семейной жизни, которые соблюдаются в ваших семьях.

- Кто хочет поделиться правилами жизни в вашей семье, прикрепите свои ромашки на наш плакат. (Дети оформляют плакат.)                                                          Слайд 11,12

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Христианская семья и ее ценности

Тема урока: Христианская семья и ее ценности...

Конспект урока "Христианская семья"

Урок помогает детям и их родителям взглянуть изнутри на семейные ценности, которые передаются в семье.Учащиеся дают определение , что такое семья.Способствует выявлению знаний у детей по изученной ран...

Презентация к уроку "Христианская семья"

Слайды к уроку помогают сопровождать слова учителя. Что такое венцы, венчание. Слайд к рассказу-притче Л.Н. Толстого "Старый дед и внучек". История любви и верности благоверных Петра и Февронии....

Разработка урока: "Христианская семья"

Разработка направлена на формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, умения общаться в кругу семьи....

Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.

Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....