Тема урока - Христианская семья.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока - Христианская семья
Тип урока - Урок усвоения новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г. Электрогорска Московской области
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
«ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»
Модуль «Основы православной культуры»
Автор: учитель начальных классов
МОУ лицей
Кирьянова Е.А.
Электрогорск
2021год
Тема урока - Христианская семья
Тип урока - Урок усвоения новых знаний
Цели урока - а) формировать представление учащихся о христианской семье, её ценностях.
б) развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.
Задачи - формирование первоначальных представлений о православной семье.
Планируемые результаты урока -
осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;
понимать значение религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье;
испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;
определять самостоятельно цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.
владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Дидактическое обеспечение - А.В. Кураев «Основы православной культуры» учебник для 4-5 класса;
- презентация «Христианская семья»;
- задания для учащихся
Методы - Словесный, наглядный, практический
Формы деятельности - Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Литература и Интернет-ресурсы
- учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры»
- С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
-Книга «Пословицы и поговорки русского народа».
- https://infourok.-
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.
Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты, тепла и радости.
2. Мотивация к учебной деятельности
Если взять любовь и верность,
К ним добавить чувство, нежность,
Всё умножить на года,
То получится – семья! Слайд 2
3. Актуализация знаний
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Ребята, как вы думаете, зачем нужен разговор о семье?
-Прежде чем мы начнём разговаривать о семье, надо узнать, что такое семья, что означает это понятие. (ответы детей)
Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Мы много говорили о семье. Так давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре. ( Дети заранее готовят).
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Слайд 3
4. Изучение нового.
- А что же такое «христианская семья»? (ответы детей)
Тема нашего урока «Христианская семья». Слайд 4
- Какую же задачу мы сегодня поставим перед собой?
- Понять, что такое «христианская семья»?
- Как мы будем добиваться выполнения поставленной задачи? (Будем рассуждать, получать информацию из учебника, слушать друг друга, делать выводы, выполнять задания, отвечать на вопросы) Работа с текстом
- Для этого прочитаем текст и ответим на вопросы:
Парная работа
«Семья - это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо».
- С чем сравнивают семью? - Что такое ковчег? - Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?
-Христианская семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды.
Слайд 5
- С чего начинается христианская семья? - Христианская семья - начинается с таинства брака.
Фронтальная работа . Организую фронтальную работу с тексом учебника.
- Как в православии называется вступление в брак? Слайд 6 - Венчанием.
- Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания? - Венцы.
- Какое значение имеет венец?
-Награда за решимость людей подарить себя друг другу.
- Почему венцы, похожие на корону, символизирую не богатство и власть, а терпение?
- Венцы означают одновременно и награду, и мученичество. Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа.
5.Почему обручальное кольцо является символом вечности?
-Нет начала и конца. Жених и невеста до смерти должны быть верными друг другу, когда станут мужем и женой.
– Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.
Чтение и анализ текстов (работа по группам)
На партах у вас лежат карточки с текстами по группам. Прочитайте свои истории и подготовьте ответ на вопрос.
1 группа
Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.
Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей,улыбнись!
Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?
- В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (Запись – «Труд каждого»; «Общее дело».)
2 группа
Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.
Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?
- Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (Запись – «Братская любовь», «Нравственный долг».)
3 группа
Чтение легенды « Как появилась дружная семья».
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Вопрос: Какие качества нужны для дружной семьи?
(Запись - Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба)
- Ответ групп.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Самостоятельная работа
-А теперь я проверю, как вы поняли, что же объединяет всех членов семьи?
Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Запишите правильно текст.
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
-Давайте проверим, как у вас получилось.
Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством. Слайд 7
- Как вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой?
- Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были семейные традиции. – Уточним значение слова «традиция»? - Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени, то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
Слайд 8
• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• Приглашать гостей и собирать застолье;
• Собирать и хранить семейные фотографии;
• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
-А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о своей семье.
Моя родословная, (несколько детей рассказывают о своей семье, гербе семьи, который придумывали дети со своими родителями, генеалогическое древо, рисунок семьи, традиции, фотографии).
- Христианская семья также вместе празднует Пасху, Рождество Христово и другие православные праздники. Семейные традиции и общие события сближают людей, делают семью защищенной от всех невзгод.
6.Закрепление изученного материала.
Не случайно о семье написано много стихов, картин, снято много фильмов, сложено много пословиц и поговорок. Дополните каждую пословицу нужным словом. Работа в группах.
На что и клад, коли в семье … (лад).
В семье согласно – так и дело идёт …(прекрасно).
Семья в куче, не страшна … (туча).
Любовь да совет – так и … (горя) нет.
В родной семье и …(каша) гуще.
Семьей дорожить — …(счастливым) быть.
Семейное согласие - … ( всего дороже). Не смейся над старым - … и ( сам будешь стар). У кого детей много – .. (тот не забыт от Бога).
- Каждая группа зачитывает составленные пословицы
- Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними.
В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония Муромские. Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм. Слайд 9
Рассказывает ученик.
«В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости».
– Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
8 июля православные верующие чтят память этих святых.
В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии, просят о счастье, любви, благополучии.
С 8 июля 2008 года в России отмечается праздник «День любви, семьи и верности».
Символом праздника стала ромашка. Слайд 10
7.Итог урока
- Какую задачу ставили на уроке? Решили?
- На какие вопросы вы получили ответы?
8.Рефлексия
- На ваших ромашках вы можете написать правила семейной жизни, которые соблюдаются в ваших семьях.
- Кто хочет поделиться правилами жизни в вашей семье, прикрепите свои ромашки на наш плакат. (Дети оформляют плакат.) Слайд 11,12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Христианская семья и ее ценности
Тема урока: Христианская семья и ее ценности...
Конспект урока "Христианская семья"
Урок помогает детям и их родителям взглянуть изнутри на семейные ценности, которые передаются в семье.Учащиеся дают определение , что такое семья.Способствует выявлению знаний у детей по изученной ран...
Презентация к уроку "Христианская семья"
"Христианская семья"...
Презентация к уроку "Христианская семья"
Слайды к уроку помогают сопровождать слова учителя. Что такое венцы, венчание. Слайд к рассказу-притче Л.Н. Толстого "Старый дед и внучек". История любви и верности благоверных Петра и Февронии....
Реферат по курсу основы православной культуры на тему : «Портрет христианской семьи»
Итоговая работа на курсах по ОПК...
Разработка урока: "Христианская семья"
Разработка направлена на формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, умения общаться в кругу семьи....
Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.
Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....